Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 4.1 Развитие речи как средства коммуникации у детей раннего и дошкольного возраста



Общение как важнейшее условие развития речи детей раннего и дошкольного возраста. Зависимость развития речи от уровня овладения ситуативными и внеситуативными формами общения. Понятие ситуативной и контекстной речи. Условия перехода от ситуативной речи к контекстной речи. Особенности контекстной речи детей дошкольного возраста.

Роль эмоционального и инициативного общения на ранних этапах детства. Объектно-направленное общение и его роль в развитии понимания речи. Усвоение ребенком в процессе общения значений отдельных выражений и слов и использование их в конкретных ситуациях, в совместной деятельности со взрослыми. Методика развития понимания речи и обучения произношению первых осмысленных слов-предложений в конце первого - начале второго года жизни ребенка.

Разговор с детьми – основной путь формирования разговорной речи детей в различных видах деятельности. Четыре направления по руководству речевым общением детей в повседневной жизни (по В. И. Логиновой). Специфика разговоров с детьми второго года жизни: содержание разговоров на основе наглядной ситуации и совместной деятельности; индивидуальное общение и индивидуальные обращения к ребенку; специфика детских ответов. Требования к темпу, структуре и выразительности речи взрослого. Усложнение руководства разговорами в разных возрастных группах. Переход от разговоров по поводу наглядной ситуации к разговорам на основе прошлого опыта как условие формирования функции сообщения и умения отвечать несколькими предложениями или связным высказыванием. Требования к тематике и содержанию разговоров с детьми, обладающими различными формами общения со взрослыми, и требования к постановке вопросов и ответам детей в разных возрастных группах. Индивидуальные и коллективные разговоры, их значение в развитии речи и освоении детьми норм речевого поведения, методика руководства ими. Руководящая роль педагога в налаживании общения с детьми в разных возрастных группах. Содержательная и яркая жизнь детей в детском саду как условие содержательных разговоров. Роль разговоров в подготовке детей к занятиям по развитию связной речи. Значение разговоров для усвоения детьми словаря, звукового и грамматического строя родного языка. Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста.

Современные подходы к развитию разговорной речи и речевого общения детей дошкольного возраста: сценарии активизирующего общения А.Г. Арушановой, занятия по развитию внеситуативных форм общения Е.О. Смирновой и др.