Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Функциональная школа интеграции.



Д. Митрани, конец 40х гг. XX века. "Действенная система мира".

Исходный тезис: "Развитие промышленности и системы коммуникаций, создающие социальные и экологические потребности регионального и мирового масштабов". Они навязывают человеку международное сотрудничество посредством специализированных функциональных международных организаций. Главный двигатель этого процесса – развитие техники. Это первичный источник всех изменений и в экономике, и в культуре, и в благосостоянии, что требует приспособления к ним и политико-правовых характеристик.

По мнению этой школы технический прогресс - лучшая сторона человеческой деятельности, активно-творческое начало. А политические структуры – худшая сторона консервативного начала. Поэтому между этими началами постоянное напряжение. Функционалисты подчёркивают разрыв между техническими, экономическими связями, не знающими границ, и политической расчленённостью на национальные государства. Государства не в состоянии самостоятельно решить ни экономические, ни экологические проблемы, тем более проблему безопасности в ядерный век. Выход: развитие международных неполитических организаций. Именно они призваны осуществлять ту или иную функцию в регионе.

Определённая группа граждан из разных стран обнаруживает некоторую заинтересованность в совместной деятельности по достижению определённых технических экономических целей (не политических). Это предполагает консенсус по вопросу о том, что есть проблема, которую лучше разрешить совместными действиями. Такая международная деятельность политически нейтральна. Первый же успех организации служит примером – каждая функция этой организации имеет постепенную возможность породить другую функцию. Так возникает 1 ярус функциональных организаций, действующих в региональном и мировом масштабе.

Чтобы их деятельность согласовать потребуется 2 ярус организации, компетенция, которая наперёд не может быть задана, но развивается сама собой, исходя из потребностей. Потом потребуется планирование организации => 3 ярус. Вот так создаётся система вненациональных органов, возникающих объективно и берущих на себя управленческие функции, которые были раньше у национальных государств. Всё это носит технический, а не политический характер. Это явление – "техническая самодетерминированность".

Но встаёт вопрос, как может произойти передача компетенции суверенных государств международным институтам? Функционалисты полагают, что суверенитет имеет 3 основы:

Технологическую

Экономическую

Социополитическую

Первые 2 размывают границы суверенитета, он становится всё более бессмысленным, а в результате этого автоматически происходят сдвиги и в 3 социополитической основе, и сдвиги в отношении граждан к своему национальному государству и государственному аппарату. По мере того, как международные институты будут всё успешнее выполнять функции, прагматическое мышление общественности приведёт к переориентации её лояльности с национальных органов на международные институты (больше пользы), а это приведёт к ограничению прав суверенитета национальных государств. Этот процесс главный и длительный, и также будет постепенно возрастать и политическая сторона связей между государствами.

Функционалисты негативно относятся как к федерации, так и к конфедерации. Они считают, что регионализм может быть не территориальным, а функциональным. В связи с этим Митрани говорил, что "регионами следует считать не географические, а функциональные зоны" (например, ж\д сеть может планироваться и управляться в континентальном масштабе. А санитарно-эпидемиологический контроль может осуществляться в глобальном масштабе). При таком отрицательном отношении они не отрицают федерации, но считают, что она должна формироваться естественным путём, постепенно.

Критерии интегрированности, объём и характер общественно-политических функций, вызванных развитием техники и экономики и перешедшие из компетенции национальных государств в вверение ненациональных органов.

 

 

34. Роберт Кайзер о вариантах интеграции и её критериях.

Другую классификацию вариантов интеграции сообществ даёт Р. Кайзер:

Супер-государство, где есть единая власть.

Функциональный регион (похоже на европейский период феодализм с отличием, что интегратором выступает не религиозный фактор, а экономическая власть на региональном уровне. А социально-психологические интересы объединяют людей в локальные союзы. Национальный суверенитет низводится до концепции культурного самосохранения (общности)).

Региональный конгломерат, где значит степень централизации власти на наднациональном уровне при сохранении определённого суверенитета в руках национальных государств.

Критерии интеграции по неофункционалистам: они предлагают системный подход и рассматривают интеграцию как совокупность переменных, тесно связанных друг с другом и выделяют 3 группы переменных: