Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

 

по специальности

40.05.02 - правоохранительная деятельность

 

 

 

Санкт-Петербург


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

Истории государства и права

Полковник полиции

А. А. Удальцов

«_____» __________ 2016 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ подготовки к семинарским и практическим занятиям

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

по специальности

40.05.02 - правоохранительная деятельность

Санкт-Петербург


Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность / Байкеева С.Е, Лясович Т.Г. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016, 150 с.

 

Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран», утвержденной Департаментом Государственной службы и кадров МВД России

Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям по дисциплине предназначены для курсантов и слушателей очной формы обучения по направлению подготовки 40.05.02 - правоохранительная деятельность Санкт-Петербургского университета МВД России.

Рассмотрены на заседании кафедры истории государства и права (Протокол от 05 апреля 2016 г. № 20) и утверждены на заседании Методического совета (Протокол от «15» июня 2016 г. № 7 ).

 

Рецензенты:

 

Грипп Э.Х., кандидат юридических наук, доцент

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

Шеуджен Н. А., кандидат исторических наук

(Краснодарский университет МВД России)

 

 

© Санкт-Петербургский университет

МВД России, 2016

 

 


1. Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины: изучение закономерностей развития государства и права зарубежных стран в конкретно исторических условиях со времени их возникновения и до наших дней; познание причин и условий возникновения и развития органов государства, основных институтов права, роли и места органов полиции и милиции в механизме государства и защите законных прав и интересов граждан зарубежных стран; формирование юридического мышления, владения методикой самостоятельной работы юриста.

Задачи дисциплины:

- ознакомить с процессами возникновения и развития государства и права в зарубежных странах в их хронологической последовательности;

- сформировать понимание взаимосвязи общества, государства и права на основных исторических этапах;

- выработать навыки владения основными историко-правовыми и общими юридическими категориями и понятиями;

- выработать навыки юридического мышления и анализа нормативных правовых актов.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является дисциплиной базовой части профессионального цикла.

При изучении дисциплины и тем необходимо опираться на полученные знания:

по истории:

знание принципов и способов периодизации всемирной истории; важнейших методологических концепций исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; особенностей исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого; исторической обусловленности формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

умение проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа, осуществлять их внешнюю и внутреннюю критику и классифицировать по типу информации; различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

по обществознанию:

знаниезакономерностей развития общества как сложной самоорганизующейся системы; основных социальных институтов и процессов; особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания;

умениехарактеризоватьс научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты);сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;раскрывать на примерахважнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

по основам правоведения:

знание системы и структуры права, современных правовых систем; общих правил применения права; содержания прав и свобод человека;

умение характеризовать право как элемент правовой культуры общества, систему законодательства и основные отрасли права; объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь; различать формы (источники) права, субъектов права; приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать полученные знания и умения в практической деятельности для поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации, анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.

Дисциплина «История государства и права зарубежных стран» является предшествующей для всех профильных дисциплин юридической специальности.

В соответствии с учебным планом учебная дисциплина «История государства и права зарубежных стран» изучается курсантами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России на 1 курсе.

Курс «История государства и права зарубежных стран» состоит из пятнадцати тем, которые освещают узловые проблемы развития мировой цивилизации. Изучение курса предусматривает как аудиторные занятия: лекции, семинарские и практические занятия, так и самостоятельную работу курсантов и слушателей.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Семинарские и практические занятия, в силу многоплановости мировоззренческого восприятия материальных и духовных явлений, множественности подходов к проблеме их познания и оценки, предполагают формирование умения курсантов и слушателей аргументировано излагать свою точку зрения по изучаемой проблеме и доказывать значимость того или иного подхода к рассматриваемому предмету. При обсуждении проблем предусматривается раскрытие роли и значения получаемых знаний в сфере правоохранительной деятельности.

Углубленная подготовка по отдельным проблемам семинарского и практического занятия предполагает подготовку докладов или реферативных сообщений.

Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Доклад предполагает творческий подход докладчика к отбору и использованию учебного материала и представляет собой изложение точки зре­ния докладчика по проблеме или кругу проблем.

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, точки зрения на ту или иную проблему и т.д.

Реферативное сообщение - это тот же реферат, только представленный в форме доклада. В реферативном сообщении предполагается как можно более точное раскрытие позиции автора книги, статьи и т.д., а также выражение отношения к раскрываемой позиции составителя реферата.

Время, отводимое на доклад или реферат, определяется ведущим преподавателем и составляет, как правило, 10-15 минут учебного времени.

Структурно доклад или реферат включает: краткое выступление, один или два вопроса, заключение (выводы) и список литературы, использованной при работе над докладом или рефератом.

Подготовка доклада или реферата не освобождает слушателя от подготовки по всем вопросам семинара.

На семинарских и практических занятиях, при проведении рубежного контроля с целью уточнения знания и правильности понимания материала, определений и т.д. могут проводиться письменные контрольные работы.

Обсуждение историко-правовых проблем на семинарских и практических занятиях и вопросы рубежного контроля являются подготовкой курсантов и слушателей к экзаменам. В ходе данных занятий оформляется, совершенствуется методика ответа на экзамене.

Основными требованиями к ответу на экзамене по истории государства и права зарубежных стран являются:

- изложение сущности той или иной проблемы;

- знание основных первоисточников и литературы, и их использование при рассмотрении обсуждаемых вопросов;

- умение применять основные принципы, законы, категории и положения истории государства и права зарубежных стран к анализу общественной жизни, проблем по профилю служебной деятельности работников правоохранительных органов;

При оценке ответа на экзамене учитываются также методика, язык и стиль изложения, техника речи.

Данные методические рекомендации призваны облегчить усвоение курсантами и слушателями учебной программы курса «История государства и права зарубежных стран» и ориентировать их на анализ ключевых и наиболее важных проблем курса.

Обязательным условием допуска к сдаче экзамена по истории государства и права зарубежных стран является выполнение курсантами и слушателями контрольной работы – одного из эффективных средств овладения курсом вышеуказанной дисциплины.

Кроме того, выполнение контрольной работы способствует привитию и прочному закреплению курсантами и слушателями навыков самостоятельной работы, развивает их способности к научно-исследовательской деятельности, обобщению практического опыта правоохранительных органов.

Написание контрольной работы развивает у курсантов и слушателей кругозор, помогает им научиться коротко и лаконично излагать свои мысли, учит обобщать и анализировать факты, события, черпать и излагать на бумаге или устно главные идеи и мысли, содержащиеся в проанализированных научных работах.

Методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя основные вопросы по темам курса и вопросы для самоконтроля курсантов и слушателей. Первые отражают сложные ключевые вопросы курса. Вторые рассчитаны на более углубленное изучение отдельных проблем. Пособие включает в себя также рекомендации по методике подготовки курсантов и слушателей к семинарским и практическим занятиям. Кроме того, оно включает примерную тематику для написания контрольных работ, списки основной и дополнительной литературы для самостоятельного изучения и примерные вопросы для подготовки к зачёту и экзамену.

Соблюдение вышеперечисленных методических указаний, инициатива и творчество курсантов и слушателей будут способствовать успешному усвоению ими учебного материала согласно программе и тематическому плану курса «История государства и права зарубежных стран» и, в конечном счете, успешной сдаче ими зачёта и экзамена.