Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Верность призванию



1) Пифагор основал математическую школу, куда принимал толь­
ко тех юношей, кто в течение пяти лет не разговаривал. Давая обет
молчания, ученик школы брал на себя обязанность не растрачивать
время на суету, думать только о решении сложных математических

задач.

2) Молодой скульптор получил письмо, в котором индейцы проси­
ли его высечь на скале изображение их умершего вождя. Скульптор
потратил на эту работу более полувека, ему помогали жена и дети.
Никто не желал финансировать проект сумасшедшего скульптора, но
он не отступал. Перед смертью он попросил жену закончить начатое
дело. Люди, тронутые такой преданностью главному делу жизни, ста­
ли присылать пожертвования.

3) Когда Репин был маленьким, он сильно заболел. Многие счи­
тали, что ребенок скоро умрет. Соседка тайком пробралась в дом, где
лежал бедный мальчик, и стала уговаривать его побыстрее умереть,
потому что на том свете безгрешным детям уготована прямая дорога в
рай. Мальчик тихо спросил ее:

— Тетя, а в раю есть кисточки и краски? Женщина в растерянности отшатнулась.

4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегодня из­
вестно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими
захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Фран­
цию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд
и смогла сделать то, что не удавалось умудренным военачальникам:
она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных
поражений французы наконец смогли победить захватчиков.


Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

5) М. Горький, работая над одним из своих романов, описывал
сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрикнул и упал без
чувств. Приехавшие врачи обнаружили у него рану в том самом месте,
куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показы­
вает, что подлинный писатель не просто выдумывает события, а пишет
кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце.

6) Верность своему призванию не может не вызывать уважения.
Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за поку­
шение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактив­
ного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судь­
ба изобретения. Когда за ним пришли, чтобы отвести к месту казни,
Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил
передать их ученым. "Трогательно, что человек перед страшной каз­
нью имеет силы думать о человечестве!" - так писал об этом духовном
подвиге К. Циолковский.

7) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бруно в за­
стенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих
убеждений и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал
торговать своей правдой, своей верой.

8) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древ­
негреческий философ Эмпедокл говорил современникам: "Ничто не
рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое".
Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы дока­
зать свою правоту, бросился в огнедышащее жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерти. Не случайно идеи древнегреческого философа стали ис­точником для научных прозрений в более поздние эпохи.

9) Блез Паскаль постоянно носил железный пояс с острыми шипа­
ми, направленными ^внутрь. Едва только в голову приходили праз­
дные мысли, он локтем бил себя в бок, острая боль напоминала ему о
великих целях и заставляла его возвращаться к работе.

10) Во дворе церкви Санта-Мария дель Фьоре лежала огромная
мраморная глыба. Она предназначалась для изваяния статуи царя
Давида. Многие мастера пробовали взяться за работу, но робко от­
ступали, не имея сил для исполнения столь грандиозного замысла.
Лишь великий Микеланджело не испугался титанического труда,


использовал свой шанс и чудесным свершением обессмертил свое имя. Статуя Давида и поныне вызывает чувство восхищения своей красотой.

11) Выдающийся французский химик Лавуазье отдавал все свое
время работе. Один из его приятелей посоветовал ему больше отды­
хать, дескать, год жизни на земле лучше, чем 100 лет в памяти людей.
Но ученый в ответ только покачал головой и продолжил свой поисти­
не титанический труд.

12) Когда Архимед, один из самых великих людей в истории че­
ловечества, увидел тень занесенного над ним меча, он гневно за-
кричал: "Не тронь моих чертежей!" В минуту смертельной опаснос­
ти великий житель биракуз стал защищать не свою жизнь, а дело
своей жизни.

'

Рубрика № 4

"Человек - ось мира"

I. Проблемы

1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого)

за судьбу мира

2. Роль личности в истории

3. Нравственный выбор человека

4. Конфликт человека и общества

5. Человек и природа

II. Утверждающие тезисы

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой
он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или
темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный пос­
тупок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми
последствиями.

4. Помни о своей высокой человеческой ответственности!

III. Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).


2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и друго­
го, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, фран­
цузский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда
народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мыслитель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­
фуций, древнекитайский мыслитель).

5. А в центре я ставлю Человека! (Пико делла Мирандола, италь­
янский мыслитель)

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христиан­
ский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писа­
тель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский
писатель).

9. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому
нужна опора. Рассматривайте себя как единицу — и Вы придете в
отчаяние» (Н. Некрасов, русский поэт).

10. Назло людскому суесловью велик и свят был жребий твой!..
(Ф. Тютчев, русский поэт).-

IV. Аргументы