Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

В

 

Издательство

Томского политехнического университета

УДК 332.12+327(075.8)

ББК У04(2)+Ф2(О)Я73

И 209

 

И 209
Иванова М.В.

Введение в регионоведение: учебное пособие / М.В. Иванова – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. – 177 с.

 

В учебном пособии рассматриваются проблемы, связанные с определением базовых понятий («регион», «регионоведение», «страно-ведение», «регионалистика» и др.), с дискуссионными аспектами вопроса о статусе комплексного регионоведения как нового научно-образовательного направления, раскрываются функции комплексного регионоведения, опорные элементы регионоведческо-страноведческих характеристик, сущность и направления региональной политики, дается обзор методов, используемых в регионоведческих исследованиях.

Предназначено для студентов специальности «Регионоведение».

 

 

УДК 332.12+327(075.8)

ББК У04(2)+Ф2(О)Я73

 

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

 

Рецензенты

 

Доктор исторических наук, профессор кафедры

истории и документоведения ТГУ

Ю.В. Куперт

 

Кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории и культурологи ТГПУ

Л.И. Снегирева

 

 

© Томский политехнический университет, 2008

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2008

© М.В. Иванова, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА………………………………………………………....... 4

1. Введение в проблематику курса………………………. 5

 

2. комплексное регионоведение (страноведение) и его функции ………………………………………………….. 15

 

3. из истории страноведения и страноведческой мысли …………………………………………………………... 30

 

4. структура комплексных регионоведческих (страноведческих) характеристик…………………. 50

 

5. опорные элементы комплексных регионовед-ческих (страноведческих) характеристик …....... 56

 

5.1. Территория и географическое положение ……………....... 56

5.2. Природа, природопользование, охрана окружающей природной среды …………………………………………..... 71

5.3. Народонаселение ……………………………………………. 80

5.4. Расселение населения …………………………………….... 112

5.5. Общество и хозяйство ……………………………………. 130

 

6. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ………………………………. 133

 

7. МЕТОДЫ РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ (СТРАНОВЕДЧЕСКИХ) ИССЛЕДОВАНИЙ ……………………………………………... 145

 

 

7.1. Научные подходы в регионоведении …………………….... 147

7.2. Общенаучные методы в регионоведении ……………....... 154

7.3. Методы географических, экономических, политических наук, социологии в регионоведческих исследованиях .................. 157

 

Библиографический список …………………………….................. 165

 

Приложения ………………………………………………............... 168

От автора

«Введение в регионоведение» – учебная дисциплина, изучаемая будущими специалистами-регионоведами. В соответствии с Госу-дарственным образовательным стандартом она предусматривает рассмотрение таких основных тем и проблем, как вопросы методологии, функции комплексного регионоведения и страноведения, опорные элементы комплексных регионоведческих и страноведческих характеристик, методы регионоведческих исследований, региональную политику. Данная дисциплина, будучи своего рода введением в специальность, также включает в себя проблемы, связанные с определением базовых понятий («регион», «регионоведение», «страноведение», «регионалистика» и др.), с проблемами статуса регионоведения как нового научно-образовательного направления.

«Регионоведение» как учебная дисциплина сравнительно недавно введена в Государственный образовательный стандарт и включена в учебные программы экономических, социально-политических вузов. Но, будучи новым, находящимся в стадии становления направлением, регионоведение до сих пор вызывает определенный скепсис, даже неприятие у ряда экспертов, то есть имеет оппонентов. Последние до сих пор отказываются признавать регионоведение отдельным научным направлением и, соответственно, отдельной учебной дисциплиной.

Все это и объясняет то, что учебных пособий по регионоведению крайне мало. Кроме того, авторами имеющихся пособий чаще всего являются экономисты, географы, что накладывает соответствующий отпечаток на их содержание. Объект их рассмотрения, как правило, – экономические регионы Российской Федерации, ее региональная политика.

Исключение, пожалуй, составляет учебник «Регионоведение» Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева. На мой взгляд, он более всего приближен к профилю будущих специалистов-регионоведов, хотя и предназначен для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям, связанным с региональной экономикой, географией, природопользованием, социологией.

Настоящее пособие составлено на основе лекций, читаемых автором студентам-регионоведам, подготовка которых ведется в Томском политехническом университете на кафедре истории и регионоведения. Оно «закрывает» большую часть тем, предусмотренных вузовской рабочей программой курса «Введение в регионоведение». Пособие опирается на разнообразный круг литературы географического, экономического, международно-политического характера, которую автор стремился адаптировать к программе курса. В этом плане для меня особую ценность представляла примерная программа дисциплины «Введение в регионоведение», разработанная профессором МГИМО(У) МИД России А.Д. Воскре-сенским. Но, ориентируясь на эту программу, мне приходилось учитывать то, что в ТПУ дисциплина «Введение в регионоведение» читается на втором курсе, предваряя основной цикл общепрофессиональных дисциплин.

Пособие состоит из семи разделов, библиографического списка, трех приложений.