Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Биологические факторы



Опасность для здоровья МР обусловлена возможностью инфициро­вания при контакте с пациентами, биологическими образцами, секретами и экскретами.

Риск передачи инфекции между больными и МР различен в зависи­мости от нозологической формы и специфики стационара. Некоторые инфекционные заболевания можно рассматривать как профессиональные болезни МР (вирусный гепатит В, ВИЧ-инфекция, туберкулез, дифтерия и др.)

Для защиты МР от воздействия биологического фактора и снижения риска инфицирования необходимо соблюдение:

- использование индивидуальных средств защиты - масок, перча­ток, очков, халатов и др.;

- безопасные приемы и методы работы с острыми колющими и ре­жущими инструментами;

- проведение дезинфекции и стерилизации медицинского инстру­ментария многократного использования в строгом соответствии с дейст­вующими инструкциями, рекомендациями;

- предпочтительное использование безопасного (атравматического)
инструментария,замена травматических технологий на атравматические.

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В лечебных учреждениях, независимо от их специализации, на все категории медицинского персонала воздействуют неблагоприятные фак­торы госпитальной среды: разнообразные химические и фармакологичес­кие вещества, циркулирующие биологические агенты, нервно-эмоцио­нальное напряжение, возможность травматизма, суточный режим работы. Но в каждом подразделении имеются специфические вредности, обуслов­ленные характером выполняемой работы.

 

  Вид подразделения Специфические вредности
  Инфекционные отделения и стационары • Контакт с инфекционными больными, циркуля­ция различных возбудителей инфекционных за­болеваний • Нервно-эмоциональное напряжение • Химические вещества (дезинфектанты, лекарст­венные вещества) • Суточный режим работы
  Отделения анестезиологии-реанимации и операцион­ные блоки стационаров • Анестетические газы, наркотические вещества и другие химические вещества • Скелетно-мышечное напряжение (работа стоя) • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Нервно-эмоциональное напряжение • Суточный режим работы • Подъем тяжестей
  Хирургические отделения • Циркуляция условно-патогенных микроорганиз­мов • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Нервно-эмоциоиалыюе напряжение • Химические вещества (анестетики, дезинфектан­ты, антисептики, лекарственные вещества) • Суточный режим работы
  Рентгенологические отделения и кабинеты • Радиоактивные вещества и другие источники ионизирующих излучений
  Физиотерапевтические отделения и кабинеты • Электромагнитные поля (СВЧ, УВЧ, ВЧ, НЧ, СНЧ) • Ультразвук • Сероводород • Радон • Фармакологические средства
Патолого-анатомические отделения • Формалин, растворители, красители, консерван­ты и другие химические вещества • Трупный материал • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией  
Стоматологические кабинеты и отделения • Шум, вибрация • Химические вещества (ртуть и т.д.) • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекцией • Скелетно-мышечное напряжение (верхние конечности) • Напряжение зрительного анализатора  
Клинико-диагностические и бактериологические лаборатории • Возбудители инфекционных заболеваний • Напряжение зрительного анализатора • Аллергены  
Психиатрические, наркологические и психоневрологические отделения, больницы • Патологическое мышление и агрессивность больных • Нервно-эмоциональное напряжение • Нейролептические средства • Риск заражения ВГ В и С, ВИЧ-инфекпиеп • Химические вещества (лекарственные вещества, дезинфектапты) • Суточный режим работы  
         

Ситуационная задача 1

Условие.Комплексная городская больница на 300 коек будет расположена вблизи зеленого массива, вдали от источников шума и загрязнения воздуха. На участке предусмотрены следующие зоны: озеленения (40%); лечебных неинфекционных корпусов; лечебного инфекционного корпуса; патолого-анатомического корпуса; хозяйственная. На территорию больницы будет преду­смотрено три въезда, причем один из них предназначен для подъезда к инфекционному корпусу и патолого-анатомическому отделению.

В составе больницы имеется терапевтическое отделение, со­стоящее из двух палатных секций. В набор помещений каждой палатной секции входят: палаты, место дневного пребывания боль­ных, процедурная, буфетная-столовая, кабинет врача, кабинеты старшей медицинской сестры и сестры-хозяйки, туалетные ком­наты, палатный коридор.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по приведенной си­туации.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. Укажите особенности расположения больницы в черте го­рода.

2. Какие зоны должны быть выделены на территории больнич­ного участка?

3. Перечислите системы строительства больниц.

4. Отметьте особенности расположения инфекционного корпу­са на территории участка больницы.

5. Перечислите отделения больницы, имеющие собственные приемные отделения.

6. Что является основным помещением приемного отделения детских и инфекционных больниц?

7. Дайте определение палатной секции.

8. Перечислите помещения, входящие в состав палатной сек­ции.

9. Назовите особенности планировки инфекционного кор­пуса.

10. Дайте определение внутрибольничной инфекции.

11. Перечислите пути и факторы передачи внутрибольничной инфекции.

