Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Методические рекомендации курсантам (слушателям)



по подготовке к семинару:

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо сказать о процессе образования государства в двух известных древнегреческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократия. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники – демиургов. Ремесленное и торговое население называлось «демосом». Замещение всех должностей стало привилегией эвпатридов. Совет старейшин превращается в ареопаг – аристократическое собрание. Ареопаг является законодательным органом, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин – архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.

В результате реформ архонта Солона была отменена долговая кабала и аннулированы все поземельные долги, установлен максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот. Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза, в соответствии с которым проходила замещение государственных должностей. Высшим органом власти по законам Солона являлось афинское народное собрание. Народное собрание принимало законы, решало вопросы текущего управления. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя (суд присяжных заседателей). Совет четырехсот играл важную роль в законодательной процедуре, заведовал текущими делами и ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным Ораном одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения. Реформа Клисфена 509 г. до н.э. окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Совет четырехсот был ликвидирован, а вместо него создан совет пятисот.

При рассмотрениивторого вопроса семинарского занятия следует обратить внимание, что основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Древнейшей систематизацией афинского права считаются законы Драконта VII в. до н.э. Значительную часть афинского права составляли неписанные обычаи. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением. Имущественные правоотношения достигли в Древних Афинах высокой степени развития. Частная собственность охранялась самыми суровыми мерами. Уголовное право по сравнению с гражданским правом было менее развито. Рассмотрению дел в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Присяжные могли принять любое решение.

При рассмотрении третьего вопроса семинарского занятия необходимо отметить, что в противоположность демократическим Афинам Спарта была своеобразной аристократической республикой. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей свое истории земледельческой общиной. Основными группами населения были спартиаты (полноправные), периэки (неполноправные) и илоты (порабощенное население). Основным занятием спартиатов была военная служба. По своему государственному строю, Спарта была аристократической республикой. От первобытнообщинной эпохи здесь сохранилось народное собрание, совет старейшин (герусия) и два царя. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась коллегия эфоров, состоявшая их пяти человек, избиравшихся народным собранием сроком на год. Эфоры созывали народное собрание, совет старейшин, руководили внутренней и внешней политикой. Они следила за неуклонным исполнением законов.

Важно отметить, что основателем спартанских порядков считался законодатель Ликург. Ему предписывалось издание ретр - так назывались в Спарте некоторые ее законы. Одна из них была направлена против роскоши.

 

Вопросы для самоконтроля:

- Зарождение права и правосудия в Древней Греции.

- Архонты и ареопаг в Афинах.

- Основные учреждения афинской демократии.

- Правовой статус гражданина. Остракизм.

- Процедура выработки, обсуждения и принятия законов.

- Суды в системе народовластия.

- Обычаи и законы. Вещное право. Брак и семья.

- Судопроизводство в Афинах.

- Учреждения власти Спартанского государства – народное собрание,

- Законодательство Ликурга.

 

Тесты для самоконтроля

1. Первым административно-территориальным и политическим образованием античного периода явился:

1. Полис.

2. Ном.

3. Архэ.

4. Притания.

 

2. Демократия – это:

1. Народовластие.

2. Власть влиятельной группировки лиц, представителей знати; финансовой элиты.

3. Единовластие.

 

3. Результатом социально-политических преобразований, проведенных архонтом Солоном в Афинах в 594 г. явились:

1. Рост социальной напряженности, обострение экономического кризиса, начало политического противостояния;

2. Создание завершенной государственной организации, построенной на прямом участии основной массы полноправных и свободных граждан в реализации государственной власти.

3. Установление господства родовой аристократии и землевладельческой знати.

 

4. Булэ (Совет полиса) как основной орган власти в Афинском государстве обладал следующими полномочиями:

1. Являлся органом высшей судебной власти, рассматривал уголовные дела о государственных и тяжких преступлениях.

2. Являлся чрезвычайным органом власти, собирался по мере надобности, брал на себя все верховенство в решении военных вопросов.

3. Осуществлял законодательную и исполнительную власть в государстве: готовил декреты и другие законодательные акты, контролировал полномочия и деятельность министров.

4. Представлял Афинское государство на международной арене.

5. Принцип народного представительства применительно к Афинскому государству означал:

1. Каждый гражданин может принять участие в управлении государством посредством представительных органов власти (активное и пассивное избирательное право).

2. Формируется сословно-представительный орган власти, в котором были бы представлены интересы всех сословий и социальных групп.

3. Принцип построения государственной политики, которая максимально учитывала интересы народа.

 

Изучите основные понятия:

Ареопаг – высший орган государственной и судебной власти в Афинах;

Архонт – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах;

Базилевс – у древних греков племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец;

Булевты – члены Совета 500 (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства;

Гелиэя– законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства;

Сиссития – общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов;

Тимократия (от греч. тимон – честь, цена, плата) – по выражению Платона, нечто среднее между аристократией и олигархией, смешанный вид государственного строя. В Спарте сочетались суровая простота военного лагеря с жадным накоплением богатств, тайной роскошью. Аристотель называл тимократией правление, основанное на принципе ценза, обусловленного имущественным положением граждан, как, например, в Афинах до реформ Солона.

