Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Этические стандарты психологов



// Психологическая диагностика /Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб., 2003. С. 550 - 564. Авторское право принадлежит Американской психологической ассоци­ации (январь, 1963). Перепечатано (и отредактировано) из журнала «Амери­канский психолог» (январь, 1963), поправки внесены в сентябре 1965 г. и де­кабре 1972 г. Эти стандарты также напечатаны в Биографическом справочнике Американской психологической ассоциации.

 

Психолог придает большое значение достоинству и ценности бы­тия отдельного человека. Он принимает на себя обязательство улуч­шать понимание человеком самого себя и других людей. Следуя этим обязательствам, он охраняет благополучие каждого человека, который может нуждаться в его помощи, а также любого человека или живот­ного, который может быть объектом его изучения. Он не только сам не использует свое профессиональное положение или связи, но также сознательно не позволит воспользоваться плодами своего труда с це­лью, не совместимой с ценностью этих трудов. Испрашивая для себя свободу исследования и сообщения результатов, он принимает на себя ответственность на следующих условиях: компетентности, на которую он претендует, объективности в сообщении данных психодиагности­ческого обследования и внимания к интересам своих коллег и общества.

Основные принципы

Принцип 1. Ответственность. Психолог, принявший на себя обя­зательство улучшать взаимопонимание человека человеком, придает большое значение объективности и честности, поддерживает высочай­ший уровень своей работы.

 

А. Как ученый, психолог верит, что обществу нужно, чтобы он вел свои исследования там, где его выводы полезны; он планирует свои исследования таким образом, чтобы свести к минимуму возмож­ность неверного использования своих результатов; он публикует отчет о своей работе, не исключая из него такое объяснение дан­ных, которое может не укладываться в общую интерпретацию.

Б. Как педагог, психолог понимает свою первейшую обязанность по­могать другим в овладении навыками и знаниями и поддержи­вать высокие нормы своей эрудиции.

В. Как практик, психолог знает, что он несет на себе груз большой социальной ответственности, так как его работа может тесно ка­саться жизненного благополучия других людей.

Принцип 2. Компетентность. Обеспечение высокого уровня про­фессиональной компетентности является обязанностью, которая раз­деляется всеми психологами в интересах общества и профессии как таковой.

 

A. Неквалифицированные люди компрометируют психологическую практику; психологи помогают обществу в определении тех, кто компетентен давать обществу профессиональные советы. Когда психолог или лицо, называющее себя психологом, нарушает эти­ческие стандарты, психологи, знающие об этом из первых рук, пытаются исправить ситуацию. Когда в такой ситуации не могут поступить неофициально, привлекают внимание соответству­ющих местных, государственных или национальных комитетов по профессиональной этике, стандартам и практике.

Б. Психологи, которые считаются квалифицированными в какой-то деятельности, - это те, кто или имеет дипломы Американско­го комитета по профессиональной психологии, или обладает ли­цензиями или удостоверениями, выданными государственными экзаменационными комиссиями, или обладает удостоверения­ми, выданными общественными комиссиями, созданными госу­дарственными психологическими ассоциациями. Психологи, не удовлетворяющие требованиям к квалификации, необходимым для самостоятельной практики, должны приобретать опыт под руководством квалифицированного специалиста.

B. Психолог знает границы своей компетентности и ограниченность своих методов и не предлагает своих услуг, а также не использует технику, которые не удовлетворяют профессиональным стандар­там, установленным в отдельных областях. Психолог, который занялся практической деятельностью, содействует своим колле­гам в получении профессиональной помощи по всем аспектам их проблем, которые находятся вне его собственной компетенции. Этот принцип требует, чтобы, например, были собраны данные для медицинского диагноза и решения соответствующих меди­цинских проблем, а также для обращения за советом или консуль­тацией к другим специалистам.

