Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 1.2 Методика развития речи в системе наук



Предмет методики развития речи детей. Задачи и содержание методики развития речи детей дошкольного возраста как научной дисциплины.

Место дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» в системе подготовки специалистов по дошкольному образованию. Основные цели, задачи и понятия дисциплины, особенности содержания учебной дисциплины. Связь дисциплины «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» с другими учебными дисциплинами.

Методы научного исследования в методике развития речи детей дошкольного возраста.

Требования к подготовленности педагогов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Философские основы теории развития речи. Учение о языке и мышлении. Происхождение языка, его исторический характер. Вопрос о соотношении национальных языков в многонациональном обществе. Социолингвистическая ситуация в Беларуси. Концепция дошкольного образования о развитии речи детей в ситуации близкородственного двуязычия.

Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах – естественнонаучная основа методики. Физиологические основы овладения ребенком языком (речевые центры в коре головного мозга). Связь двигательной активности ребенка и развития речевых функций мозга (М.М. Кольцова).

Связь методики развития речи с психологией. Взаимосвязь умственного и речевого развития детей. Развитие речи в зависимости от уровня развития общения ребенка.

Связь методики с лингвистикой и психолингвистикой.

Язык как составляющая культуры и средство формирования личности. Понятие языковой личности. Языковая личность в ситуации близкородственного двуязычия. Развитие речи как усвоение норм языка и культурного наследия народа. Язык, речь, речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Коммуникативно-познавательная потребность как предпосылка речевой деятельности. Речевое действие – единица речевой деятельности. Мотивы и цели речевого действия. Внутренняя и внешняя речь, их соотношение. Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев о структуре речевого действия. Порождение (создание) речи и её восприятие. Речевая деятельность как объект обучения в дошкольном возрасте. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи и обучению языку. Языковая способность и ее основные компоненты (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический, "текстовый"). Два аспекта языковой способности: способность к восприятию и созданию высказывания. Очередность развития компонентов языковой способности.

Связь методики развития речи с дошкольной педагогикой. Развитие речи детей – задача и средство разностороннего развития ребенка. Значение своевременного формирования речи для разностороннего воспитания и развития детей. Дидактика как основа решения вопросов о целях, содержании, принципах, методах и организационных формах работы по развитию речи детей.

 

Раздел II. Становление методики развития речи