Эфоры– первоначально помощники царей (архагетов); появились в VIII в. до н. э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию с обширными полномочиями.

 

Дополнительная литература к теме № 3.

«Древняя Греция (Афины, Спарта)».

1. Васильевский В. Г. Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период ее упадка. М., Либроком. 2012.

2. Гомеровская Греция. Быт, религия, культура. Пер. с англ. И. А. Емеца. М.: ЗАО Центрополиграф. 2005.

3. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. Л. Адкинс, Р. Адкинс. М.: Вече, 2008.

4. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средневековье). СПБ., 2010.

5. Трубецкой Е. Н. История философии права. Древняя Греция. Древний Рим. Раннее христианство. М., Либроком. 2012.

6. Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима: государственно-правовой аспект. М., 2012.

7. Фюстель де Куланж Н. Д. Древняя гражданская община. Исследование о культе, праве, учреждениях Греции и Рима. М., 2012.

8. Штоль Г. В. История Древней Греции в биографиях. М., Русич. 2012.

Практическое занятие по теме 4. Государство и право Древнего Рима.Время – 4 часа.

Учебные вопросы:

1. Возникновение Древнеримского государства. Царский период.

2. Римская республика, структура власти.

3. Римская империя. Принципат, доминат.

4. Основные этапы развития римского права, его источники, значение.

5. Формы и особенности судопроизводства в Древнем Риме.

Темы для подготовки проектных заданий:

1. Роль армии в Древнеримском государстве.

2. Причины и условия распада Римской республики.

3. Эпоха диктатур: от республики к монархии…

4. Гай Юлий Цезарь: на пути к власти…

5. Октавиан Август – первый император Римской Империи.

6. Система управления государством в Римской Империи. Особенности организации власти на местах.

7. Римские императоры: роль личности в истории (Адриан, Диоклетиан, Веспасиан, Марк Аврелий, Каракалла, Нерон, Комод и другие).

8. Реформаторская деятельность императоров (Диоклетиан, Константин).

9. Причины и последствия распада Римской Империи.

10. Государственно-политический строй Византии.

11. Право Византии.

Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию:

Практическое занятие проводится в два этапа.

I этап: Теоретическая часть в форме конференции курсантов.

Курсанты, заранее разбившись на группы, согласно рекомендациям преподавателя, в часы самостоятельной подготовки готовят проектные задания (доклад и презентацию), основываясь на знаниях, полученных на лекциях и самостоятельно найденных источниках. В ходе первой части занятия, согласно очередности, курсанты выступают, излагают основные положения своих докладов, показывают презентации, комментируют их, делают выводы. По завершении первой части занятия, выставляются оценки за домашние задания. Проектные задания выполняются группами курсантов (2-5 чел.) в форме доклада с презентацией.

Презентация выполняется в программе «POWER POINT» и должна содержать не менее 10 слайдов. Презентация и текст доклада сдается преподавателю в электронном виде. Отдельно сдается распечатанный и оформленный в соответствии с требованиями экземпляр доклада с указанием авторов и их вклада в общую работу.

В ходе занятия параллельно с выступлениями и показом презентаций проводится тестирование курсантов – поочередно, с использованием тестовых электронных программ.

II этап: Практическая часть в форме разрешения правовых казусов.

На базе имеющихся теоретических знаний с использованием нормативно-правовых актов курсанты, разбившись на рабочие группы (2-3 человека) выполняют письменные практические задания. По итогам выполнения заданий следует предварительное обсуждение результатов, научная дискуссия и подведение итогов.

Примерные правовые казусы:

1. В Древнем Риме Клавдий взял у Марка в долг на 3 месяца 60 сестерциев. По окончании указанного срока у Клавдия не нашлось денег, чтобы возвратить долг. Тогда Марк обратился с иском в суд. Суд вынес решение о необходимости погашения долга в течение 30 дней. Но Клавдий не смог отдать долг из-за отсутствия денег. Какое наказание грозит Клавдию по «Законам XII таблиц»?

Для решения этой задачи следует изучить систему обязательств в римском праве, обратив внимание на обязательства из договоров (вербального, литерального, реального, концессуального), а также из договора займа.

2. Луций, живя по соседству с Валерием, решил выкопать на своем участке колодец и посадить деревья на расстоянии 4 футов от ограды, разделяющей их земельные владения (участки). Правомерны ли действия Луция по «Законам XII таблиц»? Для решения задачи необходимо изучить правомочия собственника по римскому праву.

3. Тит неоднократно просил Антония срезать ветви или срубить дерево, росшее на земле последнего, но всей кроной склонявшееся на соседний участок Тита, тем самым очень затрудняя пользование им. Антоний отказывался удовлетворить эту просьбу, ссылаясь на то, что он сам в праве распоряжаться тем, что растет на его земле. Тогда Тит срубил дерево. Правомерны ли его действия по «Законам XII таблиц»?

4. Авл Агарий, выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Помпилия в убийстве человека, не смог подтвердить своих показаний. Какому наказанию он может быть подвергнут за лжесвидетельство по «Законам XII таблиц» в Древнем Риме.

5. Клавдий был схвачен за кражу плодов из сада Юлия. Какое наказание ожидает его по «Законам XII таблиц»?

6. Памфил, живя по соседству с Тицием, решил выкопать на своем участке колодец и посадить деревья на расстоянии 4 футов от ограды, разделяющей их земельные владения (участки). Правомерны ли действия Памфила по «Законам XII таблиц»?

Для разрешения правовых казусов курсанты образуют рабочие группы численностью от 3 до 5 человек. При получении задания в каждой группе назначается старший, выполняющий роль римского претора. Условия задачи обсуждаются в группе, производится анализ нормативно-правовых актов, затем претор излагает суть дела и выносит решение. При получении следующего задания роль претора переходит к другому курсанту.

 

Тесты для самоконтроля

1. Согласно реформе общественного устройства, проведенной римским царем Сервием Туллием в середине V века до н.э.:

1. Плебеям были предоставлены политические права и право избирать народного трибуна.

2. Все свободное население Рима было разделено на шесть имущественных разрядов и на сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек.

3. Учреждались институты патроната и клиентелы.

 

2. Нобили – сословие, появившееся в конце III – II в., в Римском государстве образовалось в результате:

1. Слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса.

2. Установления отношений патроната между римскими патрициями и свободными жителями провинций, а также свободными жителями иностранных государств.

3. Освобождения рабов.

 

3. Период принципата (27 г. до н.э. – 193г. н.э.) характеризуется:

1. Сохранением видимости республиканской формы правления и деятельности всех республиканских учреждений (народных собраний, Сената), избранием консулов, преторов и народных трибунов.

2. Сосредоточением власти в руках одного человека – первого сенатора, то есть принцепса.

3. Упразднением республиканских учреждений, признанием власти императора абсолютной и божественной.

 

4. Источниками римского права являлись:

1. Правовые обычаи, традиции.

2. Законы царей.

3. Решения народных собраний.

4. Сенатус-консульты.

5. Эдикты магистратов.

6. Законодательство императоров (конституции, кодификации).

7. Деятельность римских юристов.

8. Все ответы верны.

 

5. Согласно закону Луция Валерия и Марка Горация в 449 году народный трибун получил право:

1. Распускать Сенат.

2. Опротестовывать решение любого магистрата, кроме диктатора.

3. Объявлять войну и заключать мир.

 

Изучите основные понятия:

Агнаты – лица, состоящие под властью домовладыки; родственники по закону в Древнем Риме;

Вербальный договор – устный договор имущественного характера в римском праве, требующий строгого соблюдения установленных форм, процедур;

Виндикационный иск – иск, предоставленный собственнику для истребования вещи, владение которой им было утрачено;

Когнаты – родственники по женской линии в Древнем Риме (родство по крови);

Комиции – созывались и управлялись царями или военными руководителями триб и курий. На них без обсуждения голосовались предложения председательствующих. Голосовали по куриям и трибам. Если в каждой из них за предложение голосовало больше половины состава, оно принималось и приобретало силу закона.

Патриции– выделившиеся в догосударственный период представители родоплеменной знати, присвоившие себе различные привилегии, ведущие политические позиции и лучшие земли;

Пекулий – имущество (земля, деньги и т. д.), выделяемой главой семьи в пользование ее членами, а также рабами для ведения хозяйства;

Плебеи– мелкие землевладельцы, ремесленники и др., находящиеся в большей или меньшей зависимости от патрициев.

 

Дополнительная литература к теме № 4.

«Государство и право Древнего Рима».

1. Гарай М. Римские императоры. Галерея всех правителей Римской империи с 31 года до н.э. до 476 года н. э. М., Центрополиграф. 2012.

2. Цезарь Гай Юлий. Разделяй и властвуй! Записки триумфатора. М. Эксмо. 2012.

3. Кузищин В. И., Гвоздева И. А. История Древнего Рима. М., Академия. 2012.

4. Оскар Егер. Всеобщая история стран мира. С древнейших времен до Ренессанса. М., 2008.

5. Пиляева В. В. Римское право в схемах и определениях: учебное пособие. 3-е изд., стер. М., 2011.

6. Севастьянов А. В. История государства и права зарубежных стран в вопросах и ответах. Учебное пособие, М., 2009.

7. Сморчков А. М. Религия и власть в Римской Республике. Магистраты, жрецы, храмы. М. 2012.

8. Фролов В.В. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима: государственно-правовой аспект, М., 2012.


Раздел дисциплины: