Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Эксперименты Лозанова



 

В 50-е—60-е годы в Болгарии психологом Георги Лозановым проводились интенсивные исследования процесса, с помощью которого люди учатся и записывают информацию. Ученый был заинтригован примерами "сверхобучения", наблюдаемыми повсюду в мире, например тем фактом, что мусульманские студенты перед поступлением в любой мусульманский университет запоминают и цитируют весь Коран, книгу объемом с Новый Завет.

Лозанов обнаружил, что в Индии существуют религии, не имеющие письменных источников и книг. Учителя, исповедующие эти религии, передают ученикам свои учения устно, и так от поколения к поколению. Лозанов встречался с людьми, способными цитировать религиозные тексты часами, не пользуясь никакими записями.

По мере углубления своих исследований ученый заинтересовался тем фактом, что у каждого из нас в действительности есть два мозга — правое и левое полушария, — выполняющих различные функции.

Например, левое полушарие — это логический, линейный и практичный мозг. Оно ответственно за рассуждения, анализ и расчеты. Оно составляет математическую, вербальную, прагматическую и скептическую сторону мозга. Левое полушарие отвечает за язык и обработку фактов. Оно точно и прямолинейно. Оно — конкретная, инженерная часть мозга.

Правое полушарие совсем другое. Оно мыслит в терминах картинок и историй. Оно целостно и имеет дело со всеми аспектами идеи или ситуации одновременно. Правое полушарие интуитивно, музыкальна и нацелено на творчество. Оно — артистичная, абстрактная сторона мозга, наделенная воображением.

Левое полушарие стимулируется интенсивным, логическим, линейным представлением информации. Правое полушарие лучше обрабатывает информацию в состоянии расслабленности. Лозанову удалось обнаружить, что быстрое обучение происходит именно тогда, когда обе части мозга работают в гармонии друг с другом.

Лозанов впервые провел исследования различных уровней волновой деятельности мозга — "бета", "альфа", "тета" и "дельта". Он обнаружил, что в состоянии "бета" — нашем обычном мыслительном состоянии — мозг функционирует со скоростью 14 волн в секунду и быстрее. В состоянии "альфа" — расслабленном или медитирующем состоянии — мозг функционирует со скоростью 8—13 волн в секунду. Именно этот волновой уровень мозга является идеальным для обучения.

Третий уровень мозговой волновой активности — "тета" — осуществляется на скорости 5—7 волн в секунду, а четвертый — "дельта" — соответствует состоянию глубокого сна, когда скорость мозговых волн падает до 1/2—4 волн в секунду.

Лозанова интересовало ускорение процесса абсорбирования мозгом и сохранения новой информации. Он разработал то, что сегодня называется "ускоренным обучением", соединив все свои открытия в новом способе преподавания и удержания информации любого рода.

Лозанов открыл, что при погружении человека в состояние глубокой расслабленности — "альфа" — и сообщении ему новой информации на фоне мягкой классической музыки правое и левое полушария синхронизируют свою работу и процесс обучения ускоряется.

Во время его экспериментов группы взрослых рассаживались в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, и комнату наполняла мягкая музыка. Инструктор зачитывал списки слов на иностранном языке, повторяя их различными способами.

Затем студенты приходили в полное сознание, после чего проводился тест на запоминание. С помощью этого метода студенты обучались с удивительной скоростью. Они запоминали 98 процентов того, что им преподавали.

В 1969 году Лозанову уже удавалось обучать студентов 150 новым словам за трехчасовой урок, что в три-пять раз превосходило скорость обучения в традиционных лингвистических школах. Позднее он увеличил скорость до 500 слов, а затем и до 1000 слов в день, применяя более интенсивное сочетание расслабления, музыки и повторений.

В 1974 году Лозанов повысил скорость обучения специализированной группы студентов до 1800 новых иностранных слов в день, по-прежнему сохраняя уровень запоминания, равный 98 процентам.

В 1979 году Лозанов был способен обучать специализированную группу трем тысячам новых слов в день, что эквивалентно беглому владению иностранным языком. Спустя шесть месяцев эти студенты по-прежнему помнили 67 процентов выученного, тогда как в американских университетах средний уровень запоминания составляет 10 процентов. Эксперименты Лозанова продемонстрировали, что скоростное обучение возможно, и это верно не только в отношении фактов и информации, но и нового стиля поведения и новых ментальных привычек.

 

 

Запись утверждений в музыкальном сопровождении

 

Объединив открытия Лозанова в комбинацию утверждений, музыки и расслабления, вы можете существенно повысить скорость достижения поставленных целей и выработки желаемых характеристик личности. Эта форма гетерогенного тренинга основана на использовании записи утверждений под музыку.

Этот метод можно использовать двумя способами. Первый состоит в прослушивании записей, действующих на подсознание. Этот способ я не рекомендую. Вы просто не знаете, какие сообщения записаны на ленте. Было обнаружено, что некоторые дорогие записи, продаваемые на массовом рынке, вовсе не несут никаких сообщений.

Второй способ использования записанных утверждений в музыкальном сопровождении называется "прогрессивное расслабление". Отчетливо звучащий голос погружает вас в состояние глубокой расслабленности на фоне мягкой классической музыки. Сочетание слов и музыки активизирует ваше правое полушарие и вводит вас в состояние "альфа". В то время как вы пребываете в состоянии расслабленного бодрствования, позитивные сообщения, сопровождаемые музыкой, обходят стороной ваш критический сознательный ум и отправляются прямиком в подсознание, где вызывают быстрое изменение личности.

Прослушивание записи утверждений под музыку само по себе очень полезно и освежает вас. По окончании произнесения набора позитивных сообщений голос на пленке выводит вас из состояния полудремы. Вы открываете глаза и чувствуете себя отдохнувшим, свежим и счастливым.

Записанное утверждение воспринимается легко и без усилий. Типичный процесс прослушивания записанных утверждений не занимает больше двадцати минут. Это — форма активной медитации. Практикуя ее дважды в день — утром и вечером, — вы становитесь более оптимистичным, расслабленным, творческим человеком и гораздо лучше справляетесь с собственными эмоциями. Уходят многие ваши недомогания. Мне известны даже случаи излечения от серьезных заболеваний, после того как люди начинали регулярно применять эту методику.

Вы можете сделать собственные записи с утверждениями, наговорив на кассету свои цели. Включите свою любимую расслабляющую музыку, воспроизводимую проигрывателем или магнитофоном, и наговорите на другой включенный магнитофон свои утверждения. Ошибиться здесь очень трудно. Даже самодельная запись будет очень эффективной при программировании вас на достижение поставленных целей.