Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Югославянские народы в середине 40-х – 80-х гг. XX в.



ПЛАН:

1. ФНРЮ в первые послевоенные годы.

2. Политическое и экономическое развитие Югославии в конце 40–х - 60-х гг.

3. Югославия в период нарастания кризиса самоуправленческого социализма (70-80-х гг.).

4.Югославия в системе международных отношений в 1945 – конце 80-х гг.

В ноябре 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Учредительную скупщину. За объединенных кандидатов Народного фронта, которым руководила коммунистическая партия, было отдано 90% голосов. 29 ноября 1945 г. скупщина провозгласила Югославию Федеративной Народной Республикой (ФНРЮ). 31 января 1946 г. была принята первая конституцию нового государства.

В 1945 – 1947 гг. КПЮ провела коренные социально-экономические реформы по образцу СССР. Была упразднена многопартийность и установлена диктатура пролетариата; проведена национализация промышленных предприятий и банков. В ходе аграрной реформы создавались трудовые задруги по типу советских колхозов. Посредством сверхцентрализации государственного управления проводился курс на форсированную индустриализацию.

У И. Тито возникла идея создания Балканской федерации. Сталин подверг югославское руководство критике. В марте Тито поставил вопрос о том, что отношения между Югославией и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства необходимо ориентироваться на собственные силы.

В конце июня 1948 г. на заседании Информбюро была принята резолюция, в которой отмечалось, что югославское руководство перешло на позиции буржуазного национализма. СССР разорвал советско-югославский договор о дружбе и взаимопомощи. На венгеро-югославской и румыно-югославской границах начали концентрироваться войска.

Началась разработка и реализация модели самоуправляющегося социализма. На VI съезде КПЮ в 1952 г. партия получила новое название – Союз коммунистов, провозглашалась переориентация от административно-командных методов к преимущественно политическому и идейному влиянию. Однако СКЮ сохранил полноту власти в стране, использовал прежние методы воздействия на общественное развитие. Поворот к развитию самоуправления получил закрепление в конституционном законе 1953 г. об основах общественного и политического устройства.

Против недовольных были применены меры репрессивного характера. В области внешней политики альтернатива союзу со странами социализма была найдена в политике равноудаленное от США и СССР и неприсоединения.

Практические попытки новых реформ начались в 1961 г., однако успеха они не имели. В целом, экономические реформы способствовали переходу югославской экономики на путь интенсификации, втягиванию ее в международное разделение труда. По сравнению с другими социалистическими странами уровень жизни в Югославии стал отличаться в лучшую сторону. В то же время переход к рыночной экономике не мог не вызвать болезненных явлений.

В 1963 г. была принята новая конституция. ФРНЮ была переименована в СФРЮ, произведены изменения в организации высших органов власти. В 1964 г. на VIII съезде СКЮ впервые в Югославии был поднят национальный вопрос, о котором было сказано как об открытом вопросе. В 1971 г. поправки к конституции значительно расширили суверенные права республик и краев за счет Федерации. Однако эти поправки не разрешили остроты национальных отношений.

В 1974г. югославским руководством был взят курс на свертывание самоуправленческих начал, чистку партии, усиление идеологического воздействия, укрепление роли СКЮ и государства. В 1974 г. была принята новая конституция СФРЮ. Югославия приобрела ряд черт конфедеративного устройства. Во второй половине 70-х гг. были предприняты попытки стабилизации экономики.

При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. В мае 1980 г. Тито умер.

С начала 80-х годов Югославию охватил глубокий кризис. Центральное правительство все больше теряло контроль над республиками. В целом широко разрекламированный «югославский эксперимент» окончился неудачно.

Кризис усилился событиями в автономном крае Косово, к середине 80-х годов населенном уже более, чем на 80% этническими албанцами. В марте 1981 г. в Косово прошли демонстрации. Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели к ответному движению в Сербии. Лидер Союза коммунистов Сербии С. Милошевич начал использовать национализм для реабилитации компартии в глазах сербского населения.

К началу 1990 г. в Югославии еще функционировало единое экономическое пространство. На пост премьер-министра Югославии был назначен Анте Маркович. В декабре 1989 г. он предложил меры по повороту к рыночной экономике и политическому плюрализму.

В конце 1989 г. власти разрешили выборы на многопартийной основе. В Словении и Хорватии выборы состоялись в апреле и мае 1990 г. Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. Выборы в Боснии, Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции. И только в Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Свободные выборы и провозглашение независимости союзных республик привели к распаду Югославской федерации.