Г. Психолог в клинике знает, что эффективность его работы во мно­гом зависит от способности поддержать нормальные отношения между людьми, что кратковременные или более длительные из­менения его собственной личности могут помешать этой способ­ности и испортить оценку, даваемую им другим лицам. Поэтому он воздерживается от любой деятельности, в которой его личные проблемы, возможно, станут причиной низкой профессиональ­ной работы или повредят клиенту; если он уже занят такой дея­тельностью, осознав свои личные проблемы, он ищет компетент­ную профессиональную помощь для определения того, должен ли он продолжать или прекратить обслуживание этого клиента.

Принцип 3. Моральные и правовые стандарты. Психолог в своей практике обнаруживает восприимчивость к социальным нормам и моральным требованиям общества, в котором он работает; он понима­ет, что нарушение принятых моральных и правовых стандартов с его стороны может вовлечь его клиентов, студентов или коллег в позор­ные личностные конфликты и нанесет ущерб его собственному имени и репутации его профессии.

Принцип 4. Ошибочные представления. Психолог избегает ошибоч­ного представления о своей собственной профессиональной квалифи­кации, связях и целях, а также об институтах и организациях, с кото­рыми он связан.

 

А. Психолог не претендует на то, чего он не может, ни прямо, ни пу­тем приписывания себе профессиональной квалификации, отли­чающейся от его действительной квалификации, ни с помощью неверного представления своих связей с каким-либо институтом, организацией или индивидом и не дает возможности другим при­писывать себе связи, которых в действительности нет. Психолог отвечает за исправление мнений других людей, которые неверно представляют себе его профессиональную квалификацию или связи.

Б. Психолог не должен иметь ошибочного представления об инсти­туте или организации, с которыми он связан, приписывая им ка­чества, которых они не имеют.

В. Психолог не использует свои связи с Американской психологи­ческой ассоциацией или ее отделами в целях, которые не соот­ветствуют тому, что она провозглашает.

Г. Психолог не связывает себя и не позволяет использовать свое имя в связи с любыми службами или результатами исследований таким образом, что могло бы привести к неправильному пред­ставлению о нем, уровне его ответственности за них или характе­ре его связей.

Принцип 5. Публичные заявления. Сдержанность, научная преду­смотрительность и понимание ограниченности имеющихся знаний ха­рактеризуют все заявления психологов, которые прямо или опосредо­ванно дают информацию обществу.

 

A. Психологи, которые истолковывают психологию или ее приклад­ные отрасли клиентам или широкой общественности, обязаны де­лать сообщения ясно и тщательно. Нужно избегать преувеличе­ний, склонности к сенсациям, поверхностности и других видов неправильного представления.

Б. Когда дают информацию о психологических процедурах и мето­дах, стремятся к тому, чтобы указать, что они должны использо­ваться только теми людьми, которые обучены их правильному использованию.

B. Психолог, занятый на радио или телевидении, не принимает уча­стия в коммерческих заявлениях, рекомендующих покупку или использование результатов.

Принцип 6. Конфиденциальность. Гарантировать сохранность ин­формации об индивиде, которая получена психологом в ходе его обу­чения, практики или исследования, — первейшая обязанность психо­лога. Такую информацию не сообщают другим до тех пор, пока не возникнут некоторые важные обстоятельства.

 

А. Конфиденциально полученная информация раскрывается толь­ко после самого тщательного обдумывания и в том случае, когда имеется явная и надвигающаяся угроза индивиду или обществу, и только представителям соответствующих профессий или обще­ственным лидерам.

Б. Информация, полученная в обстановке клиники или консульта­ции, а также оценки, даваемые детям, студентам, служащим или другим лицам, обсуждаются только в профессиональных целях и только с людьми, которых это касается. Письменные и устные отчеты должны отражать результаты, соответствующие целям оценки; нужно прилагать все усилия, чтобы избежать незаконно­го посягательства на тайну личности.

В. Клинические и другие материалы используются в школьном обу­чении и публикациях только тогда, когда идентичность испыту­емых соответствующим образом замаскирована.

