Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этнический состав населения

Слово «этнос» является греческим по происхождению и означает «племя», «народ», «род». Как это ни странно, но в современном научном языке единого понимания сущности этноса нет. Дискуссии по проблемам этнической идентичности продолжаются (и, видимо, еще долго будут продолжаться), поэтому в литературе, в том числе и учебной, можно обнаружить самые различные определения понятия «этнос», соответствующие имеющимся концептуальным подходам к проблемам этничности.

Как правило, речь идет о примордиалистском, инструмента-листском, конструктивистском подходах. В той или иной степени эти подходы представлены и в трудах современных отечественных ученых. В учебной же литературе предпочтение до сих пор отдается эволюционно-исторической разновидности примордиалистского («изначального», «исходного») подхода к проблемам этничности. То есть под этносом понимается «сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других образований» [29. С. 120; 24. С. 56].

Достаточно широк и спектр ответов на вопрос о количестве этносов в мире: от 4 до 5, 5 тыс. (В.П. Максаковский), от 2 до 2, 5 тыс. (И.М. Любимов), от 2 до 3 тыс. (Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев). М.М. Голубчик и С.П. Евдокимов пишут о 1200 народах. В значительной степени этот разброс – результат недостаточной исследованности этнической картины мира, а также того, что она не статична, претерпевают изменения под воздействием постоянных этнических процессов и, естественно, отсутствия сколько-нибудь унифицированного подхода к определению понятия «этнос».

Этническая пестрота присуща не только миру в целом, но и государствам. Для страноведения, регионоведения вопрос о Националь-ном, этническом составе населения очень важен. В соответствии с особенностями национального состава выделяется несколько типов государств.

Однонациональные государства. Их достаточно много в Европе (около половины всех стран), в Азии – меньше (Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, и некоторые другие небольшие страны), еще меньше в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). В Латинской Америке почти все государства однонациональные.

Государства с резким преобладанием одной нации, но при наличии значительных национальных меньшинств. Такие страны также встречаются довольно часто: Франция, Великобритания, Испания, страны Балтии, Китай, Таиланд, Монголия, Мьянма, Ирак, Турция, Алжир, США, Австралийский Союз и др.

Двунациональные государства. Этот тип стран встречается значительно реже. Примерами могут служить Бельгия, Канада.

Государства с более сложным национальным составом, но относительно однородные в этническом отношении. Чаще всего они встречаются в Центральной, Восточной, Южной Африке, в Азии.

Многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом государства. К этому типу относят Россию, Индию, Швейцарию, Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

При переписи населения в России в 2002 г. было получено более 800 вариантов ответов на вопрос о национальной принадлежности. Они часто отличались друг от друга только из-за языкового диалекта и принятых местных названий этнических групп. При обработке материалов переписи ответы населения о национальной принадлеж-ности были систематизированы в 140 национальностей, и 40 входящих в них этнических групп. То есть перепись подтвердила многонацио-нальный характер России [44. С. 295].

Учеными разработаны различные классификации этносов: географическая, антропологическая, социальная, демографическая, лингвистическая, конфессиональная, по экономическому развитию, по культурной и психологической принадлежности. Весь комплекс проблем, связанных с этносами, этническими процессами, как известно, является предметом этнологии. В рамках этой научной дисциплины студенты регионоведы будут изучать и классификации этносов. Тем не менее, контекст курса «Введение в регионоведение» требует некоторого первичного «вторжения» в названный сюжет.

И это вторжение следует начать с такой характеристики этноса, как его численность. Она отражает не только его количественные параметры, но и в значительной мере историю.

Народы мира существенно отличаются по своей численности. 11 из них насчитывают 100 и более миллионов человек, но на их долю приходится более половины человечества. Самые многочисленные народы мира – это китайцы (1 120 млн чел. в 1992 г.), хиндустанцы (240 млн), американцы США (205 млн), бенгальцы (200 млн), бразильцы (160 млн), русские (150 млн), японцы (123 млн).

На другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, среди которых есть даже насчитывающие 1000 и менее человек (юкагиры в России, андаманцы в Индии, тоала в Индонезии и т. д.).

Совершенно очевидно, что формирование и развитие крупных этносов значительно отличается от подобных процессов у мелких этносов. Взаимодействие и развитие этнических процессов во многом определяется численным соотношением контактирующих групп.

Одно из важнейших условий формирования этносов – это общность языка. По некоторым данным, человечество сегодня использует 5650 языков. Огромно количество диалектов. Абсолютный рекорд по диалектам удерживают Индия и Папуа-Новая Гвинея: в Индии, самой многонациональной стране мира, население пользуется 1652 языками и диалектами, в Папуа–Новой Гвинее – 1010. В Камеру-не, где проживает лишь 13 млн чел., разговаривают на 262 язы- ках [13. С. 193].

Количество языков (как и народов) не остается неизменным. По данным Всемирного фонда дикой природы, в XX в. прекратило существование около 600 языков. Каждый год «лексическое разнообразие» мира сокращается на 2 языка. И так как можно прогнозировать ускорение этой тенденции, то уже через 1000 лет их останется всего 300 [17. С. 174].

Особо важное значение при изучении этносов имеет их лингвистическая характеристика. Она группирует все народы по признаку языкового родства и дает генетическое истолкование существующего сходства между народами.

