Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Научные методы и их значение. Проблема метода в КР и КС. Общенаучные подходы в КР. Общенаучные методы, методы других наук в КР и КС.



 

Проблема метода – одна из важных проблем любой науки, так как способ сбора, обработка, представление информации в немалой степени определяют достижение результатов теоретического и практического характера, то есть, в конечном счете, развитие науки.

Для комплексного регионоведения проблема метода имеет особую значимость, которая определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Цель комплексного регионоведения – создание целостного, слитного образа территории, выявление и осмысление региональной специфики. Речь идет о региональной специфике таких базовых регионоведческих характеристик, как природа, население, человек и многообразные проявления его деятельности, хозяйство. Совершенно очевидно, что достижение названной выше цели невозможно без обращения к методам и приемам многих наук, а также к искусству, литературе. То есть междисциплинарный характер комплексного регионоведения проявляется не только в пересечении его предметного поля с предметными полями географических, исторических, экономии-ческих, демографических и т.д. наук, но и во взаимодействии методов всех этих наук.

Кроме того, комплексное регионоведение как область научного знания находится в стадии становления, и оно пока не сформировало своей собственной методологической базы. Выработка своих методов, безусловно, является для комплексного регионоведения важной задачей. Насколько она реализуема, покажет время. Для самоутверждения этой области научного и образовательного знания сегодня значимо не только обзаведение своими методами, но и адаптация заимствованных методов к ее проблемам, предмету. Вряд ли можно утверждать, что это – уже законченный процесс. Не случайно даже в учебнике «Регионоведение» Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева, наиболее, по сравнению с другими подобными учебными пособиями, приближенном к проблематике комплексного регионоведения, отсутствует раздел о методах регионоведческого анализа.

Проблема метода в науке не только важна, она является и одной из самых сложных. Дело в том, что метод и предваряет изучение наукой своего объекта, и является итогом такого изучения. Он предваряет изучение объекта уже потому, что исследователь с самого начала должен владеть определенной суммой приемов и средств для достижения нового знания. Он является итогом изучения, ибо полученное в его результате знание касается не только самого объекта, но и способов его изучения, а также применения полученных результатов. Более того, исследователь сталкивается с проблемой метода уже при анализе литературы и необходимости ее классификации и оценки.

В самом широком смысле метод – это «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулиро-вание процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод (в той или иной форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать на решение конкретной задачи, достижение результата в той или иной сфере деятельности.

Методы научного познания многообразны, и это порождает потребность в их классификации. Основания (критерии) для группировки методов могут быть разными.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяются методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения.

Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук.

Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно – детерминистские и вероятностные, методы непосредст-венного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

В современной науке «работает» (и достаточно успешно) многоуровневая концепция методологического знания. Все методы научного познания в этом плане по степени общности и широте применения разделяются на философские, общенаучные, частнонауч-ные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования.

Философские – это диалектический и метафизический методы.

Характерными чертами общенаучных методов являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий и, во-вторых, возможность их формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики (в отличие от философских категорий).

Частнонаучные методы – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке: в механике, физике, химии, биологии, социально-гуманитарных науках.

Дисциплинарные методы – это система приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. В демографии выделяются демографическая статистика, география населения, политическая демография, историческая демография, медицинская демография, этнодемография и т.д.

В систему политической науки входят политическая философия, политическая география, электоральная демография, геоурбанистика, политическая социология, политология (политическая наука в узком смысле слова), международные отношения и т.д.

Методы междисциплинарного исследования – это совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Эти методы находят широкое применение в реализации комплексных программ, к которым, безусловно, относится комплексное регионоведение.