Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 2.2 История развития и становление методики развития речи как науки в России и Беларуси



К. Д. Ушинский – основатель методики первоначального обучения детей родному языку. Система работы по обучению родному языку К. Д. Ушинского – продолжение прогрессивных идей демократической педагогики. К. Д. Ушинский о происхождении языка и сущности развития речи, роли родного языка в развитии и воспитании детей. Требование активного руководства развитием речи детей и обучению их родному языку. Отношение К. Д. Ушинского к обучению детей иностранному языку. К. Д. Ушинский о целях первоначального обучения родному языку. Развитие устной речи детей как основа для обучения грамоте и развития письменной речи. Связь умственного и речевого развития при обучении родному языку. К. Д. Ушинский о роли устного народного творчества и художественной литературы в воспитании детей, развитии их мышления и речи. Требования к отбору литературы и методам чтения. Учебная книга К. Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение системы первоначального обучения детей родному языку. Принципы отбора и расположения учебного материала в книге «Родное слово». Мысли К. Д. Ушинского о содержании и методах развития речи детей до школы. Роль К. Д. Ушинского в становлении методики развития речи детей как науки.

Требование развития активных форм речи детей в работах Е. А. Флёриной. Ее вклад в дальнейшую разработку методики развития речи. Книга Е. А. Флёриной «Живое слово» (1933) – первый учебник по методике развития речи, его влияние на практику. Е. А. Флёрина о роли художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста, об отборе художественных произведений для детей разного возраста. Методы художественного чтения и рассказывания на занятиях и в повседневной жизни. Разучивание стихов детьми. Роль Е. А. Флёриной в создании курсов методики развития речи и художественного слова в детском саду.

Е. И. Тихеева – создательница методики развития речи детей дошкольного возраста (1937). Разработка Е. И. Тихеевой основ методики развития речи детей в детском саду в соответствии с основными положениями учения К. Д. Ушинского. Е. И. Тихеева об освоении детьми языка народа, о роли языка в развитии речи детей, о месте работы по развитию речи в системе воспитания в детском саду. Своеобразие методики Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева о задачах, содержании и методике развития речи детей в детском саду. Обогащение словаря детей в единстве с обогащением их представлений. Опора на наглядность и деятельность детей как главное условие освоения слова. Необходимость программы словарной работы (программа представлений). Методика проведения разных занятий по обогащению словаря: экскурсии, осмотры предметов, наблюдения, работа с картиной и загадками, дидактические игры, игры-занятия с дидактической куклой. Три фазы в развитии словаря детей. Развитие «живого слова» у детей дошкольного возраста. Разнообразие занятий по «живому слову», требования к методике их проведения. Отбор литературы для маленьких детей. Е. И. Тихеева об условиях успешной работы по развитию речи в детском саду. Вклад Е. И. Тихеевой в методику развития речи детей в детском саду и создание курса данной методики для дошкольных факультетов педагогических институтов.

Опыт создания программ по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста в 30-е и 40-е годы ХХ в.

Содержание работы по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста в 30-е и 40-е годы ХХ в.

Роль теоретических исследований (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина и др.) в области развития речи в становлении методики

Введение обучения в детском саду – новый этап в развитии методики (А. П. Усова). Разработка задач, содержания и методов развития речи. Требование развивать все стороны речи детей на занятиях.

Роль психологических и педагогических исследований в разработке и дальнейшей конкретизации программы развития речи детей раннего и дошкольного возраста. Требование развивать речь детей в различных видах деятельности (Л. А. Пеньевская, Е. И. Радина, Р. И.Жуковская, Г. М. Лямина, М.М. Конина, В. И. Логинова, В. В. Гербова и др.).

Вклад Ф. А. Сохина и его сотрудников (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, А.И. Максаков и др.) в разработку методических вопросов развития речи детей дошкольного возраста.

Три направления психолого-педагогических исследований развития речи детей.

Белорусские просветители о необходимости обучения детей на родном языке (Э. Пашкевич (Тетка), Янка Купала, М. Богданович, В.Ф. Луцевич и др.).

Якуб Колас – основатель методики обучения белорусскому языку.Роль Якуба Коласа в процессе возрождения белорусского языка в школе. Учебная книга Якуба Коласа «Другое чытанне для дзяцей-беларусаў". Якуб Колас об обучении языку как средству общения, значение художественной литературы в воспитании и обучении детей.

Вл. Ф. Луцевич и ее роль в становлении методики развития белорусской речи детей дошкольного возраста.

Постановка проблемы билингвального развития детей дошкольного возраста в 70-х гг. ХХ в. (Е.Г. Андреева).

Разработка вопросов обучения детей дошкольного возраста белорусскому языку.

Задачи и важнейшие вопросы методики развития речи детей на современном этапе.

Три направления научно-методического обеспечения белорусскоязычного и билингвального воспитания и обучения детей дошкольного возраста в Беларуси.

 

Раздел III. Система работы по развитию речи детей в учреждении дошкольного образования

Тема 3.1 Цель, задачи, содержание и условия развития речи детей

Значение родного языка в воспитании и развитии детей. Функции речи у детей дошкольного возраста. Речь как основной фактор становления личности ребенка. Педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Цель и задачи развития речи в учреждении дошкольного образования, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование.

Задачи и содержание работы по развитию речи в учебной программе дошкольного образования. Научные основы учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Развитие речи и культура общения»). Условия успешного осуществления учебной программы: правильная организация содержания жизни детей в условиях детского сада, наличие необходимого дидактического оборудования.