Учеными установлено около 6 тыс. языков, на которых разговаривают люди [21. С. 53]. Но стоит заметить, что есть и другие данные о количестве языков в мире. Точно также разнятся и данные о количестве этнолингвистических семей. Этнолингвистическая семья – это наиболее крупная единица в классификации этносов. В.П. Макса-ковский говорит примерно о 20 семьях, И.М. Любимов – о 28, В.А. Копылов – о 35.

Во всех классификациях выделяются:

1) индоевропейская семья;

2) афразийская (семито-халитская);

3) уральская (уральско-юкагирская);

4) алтайская;

5) дравидийская;

6) чукотско-камчатская;

7) эскимосско-алеутская;

8) северо-кавказская;

9) сино-тибетская;

10) паратайская;

11) мяо-яо;

12) австронезийская;

13) австроазиатская;

14) североамериндская;

15) центральноамериндская;

16) андская;

17) нигеро-кордофанская;

18) нило-сахарская;

19) андаманская;

20) картвельская.

Ряд народов мира в языковом отношении занимает изолированное положение. В России – проживают два обособленных по языку народа – нивхи, кеты; в Испании на изолированном языке говорят баски, в Японии – айны (язык айнов фактически вышел из употребления). Есть подобные языки на Новой Гвинее.

Этнолингвистическая классификация народов, при всей ее значимости, разработанности, тем не менее, далека от совершенства. Как уже было отмечено, нет единства мнений по вопросу о количестве языковых семей. Многие языки (в Африке южнее Сахары, Юго-Восточной Азии, Океании, индейские языки в Америке) еще вообще слабо изучены. Нужно учитывать и то, что едва ли не 2/3 всех языков современного мира – только разговорные и не имеют письменнос- ти [29. С. 125].

Рассмотрим более предметно языковые семьи, без которых не может быть написана этнолингвистическая картина России и стран АТР.

Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, на языках которой говорит 45 % населения мира. Индоевропейская семья делится на 11 языковых групп. Самая многочисленная из них – индоарийская (языки хинди, урду, кашмирский, бенгальский, пенджабский, непальский и др.) крупными языковыми группами этой семьи являются также романская (французский, итальянский, испанский и др. языки), германская (немецкий, английский, шведский и др.), славянская (русский украинский, белорусский, польский, чешский, сербский, болгарский и др.), иранская (персидский, таджикский, осетинский и др.). Ареал распространения языков индоевропейской семьи тоже самый большой – он охватывает Европу, Южную и Северную Америку, Австралию, Юго-Западную и Южную Азию.

Второй по численности говорящих на ее языках является сино-тибетская языковая семья (китайский язык, со всеми его диалектами, тибетский, язык жителей горных районов Гималаев канаури, мьянмский и некоторые др.). На языках сино-тибетской семьи говорят 22 % жителей планеты.

Народы алтайской языковой семьи (6 % населения Земли) образу-ют ряд не связанных географически друг с другом ареалов от Балканского полуострова до Дальнего Востока. На языках этой семьи говорят турки, азербайджанцы, туркмены, татары, башкиры, кара-чаевцы, казахи, киргизы, уйгуры, узбеки, алтайцы, шорцы, якуты, тувинцы, чуваши и др. Названные языки составляют тюркскую языковую группу алтайской семьи. К языкам монгольской группы относятся монгольский, калмыцкий, бурятский и некоторые др. В тунгусо-манчжурскую группу входят языки эвенков, эвенов, нанайцев, удыгейцев, манчжуров. В некоторых справочниках к алтайской языковой семье относятся корейский и японский языки. В то же время есть работы, в которых говорится об отсутствии ясности по вопросу о том, к каким семьям надо относить эти языки.

В Зауралье, на Крайнем Севере, в Сибири, в Поволжье на севере европейской части России, в государствах Прибалтики, Финляндии, на севере Скандинавии, в Венгрии живут народы уральской языковой семьи (0,5 % населения мира). На языках этой семьи говорят финны, карелы, эстонцы, саами, мордва, марийцы, коми, удмурты, венгры, ханты, манси, а также ненцы, нганасаны, селькупы.

Северокавказскую языковую семью составляют языки народов, как это видно из самого названия семьи, Северного Кавказа – абхазов, адыгейцев, кабардинцев, черкесов, чеченцев, аварцев, ингушей, даргинцев, лезгин и др.

В Юго-Восточной Азии и Океании распространены языки, относящиеся к австронезийской языковой семье– малайский, яванский, тагальский, языки микронезийских народов (кирибати, науру и др.), маланизийских (фиджийцев и др.), полинезийских (маори, гавайцев и др.) и др. К этой языковой семье относится также язык малагасийцев, живущих на Мадагаскаре.

На языках австроазиатской языковой семьи говорят вьеты, кхмеры и некоторые другие народы Индокитая.

Народы и народности лао, чжуан, ли, тайцы (сиамцы), дун и др. говорят на языках, относящихся к паратайской языковой семье.

По числу говорящих первое место в мире занимает китайский язык, второе – английский, на третьем – хинди и урду, языки Индии, на четвертом – испанский, на пятом – русский, на шестом – арабский язык.

Шесть языков – английский, французский, русский, испанский, арабский, китайский – служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнациональ-ного общения [29. С. 123].