Г. Обеспечивается конфиденциальность профессиональных сооб­щений об индивидах. Только в том случае, когда автор и другие участники дают свое специальное разрешение, показывают кон­фиденциальные профессиональные сведения соответствующим лицам. Психолог отвечает за информированность своего клиента о границах конфиденциальности.

Д. Только после явного разрешения допускается раскрывать в пуб­ликациях идентичность испытуемых. Когда данные опубликова­ны без разрешения идентификации, психолог берет на себя от­ветственность за соответствующую маскировку источников своих результатов.

Е. Психолог принимает меры для обеспечения конфиденциальнос­ти при хранении и окончательном расположении конфиденци­альных результатов.

Принцип 7. Благополучие клиента. Психолог уважает неприкосно­венность и защищает благополучие человека или группы, с которыми он работает.

 

A. Психолог в промышленности, учебных заведениях и других мес­тах, где могут возникнуть конфликты интересов разных групп, как, например, между предпринимателями и трудящимися или между клиентом и нанимателем, использующим психолога, обя­зан установить для себя характер и направленность своих отно­шений и ответственности, а также информировать все заинтере­сованные группы об этих обязательствах.

Б. Когда возникает конфликт среди профессиональных рабочих, психолог заботится, прежде всего, о благоденствии всех клиентов и только во вторую очередь считается с интересами своей соб­ственной профессиональной группы.

B. Психолог пытается ограничить клиническую практику или кон­сультацию, когда ему ясно, что клиент не извлекает из этого пользу.

Г. Психолог, который просит, чтобы индивид предоставил ему ин­формацию о своей личности в ходе интервьюирования, тестиро­вания или оценивания, или который допускает, чтобы ему открыли эту информацию, делает это только после того, как точно установ­лено, что отвечающее лицо полностью осознает цели интервью­ированная, тестирования или оценивания, а также способы, ко­торыми может быть использована информация.

Д. В случае, когда требуется отзыв, ответственность психолога за благополучие клиента продолжается до тех пор, пока эту ответ­ственность не принимает на себя то профессиональное лицо, для которого требуется отзыв, или пока отношения с психологом, да­ющим отзыв, не ограничиваются обоюдным соглашением. В си­туациях, когда отзыв, консультация и тому подобное указаны в условиях обращения и клиент отказывается от отзыва, психолог осторожно обращает его внимание на возможный вред ему (кли­енту), психологу и его профессии, который может вытекать из продолжения их отношений.

Е. Психолог, которому требуется использовать психологические тес­ты для дидактики, классификации или исследовательских целей, предохраняет своего испытуемого, предупреждая, что тесты и их результаты используются профессиональным путем. Ж. Когда студенту предъявляется эмоционально не безразличное ему содержание, это объективно обсуждается и прилагаются усилия, чтобы конструктивно управлять любыми возникающими труд­ностями.

3. Нужно заботиться о том, чтобы обеспечить подходящую окружа­ющую обстановку для клинической работы в целях предохране­ния как клиента, так и психолога от реального и приписываемого вреда, а профессию от осуждения.

И. При использовании общепринятых медикаментов для терапев­тических целей психологу необходимо особо позаботиться о том, чтобы гарантировать самому себе, что сотрудничающий с ним врач дает соответствующие гарантии клиенту.

Принцип 8. Взаимоотношения с клиентом. Психолог информирует своего будущего клиента об основных сторонах потенциальных взаи­моотношений, которые могут повлиять на решение клиента вступить в эти отношения.

 

А. К сторонам взаимоотношений, влияющим, по-видимому, на ре­шение клиента, относятся регистрация интервью, использование материала интервью в учебных целях и наблюдение за интервью­ированием посторонних лиц.

Б. Когда сам клиент не компетентен в оценке ситуации (как ребе­нок, например), лицо, ответственное за клиента, информирует­ся об обстоятельствах, которые могут повлиять на взаимоотно­шения.

