Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Честь,человеческоедостоинство 6



_________________

Какую жизнь

Можно назвать

духовной?

_________________Нравственная стойкость

_________________

Душевная

Глубина,

Духовность

_________________

Нравственная

Деградация,

Низость

Журнал «История» Е. Замятин, «Мы» А. Солженицын «Один день Ивана

Денисовича» Л. Н. Толстой «Война и мир» А.П. Чехов «Попрыгунья», «Крыжовник»

В журнале «История» были опубликованы мемуары одного из узников сталинских лагерей. Он рассказывал такой случай: конвойные, желая развлечься, заставляли заключенных делать

приседания. Запуганные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который несмотря на угрозы отказался подчиняться. Этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

________________________________________________________

Хочу упомянуть героев романа Е. Замятина «Мы». «Нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались

красотой мира, отгороженного городскими стенами, она из пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной?

________________________________________________________

Алешка – герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана

Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он

попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё,

напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и

пытался донести её до других заключенных. Ни один его день не

проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный

блокнот.

________________________________________________________

Писатель наделил одного из главных героев своего

произведения, Андрея Болконского, не только внешним

благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не

сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое

переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага,

умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к

которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример

иллюстрирует способность благородного человека достигнуть

подлинной духовной высоты.

________________________________________________________

А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на

стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем

облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает

о самом важном, что должно быть у человека – о своей

духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими

людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности.

Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к

ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью,

она так и не разглядела.

________________________________________________________

Ещё одним примером духовной деградации может послужить

Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за

мечтой о покупке собственного имения, он забывает о

внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были

подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и

кроткий человек опустился, превратившись в наглого и

самоуверенного «барина».

________________________________________________________

Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война

и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так,

например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная

цель в жизни - устройство своего материального благополучия.

И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного

попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с

мозайковым портфелем).

Тема: Чинопочитание, чиновничество 7

Тема: Любовь к Родине 8

Чинопочитание

_________________

Чиновничество

Чехов А.П.

«Толстый и

тонкий»

Евгений Шварц

«Дракон»

Ильф и Петров

« Золотой теленок»

Гоголь

"Повесть о

капитане Копейкине»

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече

двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого.

Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди:

«Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга

глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными

данными», как тут же между ними возникает непроходимая

социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается

встречей двух неравных чинов.

_________________________________________________________

В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем

проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история

отличается от других своей однообразностью, так как все

чиновники во все времена работали только на себя,

делая при этом видимость заботы о народе.

В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами

покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон –

типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих

подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о

народе.

Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему

повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно

выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то,

что видели собственными глазами.

_________________________________________________________

Бюрократ, фигура для авторов «Золотого теленка»

примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда

упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы

говорить от имени всех «прочих», быть наставником,

руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения

«Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может

только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает

собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный

набор штампов

_________________________________________________________

В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые

творят высшие петербургские чиновники, то есть само

правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он

не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся

Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка

разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная

с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем

высшей административной власти, нечестные, корыстные,

жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

Тема: Сохранение исторической памяти, русского языка 9

Любовь к Родине

С.Есенин,

поэма «Русь»

А.Блок

Легенда

Блок

«Грешить бесстыдно,

непробудно»

Темой любви к родине пронизано творчество С.Есенина: «Но более

всего Любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.»

Всей душой желая помочь Отчизне в тяжелое время, поэт пишет

поэму «Русь», в которой слышится глас народного гнева. Есенин

полностью раскрывает тему любви к Отчизне: «Если крикнет рать

святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте

родину мою»»

__________________________________________________________

Лирика А.Блока наполнена совершенно особенной любовью к

России. Он говорил о своей родине с бесконечной нежностью, его

стихотворения полны искренней надежды, что его судьба и судьба

России неразделимы: «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви!..»

_________________________________________________

Существует легенда о том, что однажды ветер решил свалить

могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под

ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба:

«Почему я не могу победить тебя?». Дуб отвечал, что не ствол его

держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее

держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том,

что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с

культурным опытом предков делает народ непобедимым.

_________________________________________________

В строчках стихотворения прослеживается российская

повседневность, отражающая тупость, косность ее общественного

строя. Основная мысль заключена в строках:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех дороже мне.

Какое сильное чувство к родной земле испытывает поэт! Он

считает, что настоящий патриот должен любить Россию такой,

какая она есть. Несмотря на несовершенство своей страны, ее беды

и трудности, каждому необходимо испытывать светлые чувства к

ней. Этот пример искренней и бескорыстной любви к Родине,

возможно, поможет кому-то по-другому взглянуть на свой отчий

дом.

Проблема Произведение, автор Пример

Историческая

Память,

Сохранение и

Обогащение

Культуры

_________________

Русский язык

В. Солоухин

« Чёрные доски »

Д.С. Лихачёв

« Любовь, уважение,

знание »

В. Солоухин

«Письма из Русского

музея»

Д.С. Лихачев

«Письма о добром и

прекрасном»

Д.С. Лихачев

«Русская культура»

Т. Толстая

«Кысь»

Статьи Н.Рериха

В произведении "Чёрные доски" В. Солоухин рассказывает о

вопиющем факте - разграблении церкви в родном селе, о сдаче

бесценных книг в макулатуру, о "сколачивании ящиков для

картошки" из старинных икон. В Ставрово в одной из церквей

"устроили столярную мастерскую, а в другой расположилась

машинно-тракторная станция. И в ту и в другую церковь

заезжали гусеничные тракторы, грузовики, закатывались бочки с

горючим".

Однако, как замечает автор, не может "коровник, паровоз,

подъёмный кран и дорожный каток" заменить "Покров на Нерли,

Московский Кремль", не может дом отдыха располагаться в

здании монастыря Оптина пустынь, близ которого могилы

старцев, родственников Толстого, Пушкина, да и просто могилы

ЛЮДЕЙ! "Ведь они там, внизу. А память о них и плиты нужны

ведь не им, а нам, живым".

________________________________________________________

Та же мысль в статье Д.С. Лихачёва "Любовь, уважение, знание".

В ней академик повествует о "невиданном поругании народной

святыни" - взрыве чугунного памятника герою Отечественной

войны 1812 года Багратиону. Памятник выражал

признательность всего народа брату-грузину, мужественно

сражавшемуся за независимость России. У кого поднялась рука?

Конечно, не у того, кто знает и чтит историю!

________________________________________________________

Рубя свои корни, люди стремятся впитать культуру иноземную,

чужую. При этом, однако, как отмечает В. Солоухин в "Письмах

из Русского музея", человек спешит укоренить в себе лишь те

элементы западной культуры, которые лежат на поверхности,

которые "глянцевы и приятны глазу".

________________________________________________________

Известный российский публицист Д.С. Лихачёв в своих

«Письмах о добром и прекрасном» так рассуждает о памяти:

«Каждое обращение к прошлому было «революционным», то

есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-

своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для

движения вперед»

________________________________________________________

Академик Д.С. Лихачев в книге "Русская культура " и в других

исследованиях определил культуру как духовную основу

общенационального бытия, а сохранение культуры как залог

"духовной безопасности" нации. Ученый неоднократно

подчеркивал, что вне культуры настоящее и будущее народа и

государства лишено смысла. Культура всегда живет в диалоге:

чем больше у культуры внутренних и внешних связей с другими

культурами, тем богаче она становится, тем выше поднимается в

своем историческом развитии. Лихачевым разработана

"Декларация культуры" - документ, призванный на

международном уровне защитить и поддержать культуру,

созданную человечеством.

________________________________________________________

В романе Т. Толстой «Кысь» люди настолько испортили русский

язык, что в нем уже не узнать прежнюю певучесть, они

«кидаются» словами, при этом произнося их отнюдь не

правильно. После прочтения подобных книг хочется беречь и

защищать наш язык от жаргона и сленга.

Н.Рерих в одной из своих публистических статей говорил о том,

что русский язык "может обогащаться всеми новыми

достижениями и сохранять свою певучую прелесть". Рерих

убеждён в том, что необходимо изучать иностранные языки, чем

больше, тем лучше, таким образом русский человек утвердиться

в сознании какой чудесный дар ему доверен.

