Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Января 1968



 

Есть вопрос, но…

 

Вопрос?

 

Есть факт, о котором ты, вероятно, уже осведомлена…

Какой факт?

 

Приходил ли к тебе с визитом этот итальянец, Е со своей женой?

И что?

 

Он спрашивал меня о «тантризме левой руки», ты знаешь, «Вама Магра»…

 

Что это такое?

 

Это так называемые тантрики, использующие сексуальность, чтобы делать «йогу». Он задавал мне всевозможные вопросы о месте сексуальности в йоге, добавив, что в течение года они с женой старались жить на другом плане и другим образом. Тогда я попытался обрисовать ему истинную точку зрения и дал ему письмо, которое я вдохновенно написал[1]о проблеме сексуальности в йоге, и в конце привел две цитаты Шри Ауробиндо, показывая «витальную ошибку» позади этой так называемой йоги. Я послал ему письмо, а три дня спустя он пришел ко мне с этим письмом, озадаченный. Он сразу же спросил: «А знаете ли вы, что в Ашраме есть ‘оккультный центр’, работающий с благословения Матери?»

 

Что? Что еще такое!

 

Да, так и сказал. Тогда я его спросил: «Что это за оккультный центр?» Он ответил: «Это внутренний центр для ‘наиболее продвинутых учеников’, ‘самых сведущих’, и в этом центре есть кто-то наподобие высшей служительницы» — это была Y [ученица из Европы].

 

О! Это Y.

 

Затем он сказал: «Я очень обеспокоен и шокирован. Я здесь посторонний человек, приехал только четыре дня тому назад, а меня уже осаждают с нескольких сторон. Что это значит? Мать действительно благословила их?» Затем, возвращая мое письмо, он мне сказал: «Но то, что они делают, их взгляд на вещи совсем не согласуется с тем, что вы пишите в этом письме.» И он привел мне пример. Он сказал: «Посмотрите на эту крошку R. Они воображают, что создают супраментальное существо — очевидно, супраментальное существо делается не так, но, в конце концов, они могут пытаться сотворить милое существо…» Их методика такова: они берут этого ребенка[2], маленького R, включают музыку, и пока он ее слушает, они ласкают его всего, включая его половые органы.[3] Затем он спросил: «Что это значит? Действительно ли на этом уровне осуществляется трансформация?… Вот существо, из которого надо сделать миленькое существо, а они сейчас портят его или притягивают к нему невесть что — одобряет ли это Мать?…»

 

Ты видел этого ребенка?

 

Нет, не видел.

Родители приносили его ко мне несколько дней тому назад, поскольку… он все больше заболевает, так что они обеспокоились и принесли его ко мне. Я думаю, что этот ребенок на плохом пути. Во всяком случае, он выглядит как тот, кто живет в извращенной грезе. Как раз в грезе витальной сексуальности. Он бледный, у него вялый взгляд, нет реакций. Бедный ребенок… Ты знаешь, в первый раз, когда я взяла его на руки, я ожидала увидеть эффект тишины, но вместо этого он принялся кричать.[4] На этот раз я решила, что заговорю с ним с самого начала, так что я стала ему говорить, говорить… Он был одуревшим; но я взяла его на руки, он оставался у меня, не шевелился. Что они делают… я не знаю, убьют ли они его, но во всяком случае[5]…

Я знаю, мой мальчик, я знаю! Но что же делать?… Ведь, как видишь, Шри Ауробиндо и я, мы принадлежим «прошлому»; «Бюллетень» — это орган «прошлого», а они все «впереди». Их целый отряд.

 

Да, ты видишь, этот человек здесь только четыре дня и уже…

 

Да, такие дела.

Он уже собирается уехать, впрочем.

 

Он был шокирован. Он сказал мне: «Действительно…»

Это я понимаю! Я понимаю.

Они говорят… Нет, они говорят еще хлеще: они говорят, что я — «ученица Y». Ты понимаешь, вот так: «Я учусь у Y», я учусь у нее жизни и йоге!

Я знаю! я знаю это с давних пор. Здесь есть люди со здравым смыслом, но им трудно выбраться из этого. И они не хотят ничего говорить, потому что «ученики» (ученики, воображающие, что обладают фантастической силой) впадают в ужасное негодование и устраивают сцены! Конечно, никому не хочется сцен, поэтому никто и не говорит. Люди со здравым смыслом просто воздерживаются от того, чтобы ходить туда. Но это длится уже долго, больше года.

Чтобы не называть имен: туда ходят A, G и т.д. [ученики с Запада], все это не индийцы.[6]

 

Да! Как раз это мне и сказал итальянец, а затем спросил: «Этот канадец и его так называемая ‘девушка’, что все это значит?… Когда я был на Тихом океане, мне предлагали похожую инициацию: оставить на три дня в хижине с девушкой. То же самое делается в Ашраме?»

 

«Девушка» начинает чувствовать отвращение.

 

У меня было ощущение, что что-то подобное происходит, но я не знал, что это приняло такие масштабы…

 

О! это приняло ужасные масштабы — огромные… Первым мне об этом сообщил S.M., давно, больше года тому назад. Затем и другие говорили. Конечно, они «брали в оборот» и F, и R [ученики с Запада].

 

Да, индийцы различают подобное.

Ах, у них настоящая духовность [Мать касается своего сердца], так что они не клюют на это!

Но, ты понимаешь, когда у Y был, так сказать «брюшной тиф» (которого у нее на самом деле никогда не было: это часть большой игры, это якобы «болезнь трансформации»), она хотела поехать в больницу Веллора вместе с М. Тогда она написала мне с просьбой все устроить, чтобы их поместили в одну палату. И в своем письме она выразилась буквально так: «Для меня М. — Бог»… Так что для этого бедолаги это было тяжеловато!… В конечном счете, подобные вещи тонут в собственной смехотворности. Я же просто делаю вот так [жест внесения Света]. Посмотрим. Говорю тебе, первым делом этот бедняга М. заболел: у него заболела поясница. Его лихорадка закончилась… но у него больше не было позвоночника! И самое забавное то, что когда вещи принимают худой оборот, они принимаются писать мне — мне, принадлежащей «отжившему свое прошлому»! Так что он спрашивал моего совета: следует ли сделать это, стоит ли сделать то… Мне доставило удовольствие ответить ему (через Y), что его болезнь носила, главным образом, психологический характер и что я не вижу, как доктор мог бы помочь ему! С тех пор — молчание.

 

Но все же, печально смотреть на этого ребенка.

Что касается этого малыша… ничего. Этот ребенок, я не знаю, говорила ли я тебе о нем: я ничего не видела, ничего не предвидела, особенно ничего не формулировала, просто посмотрела на этих двух [отца и мать]; она еще не получила развода и, как бы там ни было, они жили вне общества; так что я подумала, что было бы лучше, если бы ребенок родился в Ауровиле, где есть полная свобода. Это и все. Это началось здесь и кончилось здесь. Я никогда не думала, что это будет «необычайное» существо, ничего подобного: просто ребенок. Но вечером, предшествовавшим рождению ребенка (он родился около часа ночи, я думаю), накануне вечером я получила телеграмму из Америки, извещавшую о смерти Поля Ришара. Я не знаю, что сейчас с ним сталось, но я обучала его оккультизму: он знал, как войти в другое тело. И я знала также (через других людей), что он давно помышлял вернуться сюда. Так что оба известия вместе, это мне… А! я сказала: «Удивительно!» Ведь как раз достаточно времени, чтобы нормально выйти из своего тела и нормально войти в другое. Я ничего не говорила, но когда Амрита принес мне телеграмму, мы посмотрели друг на друга, и я сказала: «Смотри-ка!». Это и все. На следующий день весь Ашрам знал, что Поль Ришар реинкарнировал в R! Кто-то даже написал мне: «Кажется, вы устроили реинкарнацию…» «О», - сказала я, - «Довольно, хватит!» [Мать смеется]. Вот так.

Как факт… У Поля Ришара была очень нездоровая сексуальная сторона, совсем не здоровая, далеко от этого. У него было много ментального знания (много, очень сильный интеллект), но не духовной жизни. Так что он не был необычайным существом — с ним произошло то, что и должно было произойти.

Это ребенок, я пыталась, но… В его витальном строении что-то перекашивается, это несомненно. Посмотрим.

Посмотрим.

Но они уже наложили (к счастью, меньше легковерия с этой стороны), они уже наложили формацию на другого ребенка[7], A.F.: они говорят, что это Рамзес из Египта… Я же ничего не знаю об этом (!), я ничего не видела. Во всяком случае, он очень мил — сейчас он очень мил.

 

Надеюсь, они не ходят в эту группу?

Не думаю, в конце концов… Не думаю, что они проглотили эту наживку.

 

Ведь отец его очень мил.

Очень мил. Единственная неприятность для ребенка в том, что группы крови его отца и матери не согласуются друг с другом. В этом есть трудность, но, как бы там ни было, я думаю, что он выйдет из этого затруднения.

 

(молчание)

 

Под предлогом свободы…

Они ведут активную пропаганду?

 

Да, ты видишь, этот итальянец сказал мне: «Я здесь только четыре дня, но уже осажден с нескольких сторон.» А прочтя мое письмо, он сказал мне: «Что же, что происходит там, совсем отличается от этого, они не могут иметь благословение Матери.» И он задал мне вопрос.

 

Нет, это еще что, как я тебе говорила: я «ученица»!

Это ничего не значит. Это не важно, если посмотреть вот так [жест свыше]. По сути, это забавляется Господь! [Мать смеется]

То, что меня совершенно обезоружило, это когда я стала ученицей, это было восхитительно! После этого можно только смеяться.

 

Но я сказал этому итальянцу: «Послушайте, не беспокойтесь, ложь сама себя поглотит.»

 

Да, конечно! В точности так. В действительности видно, что достаточно сделать совсем немного вот так [жест давления большого пальца]… Что касается этого бедняги М, результат был мгновенным! Надо было лишь сделать вот так [тот же жест].

Я собираюсь встретиться с этим итальянцем. Он уезжает и написал мне очень милую записку, спрашивая, мог ли бы он увидеться со мной перед своим отъездом. Но ему не нужно говорить, потому что я не слышу!

Я не слышу… Это странное явление: люди говорят мне в ДРУГОМ состоянии сознания — не на том же уровне сознания — и тогда у меня совершенно такое впечатление, что это [жест снизу] как вибрации, которые не входят в контакт с моим сознанием. Я вижу вибрации вот так [тот же жест], но… Иногда я слышу звуки, но они не имеют НИКАКОГО смысла. Так что ему не стоит говорить.

 

(молчание)

Ты не знаешь, как они ведут себя на своих «сеансах»?

 

Нет.

[Смеясь] Надеюсь, они ведут себя прилично! Если они ограничиваются словами, тогда все в порядке; в противном случае я буду вынуждена, возможно, вмешаться.

Нет, я не хочу ничего говорить, ведь это означало бы спуститься на тот же уровень.

Но это началось давно. Давно: когда Y пишет мне письма, она пишет мне на конверте «Милой Матери», а на обратной стороне, в самом верху, ставит «Y». Так что когда я отвечаю, я отправляю тот же конверт… Однажды я неплохо пошутила [смеясь]: я нарисовала стрелу, которая поднималась от слов «Милой Матери», доходила до верха конверта, переворачивалась на кромке и спускалась к «Y». [Мать смеется]

Очень забавно!

И она говорит, что является (является или станет, я не знаю, это зависит от того, с кем она говорит) инкарнацией… Ты знаешь, что в книге «Мать» Шри Ауробиндо сказал, что есть «аспект Любви» Матери, который еще не воплотился, поскольку мир еще не готов. И этот аспект – Y.[8]

 

Когда смотришь на нее, нет такого впечатления.

Ах! [подтрунивая над Сатпремом] но это поверхностно, это поверхностное видение![9]

 

(молчание)

 

Люди говорят, что я дала ей «полную свободу» организовывать Ауровиль. Так что она назвала его «университетским городом». Ей сказали, что эта фраза уже используется в точном смысле; она ответила мне: «О! я все объясню». И на поздравительных открытках к 28 февраля [по случаю заложения первого камня] она хотела написать «университетский город»; но они, не посоветовавшись с ней, напечатали приглашения с надписью «the city of universal culture» [«город универсальной культуры»].

Это так, это всегда знак в людях, имеющих чисто ментальную творческую силу: они стремятся подтасовывать слова так, чтобы те выражали то, что они хотят сказать. Я сказала ей: «Это не имеет значения: что бы ты ни сказала, люди воспримут эти слова в привычном для себя смысле; придумай другое слово, чтобы повернуть фразу.» [Агрессивным тоном] — «Но ВОТ ЧТО я имею в виду»…

Она хотела заиметь маленького орангутанга, поскольку, кажется, орангутанги находятся на грани вымирания на земле, так что она хотела иметь одного для продления вида — я не знаю, почему… И когда М поехал на Таити, она попросила привезти ей орангутанга. Бедный М…! Это не очень-то приятное поручение. И М переспросил меня перед своим отъездом: «Кажется, я должен вернуться с орангутангом?» Я ответила ему: «Лучше бы вы его не нашли!». И он его не нашел!

 

*

* *

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

(Письмо Сатпрема своему другу о «Йоге сексуальности»)

28 января 1967

 

Попробую ответить на твой вопрос как можно проще, то есть, не окутывая проблему загадочным туманом мистических традиций, а исходя напрямую из собственного опыта. И, помимо всего прочего, это наилучший способ снова найти истину традиций, которые также возникли из опыта. Есть простой план истины, где эти опыты согласуются.

Можно начать рассматривать эту проблему на большом масштабе, масштабе эволюции. Виды эволюционировали от минералов к растениям и животным, а затем к человеку. Все указывает на то, что прогресс эволюции — это не прогресс форм, а прогресс сознания. Формы только все лучше приспосабливаются к прогрессу сознания. Мы достигли стадии человека, но у нас нет причины предполагать, что это окончательная или самая высокая стадия (иначе не было бы эволюции), как не было бы причины у объективного наблюдателя сто миллионов лет тому назад предположить, что хамелеон или бабуин является окончательным верхом эволюции. Мы просто достигли той решающей стадии эволюции, когда мы можем сознательно вмешаться, чтобы ускорить естественный процесс, на что иначе потребовалось бы на несколько миллионов лет больше, которые ушли бы понапрасну. Йога и все духовные дисциплины в конечном счете являются ни чем иным, как методом сознательного ускорения эволюции в истинном смысле.

В этом месте могут возникнуть некоторые споры по поводу «истинного смысла»: кое-кто (наряду с известными нам религиями) скажет, что истинный смысл находится не здесь, а на неизвестно каких запредельных небесах. Но с такой точки зрения материальная эволюция не несет своего смысла в себе, и, значит, мы присутствуем при зловеще фарсе, изобретенным неизвестно каким божественным мазохистом. Если Бог существует, он должен быть не таким глупым, так что можно думать, что материальная эволюция имеет божественный смысл и что она является полем божественного проявления в Материи. Поэтому наша духовная дисциплина должна стремится к достижению божественного человека или, быть может, другого еще неизвестного существа, которое произойдет от нас, как мы произошли от начальных гуманоидных видов.

