Структура Плана счетов бюджетного учета
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структура Плана счетов бюджетного учета




 

Номер

раздела


 

Название раздела


 

Состав бухгалтерских счетов


Нефинансовые Основные средства, непроизведенные активы, амор


активы

 

Финансовые

активы


тизация, нематериальные активы, материальные за

пасы, капитальные вложения

Денежные средства всех видов, денежные докумен

ты, финансовые вложения, а также все виды деби


торской задолженности, включая бюджетную

Обязательства Кредиторская задолженность учреждения всех ви

дов: работникам по оплате труда, поставщикам, под

рядчикам, бюджету по налогам и др.


Финансовый

результат


Объединяет счета, предназначенные для отражения

положительной либо отрицательной разницы меж


ду доходами и расходами учреждения: результат де

ятельности за текущий год, предыдущих лет, доходы

будущих периодов, результат по кассовому испол

нению бюджета и др.

Санкциониро Лимиты полученных и переданных бюджетных обяза

вание расходов тельств, а также бюджетные ассигнования. Главным


бюджетов

 

Забалансовые


образом учет на счетах этого раздела ведут распоря

дители бюджетных средств и органы казначейства

Счета для учета обеспечения исполнения обяза


тельств, государственных и муниципальных гаран

тий, арендованных основных средств, невыяснен

ных поступлений в бюджет, расчетных документов,

ожидающих исполнения, и др.

 

В структуру Плана счетов бюджетного учета входят как балансо

вые (разделы 1—5: «Нефинансовые активы», «Финансовые активы»,

«Обязательства», «Финансовый результат», «Санкционирование рас

ходов»), так и забалансовые счета (1—23).

Для удобства ведения как синтетического, так и аналитического

учета номер счета Плана счетов бюджетного учета структурно состоит

из двадцати шести разрядов.

Разряды с 1 го по 17 й присваиваются в соответствии с бюджетной

классификацией — классификации доходов бюджета, классификации

расходов бюджета, классификации источников финансирования де
I
II
III
IV
V
счета


 

Глава 6. Правовое регулирование бюджетного учета в Российской Федерации

 

фицита бюджета (за исключением классификации операций публич

но правовых образований).

18 й разряд предназначен для обозначения кода вида деятельности.

19—21 й разряд — код синтетического счета.

22—23 й разряд — код аналитического счета.

24—26 й разряд — код классификации операций сектора государст

венного управления.

Особенностью Плана счетов бюджетного учета является то, что ко

ды присваиваются не только объектам бюджетного учета, но и субъек

там, осуществляющим их управление и учет.

При этом некоторые субъекты, участвующие в исполнении бюдже

та (например, финансовые органы, органы государственной власти

субъектов РФ), наделены полномочиями для внесения изменений

в коды бюджетной классификации.

Органы государственной власти субъектов РФ устанавливают коды

главных администраторов доходов бюджета по доходам, администриру

емым органами государственной власти субъектов РФ (созданными ими

бюджетными учреждениями), а также вправе установить единый код

главного администратора доходов бюджета по доходам, администрируе

мым органами местного самоуправления муниципальных образований

и отражаемым по кодам классификации доходов бюджетов РФ с приме

нением кода элемента, соответствующего бюджету субъекта РФ1.

На основании п. 91 приказа Минфина России от 30 декабря 2008 г.

№ 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» финан

совый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Россий

ской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и ана

литического учета объектов имущества казны соответствующего

публично правового образования в соответствии с порядком бюджет

ного учета объектов основных средств, нематериальных активов, не

произведенных активов и материальных запасов.

Такого рода изменения вводятся для получения дополнительной

информации, необходимой внутренним пользователям (т. е. для целей

аналитического учета).

Отличие бюджетного учета от бухгалтерского учета коммерческих

организаций заключается и в порядке отражения остатков по счетам.

——————————

При этом для сохранения единой системы исполнения бюджетов бюджетной сис

темы Российской Федерации органы государственной власти субъекта РФ, например,

не вправе устанавливать коды главных администраторов доходов бюджета, совпадаю

щие с кодами главных администраторов доходов бюджета субъекта РФ, установленны

ми нормативными правовыми актами Российской Федерации. См.: разд. 2 «Указаний

о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Приказ

Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке

применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Финансовая газе

та. 2009. № 5 (приказ); Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. № 6—9.


 

6.2. Система правового регулирования бюджетного учета в Российской Федерации

 

В частности, при завершении текущего финансового года обороты по

счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов (обяза

тельств), не переходят в очередной финансовый год.

Особенность использования счетов в бюджетном учете во многом

определяется той деятельностью, в которой участвуют те или иные

участники отношений по исполнению бюджетов. В связи с этим обсто

ятельством Инструкция по бюджетному учету не содержит кодов,

которые соответствовали бы тем или иным видам предприниматель

ской деятельности в силу выполнения указанными субъектами пуб

лично правовых обязанностей.

Реформирование бюджетных отношений, происходящее в настоя

щее время, нашло свое отражение и в Плане счетов бюджетного учета1.

План счетов бюджетного учета в настоящее время состоит из

118 счетов (ранее действовавший План счетов бюджетного учета имел

116 счетов), 28 из которых содержится в первом разделе, 41 — во вто

ром, 10 — в третьем, 4 — в четвертом, 4 — в пятом и 23 счета являются

забалансовыми2.

Счета в Плане счетов бюджетного учета сгруппированы в пяти раз

делах.

Раздел первый «Нефинансовые активы» содержит счета, предназ

наченные для отдельных видов имущества, таких как основные сред

ства, нематериальные активы, непроизведенные активы, материаль

ные запасы3.

При этом существует также целый ряд счетов, которые имеют вспо

могательное значение и призваны отражать, например, амортизацию

(010400000 «Амортизация) или промежуточное состояние отдельных

видов имущества (например, счет 010600000 «Вложения в нефинансо

вые активы» или счет 010700000 «Нефинансовые активы в пути)4.

——————————

Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ, для этих целей была «вне

дрена основанная на международных стандартах система бюджетной классификации

и бюджетного учета, существенно повысившая прозрачность и управленческую значи

мость бюджетной отчетности». См.: Бюджетное послание Федеральному Собранию

Российской Федерации о бюджетной политике в 2008—2010 годах от 9 марта 2007 г.

Структура Плана счетов бюджетного учета, а также порядок применения целого

ряда счетов претерпели существенные изменения, что связано с введением целого ряда

терминов (доходы, расходы, межбюджетные отношения, исполнение бюджета и др.).

Счет 010000000 «Нефинансовые активы» применяется в настоящее время для уче

та учреждением объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности Рос

сийской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета

амортизации указанных объектов. Ранее же речь шла об учете «объектов основных

средств», что противоречило единству классификации объектов бюджетного учета.

Стоит отметить, что раздел 1 был дополнен активным счетом 010800000 «Нефи

нансовые активы имущества казны», предназначенным для учета объектов имущества

казны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в разрезе

материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных

активов и материальных запасов.


 

Глава 6. Правовое регулирование бюджетного учета в Российской Федерации

 

В разделе 2 «Финансовые активы» сгруппированы счета, позволя

ющие отражать операции, производимые с денежными средствами

в ходе исполнения бюджета. Планом счетов бюджетного учета преду

смотрены счета, используемые для учета как денежных средств (в на

личной (счет 020104000 «Касса») и безналичной форме (счет

020101000 «Денежные средства учреждения на счетах»)).

Отдельно выделены счета, на которых собирается информация об

использовании документов, подтверждающих осуществление как на

личных, так и безналичных расчетов (счета 020105000 «Денежные до

кументы» и 020106000 «Аккредитивы»).

Счета раздела 3 «Обязательства» предназначены для отражения

различных видов обязательств, которые могут возникать в результате

осуществления государственных либо муниципальных заимствова

ний (счет 030100000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязатель

ствам»), в процессе расчетов, производящихся между финансовыми

органами или органами казначейства по поступлениям в бюджет (счет

030800000 «Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет») и др.

Раздел 4 «Финансовый результат» группирует счета, связанные

с отражением итогов исполнения бюджета, как финансовыми органа

ми, так и учреждениями (например, счет 040101000 «Финансовый ре

зультат текущей деятельности учреждения»)1.

Счета раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» предназ

начены для учета операций, происходящих в процессе одного из эта

пов исполнения бюджета по расходам2.

Для целей бюджетного учета используются не только балансовые,

но и забалансовые счета.

В соответствии с п. 263 Инструкции по применению Плана счетов

бюджетного учета на забалансовых счетах учитываются ценности,

временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему (арен

дованные основные средства (полученные в безвозмездное пользова

ние), материальные ценности, принятые на ответственное хранение

или в переработку, полученные по централизованному снабжению

и т. п.), а также бланки строгой отчетности, путевки в дома отдыха

и санатории и др., а также обязательства, ожидающие исполнения.

Учреждениям разрешается вводить дополнительные забалансовые

счета помимо тех, что содержатся в Инструкции, если это необходимо

для обеспечения их управленческого учета.

Действующей Инструкцией предусмотрено использование 23 заба

лансовых счетов (ранее — 19).

——————————

Речь идет о бюджетных учреждениях. См.: ст. 6 БК РФ.

В связи с закреплением в БК РФ иной системы обязательств (расходные обяза

тельства, публичные обязательства, публичные нормативные обязательства, денежные

обязательства, бюджетные обязательства) изменилась и структура раздела 5, который

ранее назывался «Санкционирование расходов бюджетов».


 

6.2. Система правового регулирования бюджетного учета в Российской Федерации

 

К ним относятся, в частности, счет 01 «Основные средства в поль

зовании» (ранее — «Арендованные основные средства»), счет 02 «Ма

териальные ценности, принятые на ответственное хранение», счет 03

«Бланки строгой отчетности» и др.

В связи с переходом на единую централизованную систему испол

нения бюджетов уточнено применение счета 14 «Расчетные докумен

ты, ожидающие исполнения» — если раньше речь шла о ведении по не

му «учета полученных и неоплаченных документов органами,

осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов,

по счету бюджета», то в настоящее время говорится об органах казна

чейства.

Из за введения ограничений по открытию счетов в кредитных ор

ганизациях изменились название и порядок использования забалансо

вых счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»

(ранее — «Поступления денежных средств на банковские счета учреж

дения») и счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учрежде

ния» (18 «Выбытия денежных средств с банковских счетов учрежде

ния»)1.

Счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»

предназначен для учета поступлений денежных средств на банковские

счета учреждений в разрезе кодов классификации доходов бюджетов

Российской Федерации, возврата указанных поступлений, а также по

ступлений бюджетных средств от главных распорядителей (распоря

дителей) получателям бюджетных средств.

Также введены новые забалансовые счета: 20 «Списанная задол

женность невостребованная кредиторами», 22 «Материальные ценно

сти, полученные по централизованному снабжению», 23 «Периодиче

ские издания для пользования»2.

На забалансовом счете 20 учитываются суммы непредъявленных

кредиторами требований, вытекающих из условий договора, кон

тракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не под

твержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение

срока исковой давности с момента списания задолженности с балан

сового учета.

Счет 22 предназначен для учета учреждением (грузополучателем)

полученных от поставщика материальных ценностей до момента по

лучения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий докумен

тов поставщика на отправленные ценности в адрес грузополучателя.

 

——————————

Данное ограничение связано со стремлением более полно реализовать принцип

единства кассы при исполнении бюджета. См.: ст. 38.2 БК РФ.

Интересен способ оценки периодических печатных изданий — в соответствии

с Инструкцией по бюджетному учету периодические издания учитываются в условной

оценке 1 руб. за 1 объект учета.


 

Глава 6. Правовое регулирование бюджетного учета в Российской Федерации