 

Ситуационная задача 2

Условие.При бактериологическом исследовании воздуха пала­ты реанимационного отделения городской больницы города К. с помощью прибора Кротова прососали 250 л воздуха. Для посева использовались стандартные чашки Петри с плотными питатель­ными средами. После инкубирования в термостате в течение 48 ч при температуре 36 — 37 °С подсчитали колонии с пересчетом их количества на 1 м3 воздуха палаты. Общая бактериальная обсемененность воздуха составила 1 500 колоний, количество золотисто­го стафилококка - 8 шт., синегнойной палочки - 1шт.

Задание.Дайте гигиеническое заключение по бактериальной за­грязненности воздуха палаты реанимационного отделения стацио­нара.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. В каком виде микроорганизмы находятся в воздухе помещений?

2. Назовите методы бактериологического исследования воздуха в зависимости от принципа улавливания микроорганизмов с це­лью контроля за их содержанием.

3. В каких помещениях ЛПУ наиболее важно контролировать микробное загрязнение воздуха?

4. Как часто необходимо проводить плановые исследования воз­духа в помещениях ЛПУ, в которых наиболее важно контролиро­вать микробное исследование воздуха?

5. Какие инфекционные заболевания человека могут переда­ваться воздушно-капельным путем?

6. Какие зоонозные заболевания могут передаваться человеку через воздух?

7. Назовите профилактические мероприятия для предотвраще­ния микробной загрязненности воздуха в ЛПУ.

 

Вариант ответа

Результаты бактериологического исследования воздуха палаты реанимационного отделения показали, что допустимые уровни бактериологической обсемененности воздуха превышены: по об­щему количеству колоний в 1,5 раза; по количеству золотистого стафилококка в 2 раза. Кроме того, обнаружена недопустимая для данного вида лечебных помещений грамотрицательная флора — синегнойная палочка. Причиной такого явления может быть недо­статочная или недобросовестная уборка помещений, нарушение работы вентиляционных систем, госпитализация в данной палате больного, являющегося источником выделения бактерий, и ряд других причин. В такой палате следует проводить дополнительную влажную уборку с использованием бактерицидных веществ (на­пример хлорной извести), улучшить вентиляцию, а также орга­низовать санацию воздуха помещений коротковолновым УФ-излучением. При наличии в палате больного это лучше осуществить с помощью экранированных ламп БУВ, а в период отсутствия больных — лампами ПРК с последующим обязательным провет­риванием помещения.

1. Микроорганизмы находятся в воздухе в виде бактериального аэрозоля (дисперсионная среда — воздух, дисперсная фаза — ка­пельки жидкости или твердые частицы, содержащие микроорга­низмы). Различают три фазы микробного аэрозоля:

а) крупноядерную жидкую с диаметром капель более 0,1 мм (в этой фазе выживают вирусы гриппа, кори и др.);

б) мелкоядерную с диаметром капель менее 0,1 мм (в этой фазе
выживают палочки дифтерии, стрептококки, менингококки и т.д.);

в) бактериальной пыли (выживают бактерии туберкулеза, споры бактерий, грибы).

2. В зависимости от принципа улавливания микроорганизмов различают следующие методы бактериологического исследования
воздуха:

• седиментационный;

• фильтрационный;

• основанный на принципе ударного действия воздушной среды.

3. К помещениям, в которых наиболее важно контролировать микробное загрязнение воздуха, относят: операционные, асепти­ческие и реанимационные палаты, родильные залы, детские па­латы акушерских стационаров.

4. В операционных, асептических и реанимационных палатах, родильных залах, детских палатах акушерских стационаров пла­новые исследования воздуха необходимо проводить 1 раз в месяц.

5. К инфекционным заболеваниям человека, передающимся воздушно-капельным путем, относятся грипп, корь, краснуха, инфекционный мононуклеоз, ветряная оспа, оспа натуральная, эндемический паротит, дифтерия, менингококковая инфекция, коклюш, лепра, микоплазмоз респираторный, туберкулез, хламидиаз респираторный.

6. К зоонозным заболеваниям, которые могут передаваться че­ловеку воздушно-капельным путем, относятся: лихорадка Марбург и Эбола, оспа обезьян, хориоменингит лимфоцитарный, орнитоз.

7. К профилактическим мероприятиям по предотвращению
микробной загрязненности воздуха в ЛПУ относят:

а) соблюдение гигиенических норм и правил при строитель­стве и эксплуатации ЛПУ;

б) соблюдение санитарно-гигиенического режима в отделени­ях (дезинфекция установленными для данного вида помещений средствами, своевременная санация воздуха лампами БУВ, про­ветривание и т.д.), правил личной гигиены.

Контрольные вопросы

1. Какие задачи осуществляют лечебно-профилактические учрежде­ния? Посредством каких мероприятий эти задачи реализуются?

2. Каковы основные требования, предъявляемые к строительству и
эксплуатации лечебно-профилактических учреждений разного профиля
и их отдельных структурных подразделений?

3. Что подразумевает охранительный режим лечебного учреждения и
чем он обеспечивается?

4. Что мы понимает под термином «внутрибольничные инфекции»,
каковы причины данных заболеваний и основные направления их про­филактики?

5. Какие правила личной гигиены являются обязательными для вы­полнения при поступлении и пребывании больных в стационаре?

6. В чем заключается организация питания больных в стационаре и
какими организационными формами оно обеспечивается?