Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Качество населения



Страноведческая, регионоведческая характеристика народона-селения требует ответа не только на вопрос: кто живет? В ней важен и ответ на вопрос: в каких условиях живет, что имеет человек? То есть в характеристике народонаселения ключевое место занимает то, что сегодня принято называть качеством населения.

Категория «качество населения» достаточно прочно утвердилась в понятийном аппарате общественных наук, но ее трактовка неоднозначна и многопланова.

Тем не менее, можно выделить некоторые общие положения, касающиеся этого понятия.

1. Качество населения – это ресурс и гарантия стабильного развития, основа национальной безопасности государства, региона.

2. Качество населения неотделимо от жизнедеятельности людей, среды их обитания, но вместе с тем, оно является необходимым условием материального производства.

3. Качество населения можно рассматривать как интегральную сово-купность свойств народонаселения, характеризующих его воспроиз-водство в системе социальных и природных отношений [5. С. 419–420]. В.П. Максаковский выделяет три главные, агрегированные части этого понятия: 1) здоровье населения; 2) образовательный уровень населения; 3) квалификационный и профессиональный уровень населения. [29. С. 113].

С понятием «качество населения» тесно связано понятие «качество жизни населения». Это два взаимодополняющих понятия. Под качеством жизни населения в широком смысле понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов.

К основным критериям оценки качества жизни населения относятся:

1) экологические (оценка окружающей среды и характеристика рекреационных возможностей территории);

2) экономические (валовой национальный продукт в расчете на душу населения, уровень безработицы, среднедушевое производство и пот-ребление продуктов питания и др.);

3) психологические (удовлетворенность работой, семьей, здоровьем, культурным досугом и т. д.);

4) социальные (уровень развития образования, здравоохранении сте-пень безопасности граждан, соблюдение прав человека и др.)[46. С. 226].

В системе ООН и Всемирного банка сравнительно недавно появился новый показатель оценки качества жизни – индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В него входят три основных компонента,

 

характеризующих развитие человека; долголетие (средняя ожидаемая продолжительность жизни), образование (образованность, определяемая грамотностью взрослого населения и средней продолжительностью обучения), уровень жизни (доход, измеряемый реальным валовым внутренним продуктом на душу населения с поправкой на стоимость жизни).

Не будучи идеальным показателем, ИЧР, тем не менее, позволяет проводить наглядные сравнения достижений различных стран, определять приоритеты для государственной политики. Нетрудно также заметить безусловный «выход» этого показателя и на качество населения.

Среди всех показателей, характеризующих качество населения, здоровье, по крайней мере, в экономически развитых странах, ставят на первое место. И это понятно: именно здоровье является основой полноценной жизни и деятельности каждого человека в отдельности и общества в целом.

Оценка здоровья населения включает в себя и затраты на здравоохранение, и доступ к медицинскому обслуживанию, и показатели смертности, особенно младенческой. Но самым обобщающим интегральным показателем состояния здоровья населения считается средняя ожидаемая продолжительность жизни. С научной точки зрения правильнее говорить об ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. Это теоретические расчеты (путем математической обработки множества переменных величин условий жизни) среднего количества лет, которые предстоит прожить только что родившимся младенцам при условии, что при переходе из одной возрастной группы в другую смертность будет равна современному уровню.

Ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110–115 и даже 120–140 лет. Но в действитель-ности она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению. Предполагается, что в Древней Греции и Древнем Риме средняя продолжительность жизни была на уровне 25 лет, в средние века она увеличилась примерно до 32 лет, в 1800 г. – достигла 40 лет.

В XX в. показатель средней продолжительности жизни приобрел еще более отчетливую тенденцию к повышению. Так, в 1950 г. он рав-нялся 50 годам, в 1970 – 57, 1990 – 63, в 2000 г. – 66 годам [29. С. 115].

Но эта мировая закономерность неодинаково проявляется в развитых и развивающихся странах, а также в различных регионах мира. В развитых странах и таких регионах, как СНГ, Зарубежная

 

Европа, Северная Америка показатель средней продолжительности жизни, уже достигший высокого уровня, начинает постепенно снижаться. Обращает на себя внимание и тот факт, что женщины по этому важнейшему демографическому показателю все больше «обгоняют» мужчин. Особенно большой перевес по этому показателю характерен для экономически развитых стран. Если в мире разница между продолжительностью жизни у женщин и мужчин составляет примерно 4 года, то в Японии – 6 лет, в России же – 12 лет [1. С. 105]. Следует заметить, что в мире есть страны, в которых продолжи-тельность жизни мужчин выше таковой у женщин: это Индия, Нигерия, Пакистан, Шри-Ланка.

Средняя продолжительность жизни существенно отличается и по странам. По уровню продолжительности жизни страны, как правило, делят на три группы.

