Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Программы, основанные на нейропсихологическом подходе

Комплексная методика психомоторной коррекции

Нейропсихологический подход, базирующийся на совре­менных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций, дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы.

Одной из таких технологий является комплексная методи­ка психомоторной коррекции. В рамках этой програм­мы два традиционных направления коррекционной работы — двигательная (моторная) коррекция и собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ, — используются в едином комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Методика комплексной психомоторной коррекции исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию развитии всех ВПФ. Поскольку сенсомоторный уровень яв­ляется базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно дви­гательным методам, не только создающим потенциал для бу­дущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и развивающим взаимодействия между различными уровнями я аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востре­бованность извне таких психических функций, как, напри­мер, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Таким образом, по мнению авторов, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в ов­ладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Методика используется в адаптированном для детского воз­раста варианте, основана на использовании базовых телесно-ориентированных техник и представляет собой трехуровне­вую систему. Основанием для выделения уровней коррекции является представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятель­ности человека, в том числе его телесности.

Уровень 1 — уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов; уровень 2 — уровень операционного обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром; уровень 3 — уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Каждый из описываемых уровней коррекции имеет свою специфическую мишень воздействия. Методы 1-го уровня направлены прежде всего на элиминацию дефекта и функци­ональную активацию подкорковых образований головного Мозга; 2-го уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий мозга и их взаимодействие, а 3-го уровня — на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

Требования к применению данной программы подразумевают включение в коррекционный процесс упражнений 1-го, 2-го и 3-го уровней. Однако удельный вес и время примене­ния тех или иных методов будут варьироваться в зависимос­ти от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему. В то же время коррекционные занятия не могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов, что означает включение методов третьего уровня (своего рода коррекция по принципу «сверху вниз»). В идеале, как отмечают авторы, даже в относительно простых случаях должны присутство­вать методы воздействия на все иерархические уровни. Кро­ме того, автоматизмы, например, первого уровня с успехом могут ассимилироваться в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющих любого из упражнений. Таким обра­зом, основные принципы и стратегии данной программы хо­рошо согласуются, а в некоторых случаях — практически полностью смыкаются с другими направлениями интегративной коррекционной работы.

Использование данной программы требует продуманной стратегии и тактики, основанной на дифференциально-диаг­ностической нейропсихологической квалификации имеющей­ся у ребенка недостаточности, что, в свою очередь, предъяв­ляет высокие требования к уровню профессионализма специ­алистов, проводящих коррекционную работу.