Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Января 1964



 

…Сегодня утром я видела S.G., человека, который уехал в Америку и который был лично знаком с Кеннеди и даже разговаривал с ним по поводу возможности открытого объединения с Россией, чтобы оказывать давление на мир во избежании вооруженных конфликтов (он выразился так: «чтобы мирным образом урегулировать все вопросы о границах, все территориальные споры», начиная, конечно, с Китая и Индии). Кеннеди с энтузиазмом воспринял это. Сразу же был приглашен русский посол, и посол, также с энтузиазмом воспринявший эту идею, позвонил Хрущеву (Хрущев кажется достаточно хорошим человеком). Договорились обсудить это на очередном заседании ООН. Вслед за этим Кеннеди вышел из игры[14]…

Но эта идея была снова подхвачена Хрущевым, который смотрел на нее с большим энтузиазмом.[15] Кажется — я не знаю, точно ли это, потому что это сказал Z (русский ученик); но Z послал Хрущеву мою статью «Мечта»[16] для создания маленького «международного центра» (мне не нравится слово «международный», но, в конце концов, это не важно), и Хрущев ответил: «превосходная идея, весь мир должен сделать ее былью». Хорошо, я не знаю, точно ли так он сказал, но, как бы там ни было, Хрущев был хорошо расположен к этой идее. И S.G. близком знаком с американским послом в Дели… Короче говоря, S.G. прислал мне новое предложение — первое, я одобрила его, я даже наложила на послание мои благословения, и он стал искать встречи с Неру: Неру сразу же пригласил обоих послов на конференцию[17]. В то время я немало поработала, и вещи хорошо двигались… Сейчас же, кажется, что новый Президент (Джонсон), пока что, продолжает делать то, что делал прежний: он ничего не переворачивает…

Если это будет успешным, это даст конкретное выражение усилию трансформации без насилия.

 

*

* *

 

Немного позднее, в связи

с новым американским учеником

 

… Они, о! Самонадеянны, о!… раздуваются от своей высшей миссии — они родились на земле, чтобы ПОМОЧЬ земле. У них такая добрая воля! Они хотят помочь всей земле, (иронически) помочь земле. Они приходят сюда, но вместо того, чтобы спросить себя, чему они могут здесь научиться, они приходя ПОМОГАТЬ: они приходят навести порядок (а сейчас здесь нет «порядка»!), устроить вещи так, как они должны быть устроены, внести практический настрой в эти витающие в облаках умы!…

 

Есть и другая самонадеянность, которая кажется мне более серьезной, чем американская — это европейская самонадеянность. Потому что они действительно думают, что они очень утонченные интеллектуалы. Американцы хотят «помочь» — они дети. Но западные люди — интеллектуальные «мудрецы»; попробуй-ка пронять их умы!… Им нечему учиться.

 

У меня было очень мало контактов с этими людьми.

 

Да, точно! Они такие: это крепость. Такова вся европейская «элита».

 

Особенно французы, нет?

 

Французы в большой степени, но так почти везде в Европе: немцы…

 

Итальянцы не считают себя особенными интеллектуалами.

 

Но немцы, англичане…

 

О! Англичане, это другое дело, мой мальчик! Все, что не английское, ничего не стоит! (Мать смеется). Только англичане практичны, только англичане интеллектуальны, только англичане знают, как жить, только англичане имеют силу, только англичане… В конечном счете, есть только англичане, вся земля должна дойти до того, чтобы стать английской — но англичане, я не переносила их в возрасте пяти лет![18] (Мать смеется) Припоминаю, я обычно говорила: «Но наши настоящие враги, (по-детски, вот так, между нами) наши настоящие враги — это не немцы; ими всегда были англичане. И затем, как и Шри Ауробиндо, я восхищалась Наполеоном; так что я питала неприязнь к англичанам и за то, как они обошлись с ним.

О! Нет! Англичане… (смеясь) единственное, что реабилитирует их в мировой истории, так это то, что Шри Ауробиндо приезжал учиться в их страну! Но он ясно говорил, что во время своей учебы там он чувствовал сокровенную близость с Францией, а не с Англией.

О! Англичане… нет, английская надменность — это не просто традиционный штамп. Из-за чего они стали такими? Откуда к ним это пришло? Ведь у них нормандские корни.

 

Но они стали островитянами, стали жить на острове.

Да, в этом все дело.[19]

 

 

*

* *

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

«Мечта»

 

Где-то на земле должно быть место, которое ни одна нация не могла бы объявить своей собственностью; где все люди доброй воли, искренние в своем стремлении, могли бы свободно жить как жители мира, не подчинясь ни одной власти, кроме власти всевышней Истины; это место мира, согласия, гармонии, где все бойцовые качества человека использовались бы исключительно для покорения причин его страданий и бедствий, для триумфа над его ограничениями и неспособностями; это место, где потребности духа и забота о прогрессе преобладали бы над удовлетворением желаний и страстей, поиском удовольствий и материального наслаждения. В этом месте дети могли бы интегрально расти и развиваться, не теряя контакта со своими душами; образование давалось бы не с целью сдачи экзаменов или получения сертификатов и постов, а с целью обогащения имеющихся способностей и приобретения новых. В этом месте звания и должности были бы замещены возможностями служить и организовывать; телесные потребности всех людей удовлетворялись бы равным образом, и интеллектуальное, моральное и духовное превосходство выражалось бы в общей организации не через прибавление удовольствий и сил жизни, а через рост обязанности и ответственности. Красота во всех ее формах — живопись, скульптура, музыка, литература — была бы равным образом для всех доступна, возможность наслаждаться ею была бы ограничена только способностями человека, а не социальным или финансовым положением. Ибо в этом идеальном месте деньги больше бы не имели высшей власти; индивидуальная ценность значила бы гораздо больше, чем материальное благосостояние и социальное положение. Там работа была бы не средством зарабатывания на жизнь, а средством самовыражения и развития собственных способностей и возможностей, средством, находящимся одновременно на службе сообщества в целом, которое, в свою очередь, обеспечивало бы всех своих членов необходимыми средствами к существованию и предоставляло бы каждому члену поле для его деятельности. В целом, это было бы место, где человеческие отношения, обычно базирующиеся почти исключительно на конкуренции и борьбе, были бы заменены на отношения соревновательности в попытке сделать самое лучшее, на отношения сотрудничества и настоящего братства.

Земля еще не готова для реализации этого идеала, потому что человечество еще не обладает ни достаточным знанием, чтобы понять и принять эту идею, ни сознательной силой, совершенно необходимой для ее реализации; вот почему я называю это мечтой.

Однако эта мечта находится на пути становления реальностью; это то, что мы стараемся делать в Ашраме Шри Ауробиндо, на очень маленьком масштабе, в соответствии с нашими ограниченными средствами. Наше достижение, несомненно, очень далеко от того, чтобы быть совершенным, но есть постоянный прогресс; мы постепенно движемся к нашей цели, которая, как мы надеемся, однажды раскроется миру как практическое и эффективное средство для того, чтобы выбраться из сегодняшнего хаоса и родиться для новой жизни, более гармоничной и более истинной.