После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках бывшая единая экономика страны распалась на шесть отдельных региональных экономических структур.

Руководство Словении и Хорватии начали организовывать и вооружать нелегальные национальные военные формирования. Одновременно начали вооружаться и сербы в Хорватии. В первой половине 1991 г. в сербских районах Хорватии отмечались уже локальные вооруженные столкновения между хорватской полицией и гвардией и сербскими ополченцами.

В июне 1991 г. Словения и Хорватия провозгласили независимость от Югославии. Попытка югославской армии взять ситуацию в Словении под свой контроль потерпела неудачу. В Хорватии началась война между хорватскими вооруженными формированиями и сербскими ополченцами. Хорватия стремилась выделиться из Югославии, сохранив в неприкосновенности внутренние границы, или даже захватить с собой хорватские части Боснии и Герцеговины; Сербия – создать, наконец, Великую Сербию.

3 сентября 1991 г. за полную независимость проголосовало население Македонии. Нелегальный референдум в условиях военного положения провели и албанцы в Косово, на котором они также голосовали за полную независимость.

Таким образом, старые внутренние, административные границы превращались в государственные. 29 февраля и 1 марта на референдуме в Боснии и Герцеговине мусульманское католическое население этой республики тоже высказалось за независимость. 1 марта черногорское население высказалось за объединение с Сербией.

С начала апреля военные действия из Хорватии переместились на территории Боснии и Герцеговины. В конфликте были задействованы все три этнические общины Боснии и Герцеговины, причем сербам противостояли объединенные силы мусульман и хорватов. Однако среди хорватов тоже не было полного единства.

В конце апреля 1992 г. руководители Сербии и Черногории объявили о создании новой федерации, претендующей на право быть преемницей распавшейся Югославии. 27 апреля Скупщины этих республик приняли конституцию общего государства – Союзной Республики Югославии (СРЮ). Реальная власть по-прежнему во многом оставалась у президента Сербии С. Милошевича.

Военные действия в Хорватии, и особенно в Боснии и Герцеговине, оказались в центре внимания мирового сообщества. Совет безопасности ООН направил в районы боев специальные формирования (так называемые «голубые каски») для разъединения противоборствующих сторон. Были приняты чрезвычайно жесткие односторонние политические и экономические санкции против Югославии. Это в свои очередь привело к новому всплеску недовольства населения Сербии против окончательно обанкротившегося режима Милошевича. Впервые против Милошевича выступила и Сербская православная церковь, начали бастовать студенты.

ЛЕКЦИЯ IX.

Югославянские страны в период политико-экономической модернизации (90-е гг. XX – начало XXI в.)

ПЛАН:

1. Союзная Республика Югославия (СКЮ.)

2. Республика Хорватия.

3. Босния и Герцеговина.

4. Республика Македония.

В 1991–1996 гг. произошел полный разрыв с прошлым. Союз коммунистов Югославии создал на своей основе Социалистическую партию Сербии (СПС). Председателем СПС стал С. Милошевич. С 1990 г. по 2000 г. он являлся президентом СРЮ.

В ноябре 1996 г. проходили выборы в союзный парламент и местные органы власти. Четыре оппозиционные партии Сербии объединились, образовав блок «Вместе».

Экономическая изоляция Югославии и потеря рынков прежних югославских республик привели народное хозяйство страны к тяжелой ситуации. В 1994 г. была разработана программа «Реконструкция монетарной системы и стратегия экономического оздоровления Югославии». В конце 1999 г. союзное правительство утвердило закон о введении налога на добавленную стоимость. Одновременно шло восстановление и строительство гражданских объектов. С 2000 г. наблюдалось оживление активности в строительстве, торговле, на транспорте и в других отраслях. Все это позволило обеспечить народу рост зарплаты, пенсий и других личных доходов.

Земельная реформа 90-х гг. дала право покупать землю и владеть ею. Благодаря продуманной аграрной политике Югославия не теряла своей сельскохозяйственной независимости.

Выборы президента Югославии состоялись 24 сентября 2000 г. Президентом СРЮ стал В. Коштуница. 28 октября 2000 г. в Косово состоялись выборы в местные органы власти. Проживающие в крае сербы бойкотировали их.

В конце октября 2000 г. в г. Скопье прошли двусторонние встречи президента Югославии с лидерами Албании, Болгарии, Боснии, Греции, Македонии, Румынии, Турции и Хорватии. На саммите был выработан «новый взгляд на будущее с целью преодолеть старые споры».