К.Рерих не отрицает заимствование слов, он обращает наше

внимание на то, что с каждым поколением появляются новые

заимствования, которые иногда даже мы не замечаем их. Но

Тема: Война 10

Проблема Произведение, автор Пример

Героизм 11

Война – это плохо

М.А.Шолохов

«Судьба человека»

Васильев

«А зори здесь тихие»

Борис Полевой

«Повесть о

Настоящем

человеке».

Э.М.Ремарк

«На западном фронте

без перемен»

Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей

Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и

товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На

героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух

дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат

несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы,

чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг,

усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей

Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской

силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается

настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна

одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич,

Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения,

проявили настоящее мужество, героизм, нравственную

выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе

жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной

совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно

бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка ... Как ни

тяжело, как ни безнадежно — держать...». Это слова истинного

патриота. Все персонажи повести показаны действующими,

борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно

такие люди выковывали победу нашей страны в тылу,

сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на

фронте.

Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого

«Повесть о настоящем человеке». В основе драматической

истории – реальные факты биографии летчика- истребителя

Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной

территорией, он три недели пробирался по застепененным

лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой

впоследствии проявляет удивительную силу характера и

пополняет счет воздушных побед над врагом.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном

романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы

Первой мировой войны. Повествование ведется от лица её

участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого

умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут

приспособиться к условиям войны. В романе описываются

безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени

условия войны, где люди умирают в муках. И не только

физических, но и душевных. Девятнадцатилетний рассказчик

теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он

отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным

оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках

заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое

страшное состояние человечества, спасением в котором

оказывается смерть.

Патриотизм 12

(+ см. героизм, они

Азаимосвязаны)

Г. Белль «Дом без

хозяина»

Э. Хемингуэй

«Прощай, оружие»

В.Быков

"Сотников"

Л.Н. Толстой. «Война и

мир»

Л.Н.Толстой

«Севастопольские

рассказы»

(этот пример еще

может пойти в тему

«отношение к своему

В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина»

описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов,

погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три

месяца, а другой- еще в утробе матери. Жизнь мальчиков была

совершенно различной и с материальной , и с моральной

стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в

доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не

успев побыть женами. Особый трагизм романа обусловлен

позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера,

поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.

Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких

произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других,

был участником Первой мировой войны. Он описывает в своих

произведениях безумие, царящее в мире во время военных

действий, и то, что может спасти людей от окончательного

сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, - это, конечно, в

первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай,

оружие». Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не

смогла спасти жизни матери и её только что родившегося

ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни

для главного героя произведения. Он остается наедине с

войной…Этот пример противоположен предыдущему, он

иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно

бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется

войной…

В повести "Сотников" В.Быкова, рассказывается, о двух

партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй

мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается

сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников,

отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом

рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не

смог предать родную страну, даже под страхом смерти.

Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный

патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о

любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа

Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы

раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает

смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный

патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях,

солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют

свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за

Родину.

Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в

России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий,

разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе

против общего врага, а с такой могучей силой никто не может

сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская

армия потерпела нравственное поражение - наше войско

выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.

Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов,

который на собственные деньги он снаряжает ополчение в

тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении,

остается в Москве, чтобы убить Наполеона.

Николай Иванович Пирогов - выдающийся русский хирург, во

время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая

страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-

чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения.

Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре

обстрела. Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те

слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена

Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на

носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что

врач-волшебник ее пришьет. Пирогов считал смыслом жизни

служение России и никогда не отчаивался, не осуждал

Память подвига

Солдат

делу»)

К.Симонов

недостатки родины, а работал на благо ее процветания.

Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал

корреспондентом газеты "Красная звезда" и постоянно

находился в действующей армии, пишет:

«Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах

И так надеялись на мир!»

Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов,

никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти

потомков.

Проблема Произведение, автор Пример

Глобализация,

технический и