Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Семинар по теме № 8. Государство и право в странах средневекового Востока.



Время – 4 часа.

Учебные вопросы:

1. Возникновение Арабского Халифата. Особенности становления теократической монархии у арабов. Государственный строй и право Арабского Халифата.

2. Особенности развития индийского общества в средние века. Формирование монархии раннефеодального типа. Характерные черты развития средневекового права Индии.

3. Особенности развития феодального государства и права в Китае.

4. Основные этапы развития японского государства и права в средние века.

Темы для докладов:

1. Источники мусульманского права.

2. Особенности сёгуната – как своеобразной формы феодальной военной диктатуры в средневековой Японии.

Темы для сообщений:

- Особенности становления теократической монархии у арабов.

- Распад Арабского Халифата.

- Сословно-классовая структура. Государственный строй Делийского султаната.

- Политика насильственной исламизации индусов в эпоху средневековья.

- Основные черты права средневековой Индии.

- Местное управление и суд Китая в средние века.

- Основные положения концепции «десяти зол».

- Особенности сословно-классовой структуры средневековой Японии.

- Основные черты и источники права Японии в средние века.

 

Методические рекомендации курсантам (слушателям) по подготовке к ответам на вопросы темы:

В первом вопросе необходимо отметить, что разложение у арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров, начинается в VII в. Происходило объединение племен. Оно было ускорено борьбой с внешними врагами. Объединению также способствовало появление новой религии – ислама. После смерти Мухаммеда из среды его родственников и сподвижников стали выбирать новых вождей мусульман – халифов. Было образовано огромное государство – Арабский халифат. Его владения раскинулись от берегов Атлантики до границ Индии и Китая. Государственный строй был достаточно централизованным. Этому способствовала концентрация в руках главы государства значительной части земельного фонда страны. Высшая светская и духовная власть находилась в руках халифа. Государство приобрело формы централизованной теократической монархии. Центральными органами были различные ведомства. Высшие чины ведомств назначались халифом и были ответственны перед ним. Среди них первое место принадлежало визирю. Территория Халифата делилась на провинции, обычно создававшиеся в границах покоренных государств. Местное управление в провинциях возглавляли наместники – эмиры. Что касается мусульманского права, то необходимо перечислить его составные части – шариат, сунна, иджма, фикх. Получили развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Существовало условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефициарию. Существовали правовые земельные статусы. Договорное право еще не сложилось в полном объеме. Было запрещено обращать должников в рабство, осуждалось ростовщичество. Все преступления делятся на три вида – преступления, против основ религии и государства (наказывались смертной казнью), против отдельных лиц (наказание могло быть альтернативным), и правонарушения, наказания по которым строго не установлены (право выбора наказания принадлежит суду).

Рассмотрение второго вопроса стоит начать с того, что замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в Средние века делает крайне сложным периодизацию его истории, а общей чертой средневековой Индии являлась ее политическая раздробленность.

К Х в. завершается становление современной кастовой системы в Индии.

Индия VI – XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств. В результате войн возникали более крупные политические общности – примитивные государственные образования, представляющие собой конгломерат тех же племенных княжеств с крайне подвижными границами, с несложившимся административным аппаратом. Во главе стояли махараджи – главные князья. Махарадже помогали советники, входящие в совещательный орган – мантрипаришад.

Отсутствие на протяжении многих веков государственного единства восполнялось религиозно-культурным единством.

Определенного государственного единства Индия достигла вследствие завоевания ее мусульманами.

Завоеванные индийские земли включались первоначально в состав государственных земель державы Гуридов, а затем с XIII века выделились в Делийский султанат как самостоятельное государство. На смену Делийскому султанату пришла Могольская империя.

Анализируя правовую систему средневековой Индии, стоит отметить, что она значительно видоизменилась под влиянием мусульманских завоеваний.

Все, что считалось непосредственно связанным с религией – регулировалось персональными правовыми системами: мусульманским правом (когда речь шла о мусульманах) и индуистским правом (когда дело касалось индусов).

В Средневековой Индии начался процесс переосмысления, исследования, истолкования древнего права дхармашастр, его приспособления к новым источникам.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса следует заметить, что уже в первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились феодальные отношения. Страна объединялась под властью различных правящих династий – Цзинь, Суй, Тан. Во время правления династии Тан было создано сильное централизованное государство. Главой государства был император, при нем существовал государственный совет, состоящий из членов императорского дома и влиятельных сановников. Совет возглавляли два канцлера. Канцлерам подчинялись шесть ведомств – финансовое, военное, ведомство работ и т.д. Представители знати и чиновники делились на многочисленные группы по рангам. Продвижение по службе возможно было при условии сдачи экзаменов. Империя была разделена на округа, провинции и уезды. В них направлялись из центра уполномоченные чиновники. В начале X в. был низложен последний император, в XIII в. Китай завоевали монгольские феодалы. Основными формами собственности была государственная, частная и церковная. Существовали договоры заклада, займа, ссуды, купли-продажи. Семейное право базировалось на принципах конфуцианской морали. Брак рассматривался как долг. Согласия молодых не требовалось. Развод происходил по обоюдному согласию. Преступления классифицировались в зависимости от их общественной опасности. Судебные дела рассматривались не только в судебных, но и в административных органах. Преследование преступника было обязанностью государства. Судьи исходили из принципа виновности обвиняемого.

