Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этапы применения методики контент-анализа

Первый этап в подготовке к применению методики контент-анализа состоит в определении совокупности сообщений, которую предполагается изучать. Обычно совокупность сообщений определяется с помощью набора критериев, которым должно отвечать каждое сообщение. Чаще всего список используемых критериев сводится к трем основным позициям: тип сообщения, автор сообщения и время сообщения.

При подготовке к проведению контент-анализа принимается решение о единице аналитического наблюдения (единица анализа) – отдельном элементе того сообщения (или сообщений), которое необходимо изучить. Простейшим и наименьшим из возможных элементов сообщения является слово («лексический символ»). Единицей более высокого уровня выступает тема, представляющая отдельное высказывание о конкретном предмете.

Существуют методические требования к единице анализа: она должна быть достаточно большой, чтобы выражать определенный смысл; достаточно малой, чтобы не выражать много значений; свободно идентифицироваться. Число первичных единиц аналитического наблюдения (элементов) должно быть достаточно велико, чтобы служить основой для статистической выборки.

Второй этап применения методики контент-анализа это декомпозиция текста: выделение из содержания множества смысловых элементов, последующее упорядочение которого зависит от типа или варианта методики. Выбрав смысловую единицу и ее признаки, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет использоваться для количественного анализа материала.

Третий этап применения методики контент-анализа предусматривает саму процедуру подсчета или квантификацию множества элементов текстового массива. Есть специальные процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа, например, формула коэффициента Яниса, предназначенная для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприятными (относительно принятой позиции) оценками, суждениями, аргументами. Применяются и более тонкие способы количественного описания содержания текста. Они связаны с построением шкал для оценки выделенных характеристик текста.

Четвертый этап – содержательная интерпретация результатов декомпозиции текстового массива и квантификации выделенных элементов. Обычно он построен на выявлении и оценке таких характеристик текстового материала, которые позволяют дать ответ на вопрос, что хочет подчеркнуть (скрыть) его автор и что является в его понимании приоритетным направлением политических действий. Содержательная интерпретация завершается аналитическими выводами, соотносящимися с целями и задачами исследования, декларированными на его начальном этапе.

На заключительном пятом этапе применения методики обычно происходит верификация полученных результатов, которая может проводиться либо путем повторения исследовательской процедуры другими исполнителями, либо на основе критического осмысления и сопоставления новых данных с уже имеющейся информацией. Полезным считается также и их соотнесение с информацией, полученной путем применения иных исследовательских подходов. В случае успешной верификации результатов аналитической работы они фиксируются в итоговом документе конкретного прикладного проекта и могут служить как самостоятельной, так и промежуточной основой для подготовки практических шагов в сфере политической практики.