Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Проблемный подход



Проблема – трудность, стоящая перед регионом на пути к достижению цели. Это либо препятствие, либо расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения. Есть сходное понятие "задача". Но эти 2 понятия абсолютно разные. Задача формируется тогда, когда известны пути её решения. А проблема ставиться тогда, когда заранее методы её решения не известны. Проблема возникает как выражение противоречий пространственно-временного изменения. Проблема выступает как катализатор исследования состояния региона. Проблема позволяет:

☛ Углубиться в изучение явления.

☛ Охватить явление со всех точек зрения.

Поставить проблему – правильно с научной точки зрения её сформулировать => проблема всегда субъективна, т.к. формулируется она осознано => встаёт вопрос о взаимодействии и деятельности людей => проблема детерминирует деятельностью, но это не означает, что люди должны смириться с проблемой как с неизбежностью.

Должна быть осознанность самой проблемы и разработка инструментария для её решения. Чтобы проблему правильно сформулировать, необходимо исследовать её:

♐ Структурные элементы.

♐ Внешние и внутренние связи с другими процессами и явлениями общественной жизни.

Понятие "проблема" имеет непосредственную связь с понятием цели. Цель объединяет в себе и объекты, и субъекты; она входит в структуру механизма действия и аккумулируется в результате. Это позволяет избегать идеализации цели. Прежде чем цель будет сформулирована, она должна осознаваться как потребность.

Потребность – рассогласование между необходимыми условиями жизни и реальным обеспечением этих условий. Связь между целью и потребностью опосредствована интересом. Интерес – объективно существующее отношение, в которое надо вступить для удовлетворения потребностей.

=> возникает цепочка: проблема ➝ потребность ➝ интерес.

Этот подход удобен для упрощенно-теоретической модели регионального развития.

 

Классические теории размещения производства

Начало теориям положили экономисты, которые сосредоточили своё внимание на 2 измерениях экономической жизни – на расстоянии и площади. Расстояние влияет на цены => на размещение объектов (перевозки).

Площади – рынки отдельных товаров, расположенные в определённых географических пределах. Эти теории появились в XIX в. "Отец" теорий – Иоганн Генрих фон Тюнен (1783-1850). Главная книга – "Изолированное государство" (в русском переводе вышла в 1826 г.). Полное название – "Изолированное государство в его отношении к сельскохозяйственной экономике. Исследование влияния хлебных цен, богатства почв и накладных расходов на земледелие". В этой книге Тюнен впервые представил абстрактную географическую модель, в основе которой лежали такие характеристики:

✩ Удалённость от центра

✩ Площадь

Он предлагает рассмотреть "идеальный регион", в котором есть один центр потребляющий и производящий продукцию промышленности и вся территория – равнина без специфики (ни рек, ни населённых пунктов). И ставит задачу: найти принципы, которые будут определять цены на продукцию, ренту и способы землепользования. Отвечает на вопрос как будет размещено производство, какие культуры на каких участках производить; и с какой интенсивностью будут обрабатываться участки в зависимости от их удалённости от центра => выделяются 3 основных фактора размещения с\х производства:

ふРасстояние до города

ふРасстояние до города

ふЦены на товары с\х продукции

ふЗемельная рента

Понятно, что с ростом населения будет увеличиваться производство и с\х будет включать всё новые территории => транспортные издержки будут расти. А интегральным показателем будет служить рента, которую Тюнен определил по формуле:

R=V∗(P-C)-V∗D(F)

R-рента,

P-цена продукта на рынке V-урожайность (т\км₂) C-производственные издержки на единицу продукции $/т

D-расстояние до центрального рынка. F-транспортные издержки в $.

Вычисляя ренту по этой формуле на разные виды продукции, Тюнен замечает, что существует универсальная схема, которая будет представлять из себя систему концентрирования вокруг города колец\зон\поясов, и таких колец всего 6 штук.

Тюнен доказывает, что в таком кольце должно производиться:

Вольное хозяйство – пригородное высокоинтенсивное хозяйство, где основа – огородничество и садоводство. Содержание скотостойловое, севооборота нет, а почвенное плодородие – за счёт внесения удобрений.

➣ Лесное хозяйство поставляет в город главный энергоноситель – дрова и деловую древесину.

➣ Плодосеменное хозяйство с шестилетним севооборотом. Главный продукт – рожь (1/3 земель), на остальной площади – картофель, клевер, ячмень и вика. Рожь и картофель – на рынок, вику и клевер – на корм скоту. Плодородие почвы здесь повышают навозом, паров (свободной земли) нет. А для скота зимой откорм стойловый (за счёт того, что выращивается летом).

➣ Выгонное хозяйство: земля используется менее интенсивно; земледелие семипольное. Рожь занимает 1/7 часть земель, 1 год – ячмень, 1 год – овёс, 1 год пар, 3/7 пастбища. Для рынка – рожь и продукция животноводства (масло, жир, скот для бойни).

➣ Пояс с трёхпольем – 1/3 – рожь, 1/3 – пастбища, 1/3 – под паром.

➣ Скотоводство, обусловленное удалённостью – на рынок (животноводческая продукция). Рожь выращивается в потребительских целях (для себя).

Тюнен формирует принцип обоснования размещения производственных сил в регионе. Затем вводит усложнения в эту абстрактную схему (например, реку). Добавляет малый город. Но меняются способы хранения продукции и транспортные условия => требуется внесение коррективов в абстрактную форму Тюнена. Но эту методику перенесли в последствии и на промышленность.

Таким образом, механизмы зонирования по Тюнену привнесли универсальные значения в региональной науке и практике. Яркий пример этой схемы – Куба.

 

Теория Вильгельма Лаундхардта

Использовал теорию Тюнена, приложил математические методы.

Трактат "Математическое обоснование размещения" (опубликовано в 1882 г.).

По сути Лаунхардт дополняет Тюнена анализом пространственного изменения рынка в процессе размещения промышленности. Главное открытие – метод нахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта. Решающий фактор – транспортные издержки. Его теория тоже абстрактна, т.к. условно производственные затраты принимаются равными для всех точек производства => точка оптимального значения находиться в зависимости от весовых соотношений грузов и расстояний.

1. Лаунхардт разработал и ввёл в оборот метод весового локального треугольника, где в точке А добывается уголь, в точке В – руда, а С – потребление готовой продукта.

=> расстояние между точками он обозначил S₁

=> вопрос, где разместить металлургический завод?

В принципе, можно разместить в любой из этих точек и подсчитать, во что обойдётся готовая продукция.

A➞(a+B∗S₂)∗t Где t – тариф коэффициента,

B➞(a∗S₂+B)∗t В – руда,

C➞(a∗S₁+B∗S₂)∗t, а – уголь.

Лаунхардт показал, что, как правило, есть точка вне точки А,В и С, в которой металлургический завод будет выгодней всего построить (точка М) => общая стоимость будет определяться по формуле:

T=a∗r₁+B∗r₂+r₃)∗t

Как определить точку М? данная задача имеет геометрическое и механическое решение. Первый метод состоит в том, что на каждой из сторон локационного изменения строится весовой треугольник, стороны которого соотносятся как а:В:1. Затем вокруг треугольников описываются окружности. Точка пересечения и есть точка минимума транспортных издержек. Этот метод имеет свои пределы; он уместен для случаев, когда соотношение S₁:S₂:S₃ (расстояний) соответствует свойствам треугольника, в противном же случае, точка минимальных транспортных издержек будет совпадать с одной из вершин локационного треугольника.

Механическое решение основывается на аналогии с методом нахождения точки равновесия сил. При этом весы угля, руды и металла выступают в качестве сил, с которыми притягивают производство к соответствующим вершинам треугольника. Через вершины как бы протягиваются нити равновесия (3 штуки) и к каждой вершине "подвешиваются" грузы, соответствующие весам. Следовательно определится точка равновесия = место для постройки металлургического завода (применяется реже первого метода). Локационный треугольник Лаунхардта – одна из первых моделей в науке для решения практических задач размещения производства.

  1. Определение оптимального объёма продаж (противопоставляет задаче Тюнена).

Эта территория определяется как район снабжения для конкурирующих между собой производителей, когда потребитель находится в одной точке, но имеет возможность покупать товары у различных конкурирующих продавцов.

Он определяет цену доставки продукции потребителям как функцию от цены в месте её производства и транспортных издержек, которые изменяются прямо пропорционально расстоянию до рынка.

Вывод: при равномерном распределении потребителей общее число проданных товаров одного производителя прямо пропорционально кубу транспортных издержек и обратно пропорционально квадрату тарифного коэффициента (транспортный тариф).

Лаунхардт рассматривает район продажи двух идентичных товаров, изготовленных с разными издержками в двух местах, и нашёл геометрическое место точек, с которой цена с учётом транспортных издержек оказывается равной для двух товаров, что изобразил на своей знаменитой диаграмме.

А,В – место расположения предприятий конкурентов.

x,y – расстояние двух предприятий от точки Е.

Е – место, в котором цены с учётом транспортных издержек для двух товаров равны.

Место продаж – граница, определяемая овалом; вне овала – не выгодно продавать.

Поскольку в реальной действительности конкурентов почти всегда больше двух, то если товар должен конкурировать с большим числом товаров, производимых извне, то область продаж примет форму многоугольника с прямыми сторонами.