I группа. В нее входят государства с высокой продолжительностью жизни, в среднем не менее 70 лет. Таковой отличается прежде всего страны с развитой экономикой, высокими показателями ВВП на душу населения: Япония, Австралия, Швеция, Швейцария, Канада, Норвегия, Израиль, США, Великобритания и др.

II группа. Это государства со средней продолжительностью жизни (55–70 лет). К ним, например, относятся Китай, Россия, Индия, Мексика, Бразилия, большинство стран СНГ и др.

III группа. Она представлена государствами с низкими показателями продолжительности жизни (ниже 55 лет). К этой группе относятся многие страны Африки, Южной и Юго-Восточной Азии [5. С. 137].

Характеристика такой составляющей качества населения, как образование и квалификация, в страноведческом и регионоведческом анализе потребует обращения и целому ряду показателей. Остановимся на главных из них.

1. Уровень неграмотности. Доля неграмотных в мире в XX в. неуклонно сокращалась: в 1950 г. она составляла среди взрослого населения (людей старше 15 лет) 44 %, в 1990 г. – 26, 9 %, к 2000 г. – 20, 6 % [29. С. 117]. Но за этими показателями скрывались и скрывают-ся существенные различия – региональные, страновые. В развитых странах процент неграмотных в 2000 г. составлял 1, 1 %, а в наименее развитых странах 47, 3 %. Особенно велика доля неграмотного населения в таких странах, как Нигер, Буркина-Фасо, Эфиопия, Мали, Сенегал, Сьерра-Леоне, Афганистан, Гаити, Бенин, Мавритания и др. Остается высоким удельный вес неграмотных в Китае (15 %), Индии (44 %), Иране (29 %), Бразилии (17 %), Мексике (15 %). В бывшем Советском Союзе, по переписи населения 1982 г. неграмотными оказа-лись 2 %, или 4,3 млн человек в возрасте старше 15 лет [29. С. 118].

2. Продолжает сохраняться разрыв между странами в сроках обучения: в развивающихся странах продолжительность обучения – около 4-х лет, тогда как в развитых средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде и некоторых других странах Западной Европы – 12 лет и даже больше).

3. Состояние высшего образования. Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями. Один из них – численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей. По этому показателю лидируют США, Канада, РК, Новая Зеландия, Норвегия.

Другой показатель того же рода – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет. В США она составляет 24 %. В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция), Южной (Испания), Северной Европы, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Квалификация рабочей силы. Она зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлечения населения в производство. Квалификация трудовых ресурсов приобрела особое значение на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии. Это связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества.

Россия была и остается до сих пор одной из самых образованных стран мира. Почти 1/3 всех занятых в народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование. Но современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка.

К странам, имеющим максимальный ИЧР (этот показатель ООН, как уже отмечалось, оценивает качество жизни человека), относятся Норвегия, Швеция, Канада, Бельгия, Австралия, США, Испания, Нидерланды, Япония, Финляндия, Швейцария, Франция. Минимальный ИРЧП имеют Сьерра-Леоне, Нигер, Бурунди, Мозамбик, Буркина-Фасо, Эфиопия, Гвинея-Бисау, Чад, ЦАР, Мали, Малави, Руанда [26. С. 134].

 

***

Таким образом, регионоведческий срез народонаселения как опорного элемента комплексных регионоведческих характеристик, с учетом всего вышеизложенного должен включать в себя рассмотрение следующих основных позиций:

· численность населения региона и ее динамика, территориальные особенности размещения населения;

· воспроизводство населения и его основные показатели. Территориальные различия показателей рождаемости, смертности, естественного прироста населения;

· демографическая ситуация и факторы ее определяющие;

· состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, и структура социальная структура населения, образовательный уровень населения);

· наличие межэтнических и межконфессиональных проблем, их истоки, политика властей в области национальных и конфессиональных отношений;

· трудовые ресурсы;

· качество населения;

· социальная политика властей.

Цель рассмотрения – выявление характера влияния названных позиций на экономическую жизнь, природопользование, общественно-политическую ситуацию в регионе, процессы в области культуры, отношения региона с другими регионами и т.д., а также региональной специфики этого влияния.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «народонаселение»?

2. Какова динамика численности населения в мире?

3. Что такое воспроизводство населения?

4. Какие факторы влияют на воспроизводство населения?

5. Какие существуют режимы воспроизводства и что они означают?

6. Как принято выделять типы воспроизводства населения?

7. Как различаются регионы мира по типам воспроизводства?

8. В чем суть теории демографического перехода?

9. Что имеется в виду, когда говорят о составе населения?

10. Какое значение имеют характеристики расового, этнического, конфессионального состава населения в комплексных страноведческих и регионоведческих исследованиях?

11. Что такое трудовые ресурсы?

12. Каковы критерии качества населения?