Каково место сексуальной функции в этой эволюции? До сих пор прогресс сознания использовал прогресс видов, то есть, сексуальное воспроизводство было ключом к умножению видов, чтобы достичь наиболее пригодной формы для манифестации сознания. После появления человека 2-3 миллиона лет тому назад Природа не создала ни одного нового вида, как если бы она нашла в человеке самый подходящий способ выражения. Но эволюция не может останавливаться на одной месте, ведь тогда это не эволюция. Значит, ключ эволюции больше не лежит в умножении видов посредством сексуального воспроизводства, а сосредоточен напрямую в самой мощи сознания. До человека сознание было еще слишком погружено в свою материальную базу; с появлением человека оно достаточно высвободилось, чтобы принять свое истинное мастерство над материальной Природой и самому вырабатывать надлежащие мутации. С точки зрения эволюционной биологии это означает конец сексуальности. Мы достигли стадии, на которой мы должны перейти от природной эволюции через сексуальную силу к духовной эволюции через силу сознания. Природа обычно прекращает развитие тех функций и органов, которые отслужили свою эволюционную службу, и, поэтому, можно предвидеть, что сексуальная функция атрофируется у тех существ, которые будут уметь направлять свою энергию не на воспроизводство, а на развитие своего сознания. Довольно очевидно, что не все мы достигли той стадии, и что еще долгое время Природе все еще будет требоваться сексуальная сила, чтобы проводить свою эволюцию в среде человеческого вида, то есть, вести довольно грубого человека, коим мы все еще являемся, к более сознательному человеку, более способному ухватить истинный смысл своей эволюции и, в конечном счете, полностью способному перейти от природной к духовной эволюции. Неравность развития индивидов является очевидной причиной того, почему нельзя ни сделать общих правил, ни дать безошибочных предписаний. На каждой стадии есть свой закон. Но какой бы ни была задержка, также достаточно очевидно, с точки зрения биологии эволюции, что сексуальная функция подходит к своему концу, когда она выполняет свою задачу, то есть, когда она преуспевает в том, чтобы возник достаточно сознательный человек. Значит, невозможно разумно обосновать духовную дисциплину ускорения эволюции на принципе, который становится тормозом этой эволюции. Впрочем, достаточно хотя бы чуть-чуть перейти через трудную черту, точку Х перехода от природной к духовной эволюции, чтобы понять, что иллюзорны все псевдо-мистические попытки приукрасить сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Я не имею ничего против сексуальных отношений (Бог знает!), но попытка покрыть их йогической или мистической фразеологией является лживой иллюзией, самообманом. Поэтому, в этом смысле, нет «ключа», который надо «найти», его попросту не существует.

Есть ключ в отношениях между мужчиной и женщиной, но он находится не в их сексуальных отношениях. Так называемые «тантристы левой руки» (Вама Магра) находятся в таком же отношении к настоящему тантризму, как новеллы Боккаччо находятся по отношению к Христианству или римский Бахус по отношению к Дионисию из греческих мистерий. Я знаю тантризм, по крайней мере. Что касается Катар, которых я больше почитаю, то им мало придаст чести думать, что они делают некую «йогу сексуальности». По своему опыту я частенько, видимо, имел переживания Катара, и я ясно вижу, что если кто-то из них пытался примешать сексуальную связь в отношения между мужчиной и женщиной, то он быстро понимал свою ошибку. Это тупиковая дорога, и она может лишь показать, что этот путь не ведет никуда вперед. Катары были достаточно искренними и сознательными людьми, чтобы не продолжать отягощающий опыт. Ведь, в конечном счете, и в этом все дело, сексуальное переживание по самой своей природе (есть или нет «обратное движение» и каким бы оно ни было) автоматически привязывает вас снова к старым животным вибрациям — ты ничего не можешь сделать с этим, ты можешь включить всю свою любовь, на которую только способен, но сама функция привязана к тысячелетиям животности. Это как если бы ты пытался погрузиться в болото, не взбалтывая никакой мути. Это невозможно, сама «среда» такая. И когда знаешь, какая нужна прозрачность, просветленность, внутренняя неподвижность, чтобы суметь медленно перейти к более высокому сознанию, или чтобы позволить более высокому свету войти в наши воды без того, чтобы сразу же быть затемненным, тогда совсем непонятно, как сексуальная активность может помочь перейти к этой неподвижной прозрачности, где может начать происходить все высшее??? Объединение, единение двух существ, настоящая и полная встреча двух существ происходит не на этом уровне и не такими средствами. Это все, что я могу сказать. Но я видел, что в молчаливом спокойствии двух существ, имеющих одно и то же стремление и преодолевших трудный переход, медленно возникает что-то совершенно уникальное, о чем не подозреваешь, пока вовлечен в «борьбу плоти», выражаясь языком проповедников! Я думаю, что опыт Катар начинается после этого перехода. После этого пара мужчина-женщина обретает свой истинный смысл, свою «эффективность», если можно так сказать. Секс — это только первый способ встречи, первое средство, изобретенное Природой, чтобы разбить оболочку индивидуальных эго — после этого растешь и открываешь нечто иное, не через запреты и подавления, а потому что берет верх что-то другое и гораздо более богатое. Те, кто озабочены тем, чтобы сохранить секс и мистифицировать его, чтобы перейти на вторую стадию эволюции, очень похожи на детей, цепляющихся за свои самокаты — это даже серьезнее, с этим ничего не поделаешь в йоге. Я ничего не критикую, я просто наблюдаю и расставляю все по своим местам. Все зависит от стадии, на которой находишься. Что касается тех, кто хочет использовать секс по такой-то и такой-то возвышенной или не возвышенной причине, ради Бога, пусть они делают то, что хотят. Как сказала Мать не далее, чем вчера, по тому же поводу: «По правде говоря, Господь использует все. Вы всегда находитесь на пути к чему-то.» Мы всегда на пути, какими бы ни были средства, но необходимо, насколько это возможно, сохранят ясный дух и не обманывать самих себя.

Попробую найти одну-две цитаты из Шри Ауробиндо, чтобы показать его точку зрения по этому вопросу.

 

Подпись: Сатпрем

 

*

* *

 

(из Шри Ауробиндо)

…Нет более опасной ошибки, чем принимать смесь сексуального желания с неким тонким его удовлетворением и смотреть на это как на часть садханы. Это самый эффективный путь к духовому падению и выброса в атмосферу сил, которые заблокируют супраментальное нисхождение, вызывая вместо него нисхождение враждебных витальных сил, сеющих волнения и бедствия. Это отклонение должно быть совершенно отброшено, попытайся оно возникнуть, и вычеркнуто из сознания, чтобы Истина могла проявиться, а работа быть сделанной.

Также ошибкой будет воображать, что хотя само физическое сексуальное действие должно быть отброшено, но все же некоторое внутреннее его воспроизводство является частью трансформации сексуального центра. Действие животной сексуальной энергии в Природе служит механизмом для определенной цели в системе материального творения в Неведении. Но сопровождающее его витальное возбуждение дает самую благоприятную возможность для вторжения в атмосферу тех самых витальных сил и существ, чье дело — препятствовать нисхождению супраментального Света. Сопровождающее его наслаждение — это деградация, а не истинная форма божественной Ананды. Истинная божественная Ананда в физическом имеет другое качество, движение и субстанцию; самосуществующее по своей сути, ее проявление зависит только от внутреннего единения с Божественным. Вы говорили о Божественной Любви; но Божественная Любовь, касаясь физического, не пробуждает грубых низших витальных пристрастий; попустительство по отношению к этим пристрастиям может только оттолкнуть Ананду и заставить ее отойти на высоты, с которых ее уже довольно трудно притянуть вниз в грубость материального творения, которое только она может трансформировать. Ищите Божественную Любовь только через одни ворота, через которые она согласна войти — через ворота психического существа, и отбрасывайте прочь низшую витальную ошибку.

Шри Ауробиндо