 

Теория штандорта А. Вебера

Альфред Вебер (1868-1958).

В 1909 г. опубликована его главная книга "О размещении промышленности. Чистая теория штандорта". В ней он обобщил теорию размещения XIX века и сделал многие новые выводы. В 1926 г. вышла в России "Теория размещения промышленности".

В центре внимания Вебера были отдельные предприятия, и с этих позиций решается вопрос оптимизации места размещения предприятий, которым является штандорт => задача: найти методику определения штандорта. Он вводит понятие "склад" – место получения\добычи исходных материалов; тогда для каждого места потребления по каждому виду продукции можно построить геометрическую фигуру, образованную расположением складов и местом потребления.

— штандортная фигура (для двух складов является треугольником).

Материальный индекс – место потребления материала, соотнесённое с весом готовой продукции (например, для 100 тонн какого-либо продукта нужно 300 тонн одного материала и 200 другого, тогда материальный индекс = 300+200\100=5. А штандортный вес (материал + продукт) = 600 тонн. А штандортный вес на единицу продукции (600\100=1).

Вебер ставит задачу: определить ведущие факторы размещения промышленности в регионе и установить закономерности, с которыми действуют эти факторы.

Все эти факторы он делит на:

※ Региональные, определяющие размещение в определённом месте.

※ Агломерационные, которые способствуют концентрации производства в некоторых местах.

Общие региональные факторы: издержки на сырьё, рабочая сила и транспорт.

Вебер доказал, что сырьё и топливо можно включить в транспортные издержки, и тогда окажется, что штандортных фактора 3:

☪Транспортная ориентация

☪Рабочая сила

☪Агломерационный фактор

Транспортная ориентация. Вебер установил закономерности соотношения факторов транспорта.

Транспортная ориентация – строительство в том месте, где затраты на транспорт минимальны. При этом Вебер принимает во внимание 2 особенности материала, которые он подразделил на повсеместные (глина, вода) и локализованные (только в определённом месте). Это убеквитет. Также подразделяет материалы на чистые (потребляемые целиком, как материал) и весотеряющие (руда). Всё это будет влиять на транспортные издержки и => производство будет ориентировано на пункты потребления.

При использовании одного чистого локализованного материала штандорт может находиться между местом добычи и сырья (складом) и пунктом потребления.

Использование одного грубого материала ведёт к совпадению места производства и склада.

При использовании сочетания грубого материала с убвеквитетом, если материальный индекс больше единицы, то штандорт будет располагаться на месте дразделяет материалы на чистые (потребляемые целиком, как материал) и весотеряющие (руда).тные (глина, вода) и локализованные склада; если меньше единицы, то переместится по месту потребления.

Рабочая сила.

"Рабочий пункт", место, где самый низкий уровень зарплаты (дешёвая рабочая сила), при высоких трудовых навыках. Но это место притянет штандорт из места с минимальными транспортными издержками только в том случае, если экономия на рабочих будет больше перерасхода от транспортных издержек. Для определения штандорта при параллельном влиянии транспортных издержек и рабочей силы, Вебер прибегает к построению изодопама (замкнутая кривая линия, соединяющая точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек, т.е. это те пункты в любом направлении, для которых прирост транспортных издержек одинаков).

Те изодопамы, которые соединяют точки, где отклонения от минимальных транспортных издержек равны экономии на издержках на рабочую силу, Вебер называет критическими изодопами.

Можно высчитать численный показатель ориентации на трудовые ресурсы (рабочий коэффициент). Коэффициент равен размеру издержек на рабочую силу, соотнесённую со штандортным весом.

3 – нерентабельно, т.к.

вне своей (третьей) изодопамы.

Вывод: помещать производство внутри его

критической изодопамы.

Агломерационный фактор.

Если 1 и 2 факторы были связаны с географическим фактором, то 3 – не связан. И при агломерационной ориентации штандорт размещается внутри этой агломерации, что ведёт к сокращению затрат на инфраструктуру. Низшая степень агломерации – простой тип.

Высшее пространственное сближение производств без их участия. Величина экономии от агломерации, рассчитанная на единицу продукции называется индексом экономии от агломерации.

Экономия от работы ведёт к отклонению штандорта от пунктов транспортного минимума и оптимальных рабочих пунктов в тех случаях, когда эта экономия покрывает дополнительные издержки на транспортную и рабочую силу, возросшие в результате перемещения производства в пункты работы.

Главное средство оптимизации размещения – минимизация издержек производства.

 

Концепция пространственной экономии А. Лёша

Основоположник – А. Лёш (1906-1945). Главная работа – "Географическое размещение хозяйства", Москва, 1959. Лёш занялся проблемой размещения предприятий в их совокупности. Заслуги Лёша:

$ Выявление, определяющее роли прибыли, как мотивы для размещения предприятий. Правильно выбранным местом для предприятий будет точка, обеспечивающая появление максимальной чистой прибыли.

$ Введение числа факторов, влияющих на налоговую систему, международной торговли и факторов технического прогресса. В теории размещения Лёш вводит принцип общего равновесия системы размещения и ставит вопрос об условиях поддержания системы равновесия.

Условия поддержания системы равновесия:

҂ Подкрепление равновесия законодательной базы экономической политики государства.

҂ Но система постоянно отклоняется от равновесия: несовершенство механизма цен, усложняющиеся условия конкуренции, недостаточная мобильность капитала и рабочей силы, слабая информативность предпринимателей об условиях производства в разных регионах мира.

Вывод: принцип равновесия есть основа общей теории размещения.

Леш создаёт теорию экономических регионов, учитывающую фактор протяжённости хозяйства в производстве. Эта система имеет способность к саморегулированию. Говоря о значимости саморегулирования, Лёш подчёркивает необходимость саморегулироваться извне, т.е. корректирующаяся деятельность государства в области размещения.

Цель корректировки: обеспечить проникание естественных процессов в пространстве.

Корректировка состоит в:

❶ Создании льготных условий перемещения предприятий.

❷ Поощрении конкуренции.

❸ Организации центрального бюро информации о желательных и легкодоступных местах для организации предприятий.

Далее Лёш обосновывает "рациональный экономический порядок" – соподчинённость районов разных типов: простых экономических зон, сети районов, системы районов. В этой иерархии высший и самый сложный тип:

Экономический ландшафт – система рынков или сфера влияния главного города. Леш исходил из того, что есть чисто экономические причины дифференциации человеческой деятельности на поверхности Земли:

1.Транспортные издержки

2.Экономия от масштабного производства

3.Потребности сельского хозяйства в пространстве

1При действии экономии масштаба и отсутствии транспортных издержек всё производство концентрировалось бы в одном или нескольких местах, размещённых случайным образом.

2При наличии транспортных издержек и отсутствии экономии масштаба производство могло бы вестись в малых районах в любом месте.

3при наличии обоих факторов, несельскохозяйственные виды деятельности, промышленность и сфера услуг будут размещаться в местах, между которыми произойдёт разделение рынков.

Для формирования отношений между факторами Лёш вводит понятия: ценовые воронки и конуса спроса.

FT – кривая спроса на продукт.

OP – цена на продукт.

PQ – количество продукта, потребляемого населением этого населённого пункта.

Конуса спроса. Для обоснования ряда теорий Лёш прибегает к некоторым математическим действиям. Он показывает, что идеальная форма идеала сбыта – шестиугольник. Лёш вводит понятие – расстояние поселения а, число эквивалентности покупателей n, расстояние между двумя поселениями b. b=a√n. На базе этой формулы Лёш выводит формулу ареала рынка: r=a2*√3/2.

Пространство поделится на сети фигур (шестиугольников). Если эти сети наложить друг на друга, то получится сгущение этих сетей. Эти сгущения образуют упорядоченные структуры, также сгустятся центры этих сетей так, чтобы иметь общую точку "метрополис".

Далее вращаем эти сети вокруг точки "метрополиса", и получается структура зубчатого колеса, где в 6 секторах будет сконцентрировано производство, а в других производство будет разрежено. Это явление называется "зубчатое колесо городов".

Теория Лёша позволяет дать анализ предельной полезности и предельных издержек, при этом теория даёт ответ сразу на 6 вопросов:

- Что производит данный человек?

- Где он живёт?

- Кто работает в производстве данного товара?

- Кто живёт в определённом месте?

- Что производится в данном месте?

- Где данный товар производится?

Ответы на эти вопросы взаимосвязаны, и это позволяет принимать правильное решение о размещении производства и др. правильные решения помогают установить региональное равновесие.

Леш поставил вопрос о реакции равномерной системы на разрушение и возмещение. Особое внимание уделил кратко разрушению равновесия и проблеме транспорта. Всю совокупность факторов он свёл воедино с помощью понятия "ценовая волна".

Пример. Фирма внезапно заказала в Париже большую партию обуви, хотя раньше покупала в Берлине.

Последствия: в Париже цена возрастает, возникают трудности с сырьём и рабочей силой.

Выход: привлекать рабочих с соседних предприятий.

Вывод: Париж станет фокусом ценовой инфляционной волны, а Берлин станет фокусом дефиляционной волны. Рано или поздно это приведёт к компенсационным изменениям. Эта компенсация может произойти в другом месте, но это не должно быть на франко-германской границе.

По Лёшу пространство играет ту же важную роль, что и время в теории движения капитала.