Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

История страноведения.



Французская школа страноведения

Страноведение - как наука. Определения. Функции страноведения.

В настоящее время единого взгляда на предмет нет. Можно отметить несколько наиболее общих его определений:

Страноведение – это:

· наука, изучающая конкретные территории.

· «лаборатория», предназначенная для проверки географических теорий и закономерностей.

· наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории (комплексное географическое страноведение), создает «образ территории».

· комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент сделан на синтезе.

· организационная форма различной информации об определенной стране (районе). Упор делается на информационный аспект.

Страноведение выполняет следующие функции:

· Гносеологическую (познавательную) функцию. Страноведение имеет большое познавательное, просветительское значение. Оно вносит существенный вклад в создание географической картины мира.

· Аксиологическую (оценочную или ценностную) функцию. Дается оценка страны или региона с наличия тех или иных ресурсов (природных, экономических, туристских и т. д.)-

· Информационную функцию. Она состоит в сборе, хранении и предоставлении сведений о стране и ее районах (географии, природе, культуре, истории и т. д.).

· Учебную функцию для подготовки специалистов в области туризма.

· Развивающую функцию для оптимизации деятельности организаций, занятых в туристском бизнесе.

· Важную роль страноведение играет во внешнеэкономических связях.

История страноведения.

В конце XIX - начале XX в. популярность получает французская страноведческо-краеведческая школа, известная как школа «Географии человека».Отличительной ее чертой была ярко выраженная страноведческая направленность.С этим великим основанием связано имя Видаль де ла Бланш. Он и являлся основателем французской школы геополитики, где основной упор сделан на культурологические аспекты географии ( «география человека» - «поссибилизм»), занимающейся главным образом изучением воздействия географической среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного района.

Методология его исследований базируется на традициях французской школы географической и исторической мысли ( «школа анналов») и критическом пересмотре политической географии Ф. Ратцеля. Эта черта – явная или скрытая полемика с концепцией Ф. Ратцеля – является характерной для французской геополитики в целом. Если в центре его концепции понятия: «пространство», «чувство пространства», «законы жизненного пространства», «государство, как пространственный организм», то В. Блаш в центр своей концепции поставил человека, став основателем «антропологической школы» в политической географии.

В отличии от германской политической географии французскому исследователю был чужд географический фатализм. Он придавал основное значение воле и инициативе человека. В 1898 году он впервые выдвинул тезис о том, что человек так же как и природа может рассматриваться в качестве географического фактора.

Противостояние германской и французской научных школ отражала реально существующие противоречия между двумя государствами и их политическими интересами. В. Блаш считал, что Германия является единственным мощным европейским государством, геополитическая экспансия которого заранее блокируется другими европейскими государствами. Великобритания и Франция имеют обширные колонии на всех континентах; США не имеют противников на американском континенте и могут почти свободно продвигаться по всем направлениям; Россия захватила значительную часть Азии; и лишь одна из великих держав - Германия окружена со всех сторон и не может найти выход своей энергии, а такое положение крайне опасно для всей европейской цивилизации, и поэтому необходимо упреждать усиление. Тем более Германия представляет опасность для Франции, население которой и соответственно армия в два раза меньше.

 

Видаль де ля Блаш известен прежде всего своим шедевром «Картины географии Франции». Этот труд отличали гуманистический подход и большое искусство описания. В нем не было жесткой схемы, материал излагался так, чтобы читатель почувствовал «аромат» территории. Поэтому выбирались и нередко ставились в один ряд далекие друг от друга, но впечатляющие, например, археологические, климатические, политические, детали и факты, тщательно описывались характер изгородей, тип домов, хозяйственных построек и т.п. Такой метод соответствовал принципу ученого: «изучать огромное человеческое развитие в его окружении». В своей работе (1903 г.) В. Блаш обращается к теории «почвы» Ф. Ратцеля, наполняя ее совершенно другим содержанием: «Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности… В нашей стране часто можно наблюдать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен». Природу надо изучать лишь для того и в таком направлении, чтобы выяснить ее влияние на характер, нравы и потребности населения. В. Блаш считал, что Ф. Ратцель и его последователи явно переоценивают природный фактор, выдвигая его на первое место. Человек есть важнейший географический фактор наделенный возможностью выбора.

 

Также виднейшим представителем школы являлся Элизе Реклю, который вместе с Видалем де ля Блашем не отрицали воздействия природных условий на человеческую историю. Но они не были сторонниками жесткого географического детерминизма. Так, Э. Реклю, подчеркивая, что человек не в состоянии сделать себя «независимым от климата и физических условий обитаемой им страны» в то же время обращал внимание на роль человека как фактора, изменяющего природу. Историю человечества он рассматривал как результат взаимодействия природы и человечества.

Видаль де ля Блаш предложил концепцию поссибилизма. Природа, по Видалю, предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия на нее, приспособление к внешним условиям зависят от традиций и образа жизни людей. То есть одни и те же природные условия по-разному воспринимаются людьми с разными культурами и традициями.

Ученые школы «географии человека» считали, что основные усилия в работе следует направлять на региональные исследования. Каждый край, как подчеркивал Видаль де ля Блаш, «является выражением серии собственных причин и действий». Программа региональных характеристик была дана им в книге «Картина географии Франции» (1903). Стержнем программы была идея единства, взаимосвязи взаимодействия природы и человека. Выражением этого взаимодействия у Видаля де ля Блаша выступал «образ жизни», который он называл «первичным, основным» предметом исследования.

Концептуальные идеи французских ученых нашли свое конкретное отражение в их многочисленных трудах. Э. Реклю было подготовлено грандиозное издание «Всеобщая география. Земля и люди». За 20 лет – с 1873 г. – вышло 19 томов, по 900 страниц в каждом: пять томов о Европе, пять – об Азии, четыре – об Африке, четыре – об Америке, один – об Австралии и Океании. В книгах Э. Реклю талантливо представлено описание природы, экономики, культуры жизни людей отдельных стран мира.

Основу описаний составляют именно народы, города, достопримечательности, а не природные особенности. Современники называли «Всеобщую географию» Реклю грандиозным научным памятником XIX в.. Так, в частности, отзывался о труде Э. Реклю ректор Нового университета в Брюсселе Гильом де Греф, добавляя при этом, что он заставляет читателей полюбить автора так же, как он призывает их полюбить всех людей. С Э. Реклю тесно сотрудничали ученые различных стран, в том числе российские – Л.И. Мечников, П.А. Кропоткин. Последний написал значительную часть тома «Всеобщей географии», посвященного России.

Историки науки, отмечая некоторое родство французской школы «географии человека» с немецкой антропогеографией, в то же время подчеркивают, что различий между этими двумя страноведческими школами все же больше, чем сходства. Конкретная территория у французских ученых уподоблялась личности, человеку с его индивидуальными свойствами, качествами, потому на первый план они выдвигали задачу выявления своеобразия территории, которое, по их мнению, определялось способом адаптации человека к природным условиям.

Слабой стороной французской школы историки науки, как правило, считают то, что, несмотря на свое название – школа «географии человека», – ученые этой школы главный упор в своих работах делали на природной среде, оставляя в тени или вообще игнорируя явления социально-экономического характера. Это, как пишет Н.С. Мироненко, предопределяло консервативный характер «географии человека», «ее тенденцию иметь дело по преимуществу с явлениями устойчивыми, медленно изменяющимися».

Влияние французской школы «географии человека» на развитие географического страноведения огромно. Труды Э. Реклю, Видаля де ля Блаша были переведены на многие языки мира. Эти ученые имели немало последователей как в самой Франции, так и за ее пределами, в том числе и в России.

 


Поссибилизм. Критика чрезмерного возвеличивания пространственного фактора у Ф. Ратцеля привела к выработке новой геополитической концепции – «поссибилизма» («possibl» – возможный). Согласно этой концепции, политическая история имеет две составляющие – пространственную (географическую) и временную (историческую). Географический фактор отражен в окружающей среде , исторический в самом человеке. Политическая география принижает фактор человеческой свободы и историчности.

В 1917 году В. Блаш публикует работу – «Восточная Франция» посвященную проблеме спорных территорий по реке Рейн – Эльзас и Лотарингия. В качестве доказательства приводится воля французского народа выраженная в стремлении к общеевропейской унификации и централизации государства.

Политический либерализм он также объясняет через привязанность людей к почве и естественное желание получить ее в частную собственность. Для него общими идеями европейской цивилизации являются – власть народа, частная собственность и общественное согласие.

Лейтмотивом исследования В. Блаша был вопрос о том как инкорпорировать земли Эльзаса и Лотарингии во французскую и общеевропейскую жизнь. Он предлагает превратить эти земли в зону взаимного сотрудничества между Францией и Германией. Он рассматривает этот вопрос не с точки зрения ближайших задач, а пытается построить историческую модель развития единого общеевропейского геополитического пространства. Для того времени это была революционная мысль – когда во Франции господствовали идеи империализма и шовинизма и главным политическим и национальным лозунгом после окончания Первой мировой войны был: «Немцы заплатят за все».