Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ЧЕХИ И СЛОВАКИ В в середине 40-х гг. – начале XXI в.



ПЛАН:

1. Чехословакия в 1945–1948 гг.

2. Экономическое и политическое развитие Чехословакии в 50-60-х гг.

3. Чехословакия в 70-х – 1992 гг.

4.Чешская республика в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.).

5.Словацкая республика в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.).

После окончания Второй мировой войны Чехословакия стала в основном двухнациональным государством, где чехи и словаки составляли 95% населения. Во главе Национального фронта встал К. Готвальд. Широкими полномочиями пользовался вновь избранный президент Э. Бенеш. К концу 1945 г. Кошицкая программа была в основном выполнена.

В феврале 1948 г. в стране разгорелся политический кризис. Республика находилась на грани гражданской войны. Президент Э. Бенеш был вынужден дать согласие на сохранение правительства в обновленном составе. Сторонники К. Готвальда одержали победу. В мае 1948 г. Национальное собрание одобрило новую конституцию ЧСР. Президентом Чехословакии стал Готвальд. Состоявшийся в мае 1949 г. IX съезд КПЧ принял генеральную линию на построение основ социализма по образцу СССР.

Перестройка структуры экономики с особым вниманием на развитие тяжелой промышленности к середине 50-х годов привела к обострению структурных диспропорций в чехословацкой экономике. Искусственно завышенные темпы коллективизации сельского хозяйства привели к тому, что многие кооперативы стали распадаться. Но к началу 60-х годов в Чехословакии на долю кооперативов и госхозов приходилось уже 90% обрабатываемых площадей.

Со второй половины 50-х годов Чехословакия стала одной из первых стран Центральной и Восточной Европы, ощутившей необходимость перехода к усилению интенсификации в производстве. Принципиальные решения были приняты в июне 1956 г., а затем в 1960 г. о них отказались.

В июле 1960 г. была принята новая конституция, в которой были сделаны выводы о завершение переходного периода от капитализма к социализму и о переходе к построению коммунизма. Хотя Чехословакия провозглашалась государством двух равноправных народов – чехов и словаков, в конституции вновь закреплялись ограничения полномочий словацких органов власти и управления.

В 60-е годы, несмотря на увеличение капиталовложений в экономику, объем национального дохода снизился. Производство валовой сельскохозяйственной продукции заметно сократилось. Все это побудило ужесточить централизованную систему хозяйственного руководства. Усиливалась напряженность в обществе. В самой УПЧ появилось реформаторское крыло.

СССР и другие страны – участники Варшавского Договора предприняли 21 августа 1968 г. вооруженное вторжение на территорию Чехословакии. Многие политики, деятели культуры и науки были вынуждены покинуть страну. Экономический кризис был временно преодолен за счет очередной помощи СССР. 27 октября 1968 г. Национальное собрание приняло конституционный закон о федерации. Отныне Чехословакияпревращалась в федерацию двух республик – Чехии и Словакии.

В последующие десять лет, наряду с определенными успехами в экономике, обозначились и негативные явления, связанные с откладыванием радикальной реконструкции и модернизации производственной базы, с низкой трудовой дисциплиной и невысокой производительностью труда.

Принятые в начале 70-х гг. экономические и социальные реформы в Словакии положительно сказались на развитии региона. До конца 80-х гг. чешско-словацкое противостояние не было определяющим в общественном развитии страны.

В конце 70-х годов в стране стали возникать оппозиционные организации, диссидентские группы, такие как «Хартия–77», «Комитет защиты незаконно осужденных». Получили широкое распространение подпольная литература и искусство.

Особенно высокого напряжения обстановка в обществе достигла в августе 1988 г. Начиная с этого времени и вплоть до осени 1989 г. в стране наблюдалось нарастание общественно-политического кризиса.

События «бархатной революции» привели к политическим изменениям в стране. 10 декабря 1989 г. было сформировано новое коалиционное правительство ЧССР во главе с М. Чалфой. Президентом страны был избран В. Гавел.

Новое правительство разработало программу экономических реформ. Вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. началась «малая приватизация». Закон о ценах вступил в силу в январе 1991 г. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица.

На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос. Принятый в декабре 1990 г. закон о Чехословацкой федерации дал большую самостоятельность национальным органам, однако это не сняло остроту проблемы. К исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия в союзе с христианскими демократами, а в Словакии — Движение за демократическую Словакию, которое выступало за независимость Словакии.

Стороны договорились о разделе Чехо-Словакии, что было законодательно закреплено Федеральным собранием, подписавшим 25 ноября 1992 г. закон о прекращении существования ЧСФР с 1 января 1993 г.

В 1993 г. была принята новая конституция Чешской Республики (ЧР). Коалиционное правительство возглавил В. Клауса (с 1992 по 1997г.). Закон 1996 г. способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.

Господство правых партий пошатнулось в результате досрочных парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Чешская социал-демократическая партия, а главой правительства стал М. Земан. С 2002 г. новый правительственный кабинет сформировал также социал-демократ В. Шпидла. В 2002 г. президентом страны стал В. Клаус.

Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица.

Финансовый кризис 1997 г. вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. В апреле 1997 г. была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Вместе с тем, в Чехии постоянно усиливалось расслоение общества.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, тяжело отразился на экономике Чехии. За период с января по август 2009 года объем чешского экспорта сократился в среднем за год на 18%, а импорта – на 20,5%. С ноября 2009 года начали расти потребительские цены.

Внешнеполитический курс республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия стала членом ООН и Совета Европы. Чехия в 1999 г. была принята в НАТО. В мае 2004 г. Чехия стала членом ЕС. Страна активно участвует в региональных блоках (Центральноевропейская инициатива, Вышеградская группа и др.).

С января 1993 г. Словакия стала парламентской республикой. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром - В. Мечиар. Страна в течение десятилетия прошла три периодаполитической истории: доминирование одной партии (1993—1998 гг.); широкая партийная коалиция — "коалиция коалиций" (1998 — 2002 гг.); неустойчивая праволевоцентристская коалиция (с 2002 г.). На состоявшихся в 1999 г. президентских выборах победу одержал Р. Шустер, с июня 2004 г. – по наст. время ( переизбран в апреле 2009г.) президент И. Гашпарович. Премьер-министр с июля 2006 г. по наст. время – Р. Физо.

Достаточно болезненными стали для словацкой экономики результаты раздела государства. Остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы. Сокращалась государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования.

С 1995 г. правительство В. Мечиара обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»).

К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств вызывали в начале XXI в. внутреннюю нестабильность, носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Достаточно острой стала проблема этнических и религиозных разногласий.

В связи с мировым кризисом в промышленном производстве снижение в конце 2007 г. наблюдалось практически во всех секторах.

В ноябре 2008 г. уровень цен в Словакии увеличился на 4,9%. В 2010 году экономика Словакии постепенно стабилизируется.

Внешняя политика в основном направлена на взаимовыгодное региональное сотрудничество, в первую очередь с Чехией, Венгрией и Россией. В 2002 г. она была принята в НАТО. В 2004 г. вступила в ЕС. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования с Россией. В апреле 2010 года состоялся визит в Словакию президента РФ Дмитрия Медведева.

Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. 7 сентября 2009 г. – встреча в Минске министра иностранных дел Беларуси С. Мартынова и министра иностранных дел Словакии М. Лайчака. Отношения Беларуси и Словакии развиваются на достаточно стабильной основе, уверенными темпами, по всем актуальным направлениям сотрудничества.

 

ЛЕКЦИЯ VII.