Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Конфессиональный состав населения



Роль религии в общественной жизни была и продолжает оставаться значительной.

Религия – сфера духовной жизни индивида, в основе которой лежит специфическое отражение действительности, основывающееся на вере в существование Бога (богов), сверхъестественного [12. С. 491].

Изучение этого явления имеет познавательный, мировоз-зренческий и практический смысл. Вероисповедание, как показывает опыт мировой истории, отражается на жизнедеятельности людей, во многом определяет образ их жизни. Достаточно, например, вспомнить влияние протестантизма на развитие капитализма в западном мире.

Общую численность верующих в мире установить трудно. То же относится и к количеству верований. Но существует достаточно четкая классификация религий, без опоры на которую весьма проблематична характеристика религиозного состава населения.

Все религии принято подразделять на: 1) мировые; 2) националь-ные и региональные; 3) родоплеменные религии, или культы [29. С. 125].

К мировым религиям относятся христианство, мусульманство (ислам), буддизм.

Буддизм– самая старая по времени возникновения мировая религия. Буддизм зародился в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. В нем сложилось три направления: тхеравада,или хинаяма, махаяна и ламаизм. По данным П.И. Пучкова (это один из ведущих отечественных специалистов в области религиоведения), в середине 1990-х гг. было 500 млн верующих буддистов [15. С. 325]. По другим – примерно 350 млн [17. С. 175; 13. С. 243].

Ареал распространения буддизма – некоторые районы Центрально-Восточной Азии (здесь преобладает ламаизм) и Юго-Восточной Азии (здесь больше последователей тхеравады и махаяны). Значительно также влияние буддизма в Японии, Китае, РК. В России буддизм имеет широкое распространение в Бурятии, Калмыкии.

Христианство. Эта религия возникла в I в.н.э. в Палестине. В современном христианстве выделяются три главные направления – католичество, православие, протестантизм (иногда говорят о пяти, добавляя к названным несторианство и монофизитство).

Христианство является крупнейшей по численности верующих мировой религии – около 2 млрд людей в мире исповедует хрис-тианскую веру, что составляет примерно 40 % от всех верующих [29. С. 127; 17. С. 176; 13. С. 243].

Христианство имеет наиболее широкое распространение не только в количественном, но и в географическом планах. В первую очередь это относится к католичеству. Католичество преобладает или составляет значительную часть верующих во многих странах Европы, Австралии, формирует основной состав верующих на Филлипинах, в странах Латинской Америки, имеет достаточно широкое распространение в бывших испанских и португальских колониях Африки, в Северной Америке.

Ареал распространения православия гораздо более компактен. Православные преобладают среди верующих в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдавии, Грузии, а также в странах Юго-Восточной Европы – в Греции, Румынии, Болгарии, Югославии и др. В Эфиопии значительную часть верующих составляют христиане-монофизиты, близкие к православию.

Протестантизм определяет конфессиональный состав населения многих стран Северной, Центрально-Восточной, Центральной Европы, он широко представлен в Австралии и Океании, на его долю приходится 1/2 верующих в США и Канаде, протестанты составляют значительную часть верующих в бывших африканских колониях Англии и Голландии.

Ислам. Эта религия возникла в VII в. н.э. в Аравии. Уже в VII–VIII вв. ислам разделился на два течения – суннизм и шиизм.

Ислам является второй по численности верующих религией: по некоторым данным, в начале XXI в. в мире было около 1, 2 млрд верую-щих мусульман, то есть 20 % [17. С. 176; 13. С. 243].

Ислам, как и христианство, имеет широкое распространение. Но, в отличие от христианства, оно ограничивается преимущественно пределами Азии и Африки. Главные регионы ислама – Юго-Западная Азия, (здесь он преобладает во всех странах, кроме Кипра и Израиля), Центральная Азия, Южная Азия (преобладает в Бангладеш и Пакистане), Северная Африка (господствует во всех странах этого региона). Есть последователи ислама в странах Центрально-Восточной Африки. В зарубежной Европе мусульман больше всего в Албании, Хорватии, Боснии, Герцеговине, Македонии. Немало верующих мусульман в РФ.

В 28 странах мира ислам считается государственной религией. Самые большие по населению исламские государства – Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет, а по площади – Казахстан, Судан, Алжир, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия.

Почти во всех мусульманских странах, кроме Ирана, отчасти Йемена и Ирака, преобладает ислам суннитского толка.

Национальные и региональные религии имеют либо национально-страновое, либо регионально-межстрановое распространение. Их около 10, но по общему значению или численности верующих выделяется обычно четыре религии – индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм.

Индуизм. Сложился в IV–VI вв. в Древней Индии. В мире насчитывается до 800 млн последователей индуизма, но ареал его распространения ограничен – в основном это Индия и Непал.

Конфуцианство возникло в VI–V вв. до н. э. и сохранило влияние в основном только на своей родине – Китае. Параллельно с конфуцианством в Китае сложилась другая религия – даосизм. Считается, что конфуцианства и даосизма придерживается примерно 350 млн китайцев [13. С. 249].

Синтоизм является национальной религией Японии. Возник в VII–VIII вв. в Японии примерно 60 млн синтоистов.

Иудаизм – это религия евреев. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до н. э. По численности приверженцев эта религия усту-пает и мировым, и другим национальным религиям, но по количеству стран, в которых проживают ее последователи, намного их превосходит.

К национальным религиям нередко относят и зороастризм (парсизм). Он возник на территории Древнего Ирана. Как национальная религия зороастризм сохранился у небольшой части населения в Юго-Западной Азии, но главным образом у парсов в Западной Индии.

Родоплеменные религии (культы) – это, по существу, реликты первоначально возникших на Земле верований.

Родоплеменные культы имеют немало разновидностей. Это – фетишизм (почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства), анимизм (вера в одухотворенность природы, животных, растений), культ предков или мертвых (исходит от представлений о том, что жившие ранее люди продолжают существовать и после смерти), тотемизм (исходит из веры в родство каждой группы людей с какими-то видами животных, растении, минералов или явлений природы) и т.п.

Расовая, этническая и конфессиональная характеристики населения в страноведении и регионоведении важны не сами по себе. Отношения между расами играют значительную роль в общественных отношениях, и в отдельных случаях они доходят до расовой дискриминации. Идейную основу последней составляют всякого рода расистские теории о делении рас на низшие и высшие, о превосходстве одних людей над другими. Несостоятельность этих теорий доказывается исследованием генной информации, которое говорит о том, что все человечество представляет собой единый биологический вид, обладает устойчивостью потомства при расовом смешении. Представители разных рас, как показывают вековые наблюдения, обладают одинаковым уровнем интеллекта, духовного богатства, если они живут в сходных условиях и получают одинаковое образование и воспитание.

Современный мир характеризуется межэтническими проблемами, которые присущи фактически всем регионам и странам мира. Их корни различны. В одних случаях это сохраняющаяся дискриминация в отношении коренного населения (индейцев, аборигенов Австралии, маорийцев). В других – это недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). В развивающихся странах межэтнические проблемы нередко являются последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили без учета этнического фактора. Межэтнические противоречия достаточно часто доходят до воинствующего сепаратизма (в Индии, Шри-Ланка, Индонезии, Эфиопии, Судане, Испании и т.д.).

В настоящее время приобретает новые масштабы и конфликтность проблема диаспор. Причина – мощные миграционные процессы. Огромные массы людей перемещаются по всему миру, выталкиваемые социальными катаклизмами на родине. Миллионы людей, не двигаясь с места, оказываются жителями новых государств на положении национальных меньшинств, вынужденные выбирать между миграцией и жизнью в составе диаспоры.

Цивилизационные различия между мигрантами и принимающими обществами, интенсивность, масштабность процесса делают диаспоры политическим инструментом. Они нередко используются для реализации интересов их «национальных очагов». И это обстоятельство уже дает основание говорить о диаспорах в контексте глобальных проблем.

Еще сложнее, чем этнографическая, конфессиональная картина мира. Многие родственные народы исповедуют различные религии, что часто выступает одной из причин межэтнических и межгосударствен-ных противоречий и конфликтов. Хорошо известно, как сложно и временами кроваво складывались с XX в. отношения между двумя южнославянскими народами – хорватами-католиками и сербами-православными.

Сложный религиозный состав населения многих стран (в том числе и России) сказывается на развитии стран и их взаимоотношениях в международном сообществе.

Особую опасность представляют экстремистские, крайние течения в мировых религиях, которые часто пытаются утвердить свое влияние с помощью вооруженной силы, терроризма и т.п. Почти во всех современных «горячих точках» просматривается религиозный фактор.

Влияние религии в жизни человечества велико и многообразно, оно воздействует на все стороны жизни. Так, католичество, выступая против искусственного ограничения деторождения, влияет на уровень рождаемости, то есть на демографические процессы. Законы индуизма, запрещающие убивать многих вредных животных, а также непродуктивных коров, заметно сказываются на экономике Индии. Каноны ислама закрепляют неравноправное положение женщины в обществе и семье.