Отношения между Сербией и Черногорией остались сложными. С января 2003 г. – Государственный Союз Сербии и Черногории. Черногория и Сербия стали независимыми государствами с 5 июня 2006г.

КОСОВО. Частично признанное государство. Фактически Косово, населенное в своем большинстве (после многочисленных выселений сербов, военных действий, погромов и т.д.) албанцами, вышло из подчинения Сербии. После военных действий на территории Югославии Косово перешло под управление войск ООН в 1999г. Ситуацию контролировали миротворческие ООН. Периодически вспыхивали конфликты. 17 февраля 2008 г. парламент Косово проголосовал за принятие декларации о независимости этого края. 9 апреля была принята самостоятельная конституция, которая вступила в силу 15 июня 2008г. 15 ноября состоялись первые муниципальные выборы. Президент частично признанного Косова Ф.Сейду с 2006 –н.в.

Хорватия. В декабре 1990 г. Сабор принял новую Конституцию страны. В мае 1991 г. был проведен референдум, в ходе которого 94% его участников высказались за государственную независимость Хорватии. Референдум бойкотировали хорватские сербы. Сабор Республики Хорватии 25 июня 1991 г., опираясь на результаты референдума, принял Декларацию о полной независимости и суверенитете республики. 15 января 1992 г. самостоятельность Хорватии официально признали страны Европейского Союза.

Однако с момента проведения многопартийных выборов развернулась борьба между «хорватскими» сербами и хорватами. Сербы, численность которых по переписи 1991 г. составляла свыше 12% населения Хорватии, опасаясь преследований, были против выхода республики из состава СФРЮ. Противостояние завершилось вооруженными столкновениями и провозглашением 19 декабря 1991 г. независимой Республики Сербская Краина (РСК).

Гражданскую войну в Хорватии остановили миротворческие силы ООН, размещенные в 1992 г. по решению Совета Безопасности ООН вдоль границ самопровозглашенной Сербской республики, которая не была признана ни одним государством. В ходе проведения в 1995 г. хорватскими войсками операций «Молния» и «Буря» были изгнаны из страны более 200 тыс. хорватских сербов. За эти действия Хорватия подверглась санкциям со стороны Запада.

Режим Ф. Туджмана (скончался 10 декабря 1999 г.) удерживал в своих руках все рычаги управления и в целом обеспечивал в стране относительную и политическую, и экономическую стабильность. В 1999 г. активизировалась борьба за власть. Оппозиция создала коалицию из шести ведущих партий. Победа оппозиции была подкреплена и успехом Степана Месича на президентских выборах 2 февраля 2000 г.

Новая власть своим главным приоритетом во внешней политике объявила выход страны из международной политической и экономической изоляции. Если в области внешней политики видны несомненные достижения, то однозначной оценки деятельности правительства в экономической сфере страны нет. С одной стороны, видны несомненные достижения. В то же время реализуемый правительством курс экономических мер не облегчил положение хорватского народа. Президент ХорватииИво Йосипович с 18 фев.2010г. – по наст. вр. Прем.- министр Хорватии Ядранка Косор с июля 2009.

Босния и Герцеговина. Босния и Герцеговина считалась самой толерантной республикой Югославии. 18 ноября 1990 г. на первых многопартийных выборах в БиГ большинство мест в парламенте получила мусульманская Партия демократического действия (ПДД). Следом за ней Сербская демократическая партия (СДП) и Хорватское демократическое содружество (ХДС).

Результаты выборов в основном совпадали с национальной структурой населения. Было сформировано коалиционное правительство под председательством А. Изетбеговича. Сербы в БиГ ориентировались на сохранение единства Боснии и Герцеговины в составе Югославии. Мусульмане во главе с А. Изетбеговичем выступали за самостоятельную и суверенную Боснию и Герцеговину. Хорваты во главе со Степаном Клюичем, объединившись в Хорватское демократическое содружество в БиГ, строили планы по объединению с Хорватией.

К осени 1991 г. в БиГ обстановка накалилась. 9 января 1992 г. была провозглашена Республика Сербская БиГ, как федеративная единица СФРЮ. 1 марта Босния и Герцеговина фактически провозгласила свою независимость.

В апреле 1992 г. Боснию признали США, Европейское сообщество. В тот же день Президиум БиГ провозгласил в республике чрезвычайное положение. В 1992 г. военными средствами началось разграничение, фактический раздел территории между тремя народами. Решительный перелом в соотношении сил в БиГ наступил после того, как США заставили мусульман и хорватов пойти на перемирие, а затем на создание федерации.

18 марта 1994 г. был подписан договор о создании мусульманско-хорватской федерации на территории БиГ. Официальное название нового государственного образования – Федерация Боснии и Герцеговины (ФБиГ).

Миротворческие силы и НАТО фактически встали на сторону мусульман и хорватов, начали оказывать давление на сербскую сторону. Республика Сербская стояла перед лицом полной международной изоляции. В августе-сентябре 1995 г. войска НАТО провели операцию по уничтожению сербских военных объектов. Бомбардировка самолетов НАТО сопровождалась успешным наступлением мусульманско-хорватских сил в западной части страны. В результате боев к концу 1995 г. территория Боснии и Герцеговины была разделена на три этнических района. Окончательный итог войне в Боснии и Герцеговине был подведен в Дейтоне в декабре 1995 г. Для реализации Дейтонских соглашений по БиГ были созданы международные Силы по выполнению соглашений (СВС). Развертывание сил НАТО завершилось уже в феврале 1996 г.

На муниципальных выборах осенью 1997 г. в большинстве округов победили национальные партии. 12-13 сентября 1998 г. состоялись общие парламентские и президентские выборы как в Федерации, так и в РС. День Независимости – 5 апреля 1992г. 18 марта 1994г. – провозглашение Федерации Боснии и Герцеговины. 9 января 1992г. боснийские сербы провозгласили собственное государственное образование – Республику Сербскую, поэтому сложилось своеобразное руководство и управление страной.

Президент – председатель Президиума. Член Президиума, набравший наибольшее число голосов в Боснии и Герцеговине через каждые восемь месяцев передает пост следующему члену Президиума, что обеспечивает равенство представленных национальностей. Президиум состоит из 3-х членов, избирающихся одновременно на 4 года ( 1 – босниец, 1 – хорват от ФБиГ, 1 – серб от РС). Президенты по выборам 1 октября 2006 г.: Желько Комшич – хорват. Небойша Радшанович – серб. Харпе Силайджич – босниец.

Македония.В 1990 г. были проведены многопартийные парламентские выборы. 8 сентября 1991 г. был организован референдум о независимости. Более 90% участников референдума дали утвердительный ответ. Югославская армия была выведена с ее территории весной 1992 г. без вооруженных столкновений.

Вопрос же международного признания нового государства сильно осложнился. Значительную роль в осложнении обстановки сыграла особая позиция Греции.

В конце 1991 г. Народное собрание Республики Македония приняло новую Конституцию. В августе 1992 г. Россия признала Македонию и еще восемь стран. Хотя Македония отказалась от претензий к другим странам, Греция убедила ЕС отложить ее признание. Поэтому отделившаяся Македония называется «Бывшая Югославская Республика Македония». В 1993 г. Македония стала членом ООН, а в 1995 г. был урегулирован спор с Грецией.

В 1999 г. президентом страны стал Б. Трайковски, которого поддержали этнические албанцы (25-30% населения Македонии). В апреле-августе 2001 г. произошло вторжение отрядов албанских националистов на территорию Македонии, вызвавшее государственный кризис. Вынужденное вмешательство НАТО. Подписан договор «Охридское соглашение», предоставившее ограниченную юридическую и культурную автономию.

После принятия в 1993 г. Закона о трансформации предприятий начался процесс приватизации предприятий во всех отраслях экономики. С 1996 г. стали заметны успехи в преодолении инфляции. Процесс приватизации ускорился в 1998–1999 г.

С 1998 г. в Македонии была избрана модель сочетания платной приватизации с бесплатным распределением привилегированных акций среди трудящихся. Доходы, получаемые бюджетом от приватизации, оказались гораздо ниже ожидавшихся. Резкий рост безработицы. С большим трудом проходила реорганизация банковской системы. Положение усугубляется экономической отсталостью и внутриполитической напряженностью вследствие постоянных межэтнических трений и межконфессиональных противоречий.

Президент Македонии Георге Иванов с мая 2009. Премьер–мин.Никола Груевский с авг.2006г. – по наст. вр.

 

 

 

Задания для студентов.

Зпадание № 1

К 23 февраля подготовить в письменном виде и сдать на лекции в 10 часов Царюк Н.А. два кросворда:

1. по истории Болгарии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов,

2. по истории Югославии в первой половине XX в, состоящий из 15 слов.

 

Задание 2:

Письменно подготовить и сдать к 24 марта в 39 аудиторию для Царюк Н.А. реферат на одну из тем: