МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
по специальности
40.05.02 - правоохранительная деятельность
Санкт-Петербург
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
Истории государства и права
Полковник полиции
А. А. Удальцов
«_____» __________ 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
по специальности
40.05.02 - правоохранительная деятельность
Санкт-Петербург
Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность / Байкеева С.Е, Лясович Т.Г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016, 150 с.
Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран», утвержденной Департаментом Государственной службы и кадров МВД России
Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине предназначены для курсантов и слушателей очной формы обучения по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность Санкт-Петербургского университета МВД России.
Рассмотрены на заседании кафедры истории государства и права (Протокол от 05 апреля 2016 г. № 20) и утверждены на заседании Методического совета (Протокол от «15» июня 2016 г. № 7 ).
Цели дисциплины: изучение закономерностей развития государства и права зарубежных стран в конкретно исторических условиях со времени их возникновения и до наших дней; познание причин и условий возникновения и развития органов государства, основных институтов права, роли и места органов полиции и милиции в механизме государства и защите законных прав и интересов граждан зарубежных стран; формирование юридического мышления, владения методикой самостоятельной работы юриста.
Задачи дисциплины:
- ознакомить с процессами возникновения и развития государства и права в зарубежных странах в их хронологической последовательности;
- сформировать понимание взаимосвязи общества, государства и права на основных исторических этапах;
- выработать навыки владения основными историко-правовыми и общими юридическими категориями и понятиями;
- выработать навыки юридического мышления и анализа нормативных правовых актов.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной базовой части профессионального цикла.
При изучении дисциплины и тем необходимо опираться на полученные знания:
по истории:
знание принципов и способов периодизации всемирной истории; важнейших методологических концепций исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенностей исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого; исторической обусловленности формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
умение проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа, осуществлять их внешнюю и внутреннюю критику и классифицировать по типу информации; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
по обществознанию:
знаниезакономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы; основных социальных институтов и процессов; особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания;
умениехарактеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты);сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;раскрывать на примерахважнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
по основам правоведения:
знание системы и структуры права, современных правовых систем; общих правил применения права; содержания прав и свобод человека;
умение характеризовать право как элемент правовой культуры общества, систему законодательства и основные отрасли права; объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; различать формы (источники) права, субъектов права; приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать полученные знания и умения в практической деятельности для поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации, анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.
В соответствии с учебным планом учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» изучается курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России на 1 курсе.
Курс «История государства и права зарубежных стран» состоит из пятнадцати тем, которые освещают узловые проблемы развития мировой цивилизации. Изучение курса предусматривает как аудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, так и самостоятельную работу курсантов и слушателей.
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Семинарские и практические занятия, в силу многоплановости мировоззренческого восприятия материальных и духовных явлений, множественности подходов к проблеме их познания и оценки, предполагают формирование умения курсантов и слушателей аргументировано излагать свою точку зрения по изучаемой проблеме и доказывать значимость того или иного подхода к рассматриваемому предмету. При обсуждении проблем предусматривается раскрытие роли и значения получаемых знаний в сфере правоохранительной деятельности.
Углубленная подготовка по отдельным проблемам семинарского и практического занятия предполагает подготовку докладов или реферативных сообщений.
Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Доклад предполагает творческий подход докладчика к отбору и использованию учебного материала и представляет собой изложение точки зрения докладчика по проблеме или кругу проблем.
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, точки зрения на ту или иную проблему и т.д.
Реферативное сообщение - это тот же реферат, только представленный в форме доклада. В реферативном сообщении предполагается как можно более точное раскрытие позиции автора книги, статьи и т.д., а также выражение отношения к раскрываемой позиции составителя реферата.
Время, отводимое на доклад или реферат, определяется ведущим преподавателем и составляет, как правило, 10-15 минут учебного времени.
Структурно доклад или реферат включает: краткое выступление, один или два вопроса, заключение (выводы) и список литературы, использованной при работе над докладом или рефератом.
Подготовка доклада или реферата не освобождает слушателя от подготовки по всем вопросам семинара.
На семинарских и практических занятиях, при проведении рубежного контроля с целью уточнения знания и правильности понимания материала, определений и т.д. могут проводиться письменные контрольные работы.
Обсуждение историко-правовых проблем на семинарских и практических занятиях и вопросы рубежного контроля являются подготовкой курсантов и слушателей к экзаменам. В ходе данных занятий оформляется, совершенствуется методика ответа на экзамене.
Основными требованиями к ответу на экзамене по истории государства и права зарубежных стран являются:
- изложение сущности той или иной проблемы;
- знание основных первоисточников и литературы, и их использование при рассмотрении обсуждаемых вопросов;
- умение применять основные принципы, законы, категории и положения истории государства и права зарубежных стран к анализу общественной жизни, проблем по профилю служебной деятельности работников правоохранительных органов;
При оценке ответа на экзамене учитываются также методика, язык и стиль изложения, техника речи.
Данные методические рекомендации призваны облегчить усвоение курсантами и слушателями учебной программы курса «История государства и права зарубежных стран» и ориентировать их на анализ ключевых и наиболее важных проблем курса.
Обязательным условием допуска к сдаче экзамена по истории государства и права зарубежных стран является выполнение курсантами и слушателями контрольной работы – одного из эффективных средств овладения курсом вышеуказанной дисциплины.
Кроме того, выполнение контрольной работы способствует привитию и прочному закреплению курсантами и слушателями навыков самостоятельной работы, развивает их способности к научно-исследовательской деятельности, обобщению практического опыта правоохранительных органов.
Написание контрольной работы развивает у курсантов и слушателей кругозор, помогает им научиться коротко и лаконично излагать свои мысли, учит обобщать и анализировать факты, события, черпать и излагать на бумаге или устно главные идеи и мысли, содержащиеся в проанализированных научных работах.
Методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя основные вопросы по темам курса и вопросы для самоконтроля курсантов и слушателей. Первые отражают сложные ключевые вопросы курса. Вторые рассчитаны на более углубленное изучение отдельных проблем. Пособие включает в себя также рекомендации по методике подготовки курсантов и слушателей к семинарским и практическим занятиям. Кроме того, оно включает примерную тематику для написания контрольных работ, списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения и примерные вопросы для подготовки к зачёту и экзамену.
Соблюдение вышеперечисленных методических указаний, инициатива и творчество курсантов и слушателей будут способствовать успешному усвоению ими учебного материала согласно программе и тематическому плану курса «История государства и права зарубежных стран» и, в конечном счете, успешной сдаче ими зачёта и экзамена.