В. Психолог обычно не вступает в профессиональные взаимоотно­шения с членами своей семьи, близкими друзьями, товарищами и другими лицами, чье благополучие может быть нарушено таки­ми двойственными взаимоотношениями.

Принцип 9. Безличностное обслуживание. Психологическое обслу­живание в диагностических целях, для лечения или личной консультации проводится только в контексте профессиональных взаимоот­ношений и не предоставляется посредством публичных лекций или демонстраций, заметок в газетах или журналах, программ радио или телевидения, почты и другими подобными способами.

Подготовка сообщений о человеке и рекомендаций ему, основанная на тестовых данных, доставляемых только по почте, неэтична, если такая оценка не является составной частью длительных взаимоотно­шений клиента с компанией, результатом чего является получение психологом-консультантом личного знания о клиенте, и тем самым обеспечивается адекватность письменной оценки ее целям, а также правильная интерпретация ее клиентом.

Эти сообщения не должны содержать такого детального анализа личностных качеств человека, который возможен только после тща­тельного интервьюирования этого испытуемого. Эти сообщения не должны давать таких специфических рекомендаций относительно ис­пользования человека на службе или его служебного положения, ко­торые выходят за пределы знаний психологом требований, предъявля­емых компанией к работе. Сообщения не должны означать ограничения потребности компании в проведении таких видов ее деятельности, как оценки истории работы, изучение справок, прошлой службы в компании.

Принцип 10. Объявления об обслуживании. Психолог придержи­вается скорее профессиональных, чем коммерческих стандартов в опо­вещении своей пригодности к профессиональному обслуживанию.

 

А. Психолог не впрямую просит клиентов о возможности поставить им индивидуальный диагноз или провести лечение.

Б. Индивидуальные сведения в телефонных книгах ограничивают­ся именем, достигнутым профессиональным уровнем, статусом диплома, адресом и номером телефона. Они могут также содер­жать определение в нескольких словах области, в которой практикует данный психолог, например лечение детей, личностный отбор, промышленная психология. Сообщения о его конкретных функциях являются весьма скромными.

В. Объявления об индивидуальной частной практике ограничива­ются простым сообщением имени, достигнутого профессиональ­ного уровня, статуса диплома или удостоверения, адреса, номера телефона, часов работы и кратким пояснением видов оказыва­емых услуг. Объявления агентства могут включать имена служеб­ного персонала с их квалификацией. В остальных чертах они соответствуют тем же стандартам, что и индивидуальные объяв­ления, удостоверяющим, что налицо правильный характер орга­низации.

Г. Психолог или агентство, объявляющее о неклинических профес­сиональных услугах, могут использовать брошюры, в которых описываются услуги, но их оценка не дается. Они могут быть по­сланы профессионалам, школам, торговым фирмам, государствен­ным учреждениям и другим подобным организациям.

Д. Использование в брошюре «рекомендаций от удовлетворенных лиц» не принято. Не принято предлагать независимый опыт об­служивания, если неправильно представлены характер или дей­ственность оказываемых психологом услуг. Заявления, что пси­холог имеет уникальные приборы или обладает уникальными навыками, которых нет у других, делается только тогда, когда продемонстрирована научно доказанная действенность этих уни­кальных методов или приборов.

Е. Психолог не должен поддерживать (даже по мере сил запрещать) у клиента преувеличенных представлений об эффективности ока­зываемых услуг. Заявления клиенту об эффективности услуг не должны выходить за рамки тех, которые психолог хотел бы вну­шить клиенту с помощью профессионально корректной публи­кации его результатов и их интерпретации в профессиональном журнале.

Принцип 11. Внутрипрофессиональные отношения. Психолог чест­но ведет себя по отношению к коллегам в психологии и в других про­фессиях.

 

А. Каждый член ассоциации взаимодействует с соответствующим образом созданным Комитетом по научной и профессиональной этике и поведению в выполнении его долга, отвечая на вопросы с разумной быстротой и полнотой. Член, затрачивающий более 30 дней на ответы по вопросам, будет обременен тем, чтобы пока­зать, что он действовал с «разумной быстротой».

Б. Психолог обычно не предлагает профессиональных услуг лицу, получающему психологическую помощь от других профессиона­лов, за исключением тех случаев; когда имеются соглашения с последними или когда связи клиента с другими профессионала­ми окончены.

В. Для благополучия клиентов и коллег нужно, чтобы психологи в общей практике или совместной деятельности организованно и ясно договорились относительно условий своих связей и их воз­можных ограничений. Психологи, которые выступают в качестве нанимателей других психологов, обязаны уравнять соответству­ющие условия.

Принцип 12. Оплата. Финансовые вопросы в профессиональной практике находятся в соответствии с профессиональными стандарта­ми, которые обеспечивают интересы клиента и профессии.

 

A. В установлении расценок для профессиональных услуг психолог тщательно рассматривает как платежную способность клиента, так и цены, установленные другими психологами, занимающи­мися подобной деятельностью. Он готов внести свой вклад в ра­боту, за которую он получит мало или не получит ничего.

Б. Не предоставляется никакого вознаграждения или скидок в оп­лате, а также никаких иных форм платы за отказ клиента от про­фессиональных услуг.

B. Психолог в клинике или консультации не использует свои взаи­моотношения с клиентом для оказания содействия коммерче­ским предприятиям любого рода в целях получения личной вы­годы или выгоды агентства.

Г. Психолог не получает частным путем плату или вознаграждение за профессиональную работу с человеком, получившим право на его услуги через институт или агентство. Особенности деятель­ности какого-либо агентства могут в определенной мере способ­ствовать частной работе своих сотрудников с клиентами, и в этих условиях клиент должен быть полностью оповещен о всяких ме­рах воздействия на него.

Принцип 13. Неразглашение теста. Психологические тесты и дру­гие методы исследования, ценность которых отчасти зависит от нео­сведомленности испытуемого, не воспроизводится и не описывается в популярных изданиях таким способом, который может сделать не­валидным сам метод исследования. Доступ к таким методам ограни­чен теми людьми, кто профессионально заинтересован в них и гаран­тирует их использование.

 

А. Примеры задач, похожих на тестовые, могут при обсуждении вос­производиться в популярных статьях и иных местах, но сами тес­ты и реально используемые в них задачи не публикуются нигде, за исключением профессиональных изданий.

Б. Психолог отвечает за контроль над психологическими тестами и другими методами исследования, а также способами инструк­тажа, если их ценность может быть дискредитирована путем раз­глашения широким слоям общества их специфического содержа­ния или лежащих в основе принципов.

Принцип 14. Интерпретация тестов. Тестовые оценки, как и мате­риалы теста, передаются только тем лицам, которые способны их ин­терпретировать и использовать надлежащим образом.

 

A. Материалы, предназначенные для сообщения родителям или для оценивания индивидов в школах, общественных учреждениях и в промышленности, тщательно рассматриваются квалифициро­ванными психологами или консультантами для того, чтобы в случае необходимости снабдить их отзывом или проконсульти­ровать индивида.

Б. Результаты тестов и другие данные, используемые для оценки или квалификации, сообщают нанимателям на работу, родственни­кам и другим заинтересованным людям таким способом, который предохраняет от ложной интерпретации или неверного исполь­зования. Обычно сообщается интерпретация тестовых результа­тов, а не оценка.

B. Если родителям или учащимся сообщаются сами тестовые резуль­таты, их сопровождают соответствующими средствами и указа­ниями для интерпретации.

Принцип 15. Публикация теста. Психологические тесты предостав­ляются для коммерческой публикации только тем издателям, которые подают их профессионально и распределяют только среди тех, кто ква­лифицированно использует их.

 

А. Обеспечивается издание руководства по тестам, методических справочников и других необходимых книг о тестах, в которых описываются методы создания и стандартизации тестов, а также суммируются исследования по их валидности.

Б. В руководствах указываются группы, для которых создан данный тест, и цели, с которыми рекомендуют его использовать. Указыва­ются также ограничения его надежности и те стороны валидности, исследования по которым отсутствуют или являются недоста­точными. В частности, руководство содержит предупреждение относительно интерпретаций, которые могут быть сделаны, но не являются еще достаточно обоснованными.

В. Каталог и руководство указывают степень тренировки и профес­сиональную квалификацию, необходимые для правильной ин­терпретации теста.

Г. Руководство и сопровождающие документы принимают во вни­мание принципы, сформулированные в «Стандартах для учеб­ных и психологических тестов».

Д. Объявления о тестах являются скорее реалистическими и описа­тельными, а не эмоциональными и убеждающими.

Принцип 16. Меры предосторожности в исследованиях. Психолог принимает на себя обязанности, касающиеся благополучия своих ис­пытуемых, как животных, так и людей.

Решение провести исследование должно опираться на продуманные представления конкретного психолога относительно того, как наилуч­шим образом содействовать психологической науке и человеческому благополучию. Ответственный психолог взвешивает альтернативные способы, которыми можно оценить энергию и ресурсы личности. При­нимая решение провести исследование, психологи должны выполнить эти исследования с уважением к тем людям, кто принимает в них уча­стие, и заботясь об их достоинстве и благополучии. Принципы, кото­рыми следует руководствоваться, точно определяют этическую ответ­ственность исследователя по отношению к участникам на протяжении всего хода исследования, от первоначального решения провести его до тех шагов, которые необходимы для обеспечения конфиденциаль­ности полученных результатов.

Эти принципы следует интерпретировать в контексте законченного документа «Этические принципы проведения исследований на людях», выдаваемого по запросу Американской психологической ассоциации.

 

А. При планировании работы исследователь несет личную ответ­ственность за тщательную оценку своей этической приемлемос­ти, исходя из этих принципов при исследовании на людях. В той мере, в которой эта оценка, рассмотренная с точки зрения научной и человеческой значимости, предлагает отклониться от прин­ципов, исследователь берет на себя серьезную обязанность полу­чить консультацию по этическим вопросам и соблюдать более строго меры предосторожности, обеспечивающие права участву­ющих в исследовании людей.

Б. Ответственность за установление и поддержание приемлемой эти­ческой практики в исследованиях всегда лежит на конкретном исследователе. Исследователь отвечает за этическое обращение с участниками исследования всех сотрудников, ассистентов, сту­дентов и технического персонала, всех, кто, впрочем, также имеет соответствующие обязанности.

В. Этическая практика требует, чтобы исследователь информиро­вал участников обо всех особенностях исследования, которые, как предполагается, могут влиять на готовность человека принять в нем участие, а также объяснял все прочие стороны исследования, о которых расспрашивает участник. Отказ дать полное объясне­ние испытуемому налагает еще большую ответственность на ис­следователя за обеспечение благополучия и достоинства участ­ника исследования.

Г. Откровенность и честность являются существенными характе­ристиками между исследователем и участником исследования. Если методические требования исследования делают необходи­мыми скрытность или обман, исследователю нужно обеспечить понимание участником причин этого и восстановить прежние вза­имоотношения между ними.

Д. Этическая практика требует, чтобы исследователь уважал право индивида отказаться от участия в исследовании или прервать это участие в любое время. Обязанность обеспечить осуществление этого права требует специальной бдительности, если положение исследователя выше, чем положение участника. Решение огра­ничить это налагает еще большую ответственность на исследова­теля за обеспечение достоинства и благополучия участников ис­следований.

Е. Допустимое с этической точки зрения исследование начинается с установления ясного и справедливого соглашения между ис­следователем и участником исследования, которое разъясняет ответственность каждого. Исследователь обязан уважать все обе­щания и обязательства, включенные в это соглашение.

Ж. Исследователь, выполняющий этические стандарты, предох­раняет участников исследования от физического и психиче­ского дискомфорта, вреда и опасности. Если существует риск таких последствий, исследователь должен проинформировать об этом участников, получить их согласие до начала работы и принять все возможные меры, чтобы уменьшить вредные по­следствия. Нельзя использовать те методы исследования, ко­торые могут причинить серьезный и длительный ущерб его участ­никам.

3. После того как данные собраны, этическая практика требует, чтобы исследователь дал участнику полное объяснение характе­ра исследования и устранил те неверные представления о нем, которые могут возникнуть. Если научная или человеческая цен­ность исследования оправдывает задержку объяснения или ута­ивание данных, на исследователя налагается особая ответствен­ность убедить испытуемых, что им никаких вредных последствий исследование не принесло.

И. Если методы исследования могут привести к нежелательным для участника последствиям, исследователь отвечает за то, чтобы об­наружить их и избежать или исправить; это же относится и к дли­тельным последствиям.

К. Информация, полученная об участниках в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует возможность того, что посторонние могут получить доступ к такой информации, эти­ческая практика требует, чтобы эта возможность вместе с мерами по обеспечению конфиденциальности была объяснена участни­ку; это объяснение представляет собой один из пунктов процеду­ры по получению согласия, даваемого в результате профинформированности.

Л. Психолог, использующий в исследованиях животных, строго придерживается выполнения правил отношения к животным, составленных комитетом по мерам предосторожности и стандар­там в исследованиях на животных и принятых Американской психологической ассоциацией.

М. Исследования на людях, в которых используются эксперимен­тальные медикаменты, следует проводить только в такой обста­новке, как клиники, госпитали, или в особо благоприятных усло­виях, обеспечивающих безопасность субъектов.

Принцип 17. Значимость публикаций. Значимость относится к тем лицам, кто участвовал в издании, и определяется пропорционально их участию и только в соответствии с ним.

 

A. Основные вклады профессионального характера, сделанные не­сколькими лицами в общий проект, рассматриваются как соав­торство. Экспериментатор или автор, который внес принципи­альный вклад в издание, ставится в списке на первое место.

Б. Второстепенные вклады профессионального характера, большая канцелярская и прочая профессиональная работа, а также другие второстепенные формы участия отмечаются в сносках или во всту­пительной части.

B. Путем специального цитирования отмечаются неопубликованные и опубликованные материалы, которые имели непосредственное влияние на исследование или публикацию.

Г. Психолог, который составляет сборник и редактирует для изда­ния работы других авторов, издает материалы симпозиума или сборника работ под заглавием симпозиума или комитета и со сво­им именем как председателя симпозиума или редактора среди имен других участников.

Принцип 18. Ответственность перед организацией. Психолог ува­жает права и репутацию института или организации, с которой он связан.

 

А. Материалы, подготовленные психологом как часть его постоян­ной работы под специальным руководством его организации, яв­ляются собственностью этой организации. Эти материалы пре­доставляют психологу для использования или публикации в соответствии с правилами выдачи разрешений, предоставления прав и прочими порядками, установленными его организацией.

Б. Другие материалы, имеющие второстепенное отношение к дея­тельности учреждения и за которые психолог несет индивиду­альную ответственность, публикуются с отказом учреждения от какой-либо ответственности за них.

Принцип 19. Деятельность по продвижению. Психолог, связанный с созданием или распространением психологических приборов, книг и других видов продукции, предназначенных для коммерческой про­дажи, отвечает за обеспечение того, чтобы эти приборы, книги и дру­гие виды продукции преподносились профессиональным и фактиче­ским путем.

 

A. Требования в отношении выполнения, пользы и результатов на­учно обосновываются.

Б. Психолог не использует профессиональные журналы для ком­мерческой эксплуатации психологической продукции, а психо­лог-редактор защищает их от такого неверного использования.

B. Психолог, имеющий финансовые интересы при продаже или ис­пользовании психологической продукции, чувствителен к воз­можному конфликту с интересами продвижения этой продукции и избегает компромисса со своей профессиональной ответствен­ностью и целями.