Рассмотрение содержательной части четвертого вопроса целесообразно начать с того, что создание самостоятельного государства в Японии относится к середине VII в. После распада первобытного строя начался переход к классовому обществу и государству. Внутри родов развивалось имущественное и социальное неравенство, выделялась родовая аристократия, складывались формы эксплуатации. Поведение людей во многом определялось религией. Япония превратилась в раннефеодальное, относительно централизованную монархию. В 646 г. были проведены крупные реформы «Манифест Тайко». Все общественные земли стали государственными, а все население – вассалами императора. Крестьяне несли тройные повинности – рента, оплата изделиями ремесла, трудовая повинность. В городах развивались цеха и гильдии. С развитием системы сеньории император утратил реальную власть, которая перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Сегунат был своеобразной формой военно-феодальной диктатуры. Формируются четыре сословия – воины, крестьяне. Ремесленники, купцы. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство – самураи. В феодальной Японии не существовало юристов и юридической науки. Не проводилось разграничения между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом. В 1742 г. был принят свод «ста законов». Он заключал в себе нормы гражданского, уголовного и процессуального права.

 

Вопросы для самоконтроля:

- Новая монотеистическая религия (ислам) и становление теократического строя. Организация власти и управления, светские и духовные суды, кади, институт «постоянных свидетелей».

- Коран, Сунна, иджма как источники мусульманского права, виды правоверного поведения, влекущие юридические последствия.

- Правовой режим земель и другого имущества. Судебный процесс в Арабском Халифате.

- Становление кастовой системы в Индии.

- Особенности государственного развития Могольской империи.

- Основные этапы государственного развития Китая в средние века.

- Особенности сословно-классовой структуры средневекового Китая.

- Судоустройство и судопроизводство в Китае в эпоху средневековья.

- Особенности общественного и государственного устройства Ямато.

- Сословно-классовая структура феодальной Японии.

- Особенности имущественных и брачно-семейных отношений в феодальной Японии.

 

Тесты для самоконтроля

1. Теократическая монархия - это:

1. Форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом либо особым правовым актом – конституцией.

2. Форма правления, при которой светская и религиозная власть сосредоточена в руках единоличного правителя (монарха).

3. Форма правления, при которой светская власть принадлежит единоличному правителю (монарху), а религиозная – высшему духовному лицу (папе, патриарху) или коллегиальному церковному органу.

 

2. Что такое шариат?

1. Специализированный орган управления в исламском государстве.

2. Институт мусульманского права, регулирующий отношения между мусульманским и немусульманским населением государства.

3. Свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама, включающий нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права.

 

3. Кто являлся главой государства в Арабском Халифате?

1. Шейх.

2. Фашин.

3. Халиф

4. Верховный муфтий.

 

4. Выберете правильное определение. Диваны в Арабском Халифате – это …

1. Наместники халифа в провинциях.

2. Шахи, назначенные во главе города или района.

3. Высшие духовные лица.

4. Министерства (канцелярии), учреждаемые халифом.

 

5. Средневековое государство, в котором в руках верховного правителя была сосредоточена высшая светская и высшая религиозная власть, называлось:

1. Франция.

2. Китай.

3. Япония.

4. Арабский Халифат.

5. Индия.

Изучите основные понятия:

Шариат — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права. Время и место появления — VII—XII века, Халифат. В настоящее время существует четыре суннитских направления (школы) шариата: Малики, Ханбали, Ханафи, Шафии. Ранее существовало ещё одно направление (школа) шариата — Захири.

Самурай ( — в феодальной Японии в широком смысле — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и кончая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «буси» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Также, в некоторых определениях, самурай — это японский рыцарь. Само же слово «самурай» происходит от глагола «самурау», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу»; то есть самурай — служилый человек. Самураи — не просто воины-рыцари, они были и телохранителями своего даймё, и в то же время его слугами в повседневной жизни. Самая почётная должность — смотритель меча своего господина, но были и такие должности, как «смотритель зонтика» или «подаватель воды утром, после сна».

Гири — элемент культуры Японии; долг чести определяемый традицией поведения; «некая моральная необходимость, заставляющая человека порой делать что-то против собственного желания или вопреки собственной выгоде». Сегодня распространено больше под названием го-он то хоко пер. досл. «феодальный сеньор награждает землей своих вассалов» + хоко — «нижестоящие испытывают благодарность к вышестоящим и будут стараться заплатить им уважением и преданностью»). Гири может осуществляться как поддержка (в том числе моральная), помощь, услуга или подарок.

Дополнительная литература к теме № 8.

«Государство и право в странах средневекового Востока».

 

1. Елаян Г. Ф. Основы мусульманского уголовного права. Учебное пособие. Махачкала, 2002.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. М., 2001.

3. Крим Херили Глесснер. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу. СПб., 2001.

4. Кычанов В. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств. М. 2012.

5. Николь Дэвид. Мир ислама / Пер. с англ. Н. С. Соколовой. М., 2007.

6. Пасков С. С. Япония в ранее средневековье. VII-XII века. Исторические очерки. М. Либроком. 2012.

7. Пирен А. Империя карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира. М. 2011.

8. Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001.

9. Урусова Э., Иванов А. Мусульманское право. Библиографический указатель. М. 2010.

10. Фадеев И. Л. Концепция власти на Ближнем Востоке в Средневековье и новое время. М., 2001.

11. Хадисы Пророка. Перевод и комментарии В. Пороховой. М., 2001

 


Раздел дисциплины: