Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Шпаргалки по регионоведению. Часть 1

 

Регионоведение как межпредметная область знаний

Регионоведение имеет ряд синонимов: регионалистика, районалистика, регионология, регионика (+регионная география, экономическая география, экономика региона, управление региона, менеджмент). На Западе называется – региональная наука. Многие ученые выдвигают теорию, что регионоведение как наука быть не может.

Регионоведение – область междисциплинарного научного знания, имеющего целью систематического изучения социально-экономического, политического, культурного и этноконфессионального развития и функционирования, относительно целостного территориального образования именуемого регионом. Регионоведение не заменяет дисциплинарных наук. Задача регионоведения не сводиться к суммированию полученных результатов. Регионоведение занимается интегральным обобщением. Объектом регионоведения является комплексное изучение связи между пространственными и функциональными характеристиками внутри региона и за его территориальными пределами. В регионоведении можно выделить 3 части:

· Теоретическое регионоведение – анализ пространственной организации объективно-существующих районов, но не конкретно, а их типов и моделей. Это методологическая часть регионоведение, чаще всего это ядро называют регионалистикой или регионикой.

· Конструктивное регионоведение – проектирование искусственных региональных систем, имеющих чёткие границы, и управление ими.

· Познавательное регионоведение – региональное пространство как средство обыкновенных характеристик региона с разных сторон, в том числе конкретных регионов.

Регионалистика – учебная дисциплина (синоним регионоведения).

Регионоведение использует данные получаемые различными науками. Например, география, экономическая география, культурология, геополитика, религиоведение, медицина, технические науки. Регионоведение использует и методы, и результаты разных наук. Но регионоведение – это не механическая сумма различных исследований региона, а интегральное их обобщение. Результат этого обобщения – появление самостоятельной системы закономерностей и категорий, и выработка целого ряда прикладных понятий (системные характеристики региона). Регионоведение не может быть заменено комплексом других наук, это самостоятельная наука.

 

Соотношение регионоведения, страноведения и краеведения

(3 точки зрения):

· Они тождественны (регионоведение – это то же самое, что раньше называлось страноведением).

· Страноведение шире, чем регионоведение (страна состоит из регионов, а регионоведение занимается отдельными частями страны).

· Страноведение – лишь часть регионоведения.

Страноведение – научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран земного шара.

Страноведение – географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением страны, систематизирующая и обобщающая данные о природе, населении и хозяйстве страны. Любую страну можно рассматривать как регион. Но регион может быть шире страны. Регион можно рассматривать как составную часть страны. Регионоведение – более широкое понятие. Страноведение – часть регионоведения. Задача страноведения – создание страноведческих образов различных стран, а также создание детальной характеристики страны при помощи различных признаков. Регионоведение – более интегральная в этом смысле наука.

Регионоведение и краеведение.

Краеведение объединяет данные географии, истории, археологии, типографии, литературоведения, этнографии, топологии и топонимики.

Краеведение не ставит задачей дать управленческие рекомендации. Главная задача – воспитание патриотизма. Краеведение – изучение родного края.

Цели и задачи регионоведения

Цели регионалистики:

v Системное изучение политических и экономических структур региона во всей его сложности для принятия экспертных и управленческих решений.

v Изучение расстановки главных политических сил, действующих в регионе для консалтинга руководства.

v Исследование всей совокупности регионообразующих факторов, позволяющих составлять кратко-, средне-, долгосрочные прогнозные сценарии развития региона.

Задачи регионалистики:

- Изучение особенностей межрегионального сотрудничества.

- Сравнение регионов друг с другом.

- Изучение внутри и вне региональных институтов и органов, включая международные, в том числе политических партий и региональных деятелей.

- Выбор инструментариев, шкал и способов оценки региональных процессов и явлений.

- Предметное изучение региональных противоречий и конфликтов с выдачей рекомендаций по их разрешению и урегулированию.

- Выводы академического и прикладного характера обогащающие саму регионалистику и смежные науки.

- Изучение конкретных составляющих региональных процессов с целью подготовки рекомендаций для властных структур и управленцев при проведении ими региональной политики.

- Выявление возможности и пределов в заимствовании зарубежного опыта в развитие российского регионализма с учётом российского социума.

Периодизация развития регионоведения

Регионоведение как наука появляется в Европе в начале XX века. Возникло 2 подхода к науке:

o Необходимо создать и сформировать единую территорию регионалистики, которая охватывала бы все самостоятельные отдельные дисциплины, которые изучают регионы.

o Такая теория будет слишком абстрактной. Надо отдать предпочтение разработке прагматических прикладных вопросов (региональная политика). Разработка методики, решение региональных конфликтов, создание межрегиональных, наднациональных структур, конкретные рекомендации для властных органов по управлению регионами.

Эти 2 подхода не находятся в противоречии, а дополняют друг друга. Конкретные рекомендации базируются на теоретических знаниях. В свою очередь теорию невозможно развивать без конкретных событий и явлений.

Русское регионоведение делило весь мир на 2 системы: капиталистическую и социалистическую. Это

препятствовало развитию регионоведения за «отсутствием» регионов.

На западе:

- 1 период - С начала XX века до 2-ой МВ. Регионоведение занимается в основном вопросами взаимоотношения регионов в мировой политике (Восток – Запад, Север – Юг), изучение взаимоотношения центра и периферии, разных районов внутри отдельной страны.

- 2 период - После 2-ой МВ можно выделить 3 этапа:

¨ 45-60-е гг. В регионоведение механически переносят нормативные положения об автономии внутри государств. Этот этап называют объективистским, т.к. на 1 плане формализм.

¨ 60-70-е гг. (2 поток исследований). Появляется масса литературы теоретического плана о статусе региона, о типологии региона. Развивается методология регионоведения и прикладного исследования. Главное направление – изучение погранического сотрудничества регионов. Это рассматривается как тенденция на будущее. Название этапа – перспективизм.

¨ С 70 гг. по настоящее время. Регионоведение развивается на новой базе глобальных данных. В мировом регионоведении происходит пересмотр и предмета регионоведения, и инструментария. Если раньше главным было изучение становления региона, то теперь – роль регионов в глобальных процессах.

Главная цель региональной науки – стать базисом для интеграционных процессов (толчок этому – объединение Европы в единую систему). Хотя были и дезинтеграции (СССР и Югославия), главное внимание – осмысление наднациональных институтов, созданных для интеграционных процессов. Национальные границы теряют своё раннее значение, а на 1 место выдвигаются регионы («Европа регионов»). Импульс дан всем объектам регионоведения.

- 3 период - Рационализм. Здесь подключается к развитию регионоведения и Россия. В 1995 г. в Москве была организована международная академия регионального взаимодействия и сотрудничества (МАРС). Цель: объединение ученых разных стран, проведение научного исследования. Задачи: исследовательские функции; научное обеспечение (управление регионами); экспертиза региональных проектов и программ; переподготовка специалистов-регионоведов. В 1996 г. в Европе создана «декларация о регионализме в Европе» (300 регионов, 400 тыс. представителей). Если раньше развитие стран, миров и политики происходило на идеологических принципах, то сегодня вместо политической идеологии на 1 место выдвигается духовно-интеллектуальное начало. На смену религиозным и идеологическим выдвигаются региональные ценности общественного идеала (для нас на факультете такой идеал - евразийство). 1 минус регионоведения: границы региона, как правило, зыбки и неопределены => критика других специалистов, а для регионоведов – сложность в исследовании.

Регионализм

Регионализм является следствием самого факта существования региона. Регионализм имеет содержательную и векторальную характеристику.

В содержательном измерении можно выделить 2 аспекта:

1. Регионализм – естественный органический принцип территориальной организации

социальных, экономических, политических и культурных аспектов жизнедеятельности человеческого общества. ТОО – территориальная организация общества. Это универсальная форма существования любого человеческого общества. В этом смысле регионализм анализируется и проявляется в таких понятиях как (факторы регионализма):

Ø Социальная сплочённость этнических, расовых, языковых групп, проживающих совместно.

Ø Экономическая взаимосвязь и взаимодополняемость тех хозяйственных экономических единиц, которые работают на той территории.

Ø Соотношение центра и периферии.

Ø Политическая солидарность.

Ø Совместность общих ценностей (культурных, религиозных ценностей, традиций).

Функционально регионализм нацелен на практическое использование тех возможностей, которые вытекают из естественного территориального деления совместных обществ.

Регионализм создаёт условия для рационального распределения ресурсов и

компетентности власти среди различных групп населения. Регионализм внутренне присущ всем видам общества, независимо от размера, уровня образованности и т.д. Регионализм может быть обозначен термином «региональная политика». Региональная политика – подход к решению проблем под углом зрения интересов региона. Сегодня региональная политика имеется во всех странах, т.к. выявляет многие проблемы. Регионализм – отражение тех изначальных возможностей и потребностей, которые вытекают из самого признания пространственного территориального распределения людских и материальных ресурсов. Признание (осознание) может быть адекватным (верным) и неадекватным (искажённым).

Если неадекватное, т.е. возможности и потребности, связанные с регионами, игнорируются на официальном уровне, то регионализм будет существовать в подавленном состоянии, в пассивных формах, но будет проявляться в привычках, обычаях, менталитете народа. Если адекватное, т.е. поощрение регионализма политическими органами, то регионализм приводит к появлению и сознательному поддержанию различных региональных центров, что ведёт к децентрализации власти (отрицательная черта - сепаратизм).

2. Осознание принадлежит региону. В этом смысле регионализм – общее наименование различного рода интеллектуальных, идеологических и политических течений и доктрин, нацеленных на рациональное использование естественных пространственных различий. Здесь регионализм проявляется двояко:

☭ Как пассивный регионализм, определяемый общей историей, культурой, географией.

☭ Как целенаправленная и активная деятельность по созданию на базе доктрин региональных, политических институтов как внутри страны, так и над национально (изучает: геополитика).

Векторная характеристика: регионализм может иметь 2 трактовки:

ü Регионализм предполагает вариант объединения соседних территорий или стран по экономическим, политическим, культурным и военным соображениям. Интегративный (ассоциативный) регионализм, имеющий наднациональный характер. В мире существует современная тенденция к созданию наднациональных институтов, интеграция рынков, стирание торговых барьеров.

ü Регионализм может диссоциативный характер и сопровождённый сепаратизм, локализм, децентрализация.

В реальной жизни оба типа существуют одновременно, конкурируют и дополняют друг друга. В различных регионах тот или иной вид появляется в большей степени.

Что касается российского регионализма, то у нас оба типа действуют одновременно.

Интеграционные процессы связаны с глобализмом 2 тенденций, связанных с нацинализмом => регионализм находиться между этими 2 явлениями, заполняя нишу между ними.

 

Регион и район

Эти понятия то отождествляются, противопоставляются. В российской литературе наблюдается некая соревновательность этих понятий (т.к. у россиян иногда происходит период борьбы за «чистоту русского языка»).

В 1879 г. Ермолаев ввёл понятие «район» в с\х. регион в это время имеется лишь как иностранное слово. «Raion» во французском означает «луч», в испанском – «определённая территория». В России в XIX в. термин быстро укрепился, особенно в военном деле (укрепрайон). Затем географы, экономисты (в качестве административного деления) => широкое распространение и утеря первоначального значения (районная поликлиника, т.е. обозначение мелких структур словом «район»). После упразднения уездов, районы стали основой административного деления. В XX в. возникла научная дискуссия по этим понятиям (наше – не наше). «Район и Страна» (Семенов-Теньманский). Стала осуществляться программа районирования страны.

Победу одержала Московская школа, которую возглавлял Баранский. Он осуществлял программное районирование страны (по Баранскому район – специализированная часть страны, объективно существующее явление, а не умозрительное заключение). Районирование сохранилось до 80-х гг. XX в., затем на 1 место выделилось понятие региона. Район – часть региона, выделенная по совокупности каких-либо признаков и по общности происхождения, а также природных и социально-политических характерах; административная единица. Районы подразделялись по 3 видам: экономические, социальные и природные. Виды районов по совокупности этих признаков:

¨ Социально-экономический (экономический+социальный);

¨ Природно-экономический (экономический+природный);

¨ Рекреационный;

¨ Интегральный (рекреационный+социально-экономический).