Процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его
Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Процесса, включающего трудовые операции, приемы и способы, связанные с его



планированием, подготовкой, осуществлением, контролем и обслуживанием.Для различных

профессий (групп профессий) соотношение «удельного веса» этих элементов трудового процесса

различно, но наличие их обязательно. Результаты структурного и функционального анализа

~ 18 ~

содержания трудовой деятельности квалифицированного рабочего, специалиста-профессионала

определенной профессии (специальности) и уровня квалификации в определенной отработанной

форме отражаются в учебной программе производственного обучения - примерной и рабочей,

разрабатываемой в учебном заведении, которая представляет проект содержания процесса

производственного обучения.

Как отмечалось выше, основой производственного обучения является производительный труд

учащихся. Таким образом, процесс производственного обучения является процессом учебно-

производственным. В этой связи важным для определения содержания и структуры

производственного обучения является вопрос о взаимной приспосабливаемости учебного и

производственного процессов, т. е. педагогический анализтрудовой деятельности.

Степень взаимного приспособления каждого из этих двух процессов не всегда одинакова, она

зависит от особенностей содержания трудовой деятельности и условий обучения. В ряде случаев

производственный процесс как таковой использовать для целей обучения настолько трудно, а подчас

и невозможно, что приходится приспосабливать главным образом учебный процесс к

производственному. Это характерно для обучения профессиям, связанным с обслуживанием

автоматизированных процессов, в особенности химических и энергетических. В таких случаях

приходится моделировать отдельные стороны управления процессами - создавать тренажеры,

учебные установки, учебные полигоны, тренировочные кабины и т. п., т. е. приспосабливать к

обучению уже не сам трудовой процесс, а его модель.

Однако даже при обучении профессии, где приспосабливаемость производственного процесса

к учебному объективно не ограничена, в ряде случаев по сугубо организационным причинам

(недостаток учебно-производственных объектов, инструментов, соответствующего оборудования и

т.п.) вынужденно прибегают к чисто учебным объектам.

Основными факторами, которые определяют «взаимоотношения» учебной и

производственной сторон внутри процесса производственного обучения, являются следующие:

1) возможность выделения в производственном (трудовом) процессе в целях обучения

отдельных его структурных элементов: трудовых операций, трудовых приемов и способов. У одной

группы трудовых процессов (и соответственно профессий) операции и приемы легко вычленяются,

что создает весьма благоприятные условия для обучения. К этой группе относятся трудовые

процессы металлообработки, деревообработки, швейного производства и т.п. У другой группы

трудовых процессов, наоборот; отдельные операции вычленить трудно, а зачастую и невозможно

(трудовые процессы химического производства и некоторые другие). Есть трудовые процессы,

которые занимают промежуточное положение: некоторые части (операции) можно вычленить в

производственных условиях в целях обучения, а другие нельзя. К такой промежуточной группе

относятся трудовые процессы при отделочных строительных работах, обслуживание текстильных

машин и др.;

2) возможность группировать разновидности трудовых операций и приемов, т. е. выделять их

комплексы, располагать (варьировать) операции и составляющие их приемы в удобной для изучения

последовательности с учетом технологической и дидактической целесообразности, возможность

отводить на каждую часть работы столько времени, сколько необходимо для ее освоения;

3) повторяемость основных трудовых операций и приемов в трудовом процессе. Если

операция в производственном процессе повторяется, например, только один раз в течение рабочего

дня или реже, то обучение этой операции сопряжено с известными трудностями. В ряде случаев

искусственно можно сделать выполнение такой операции более частым, притом так, что учащиеся

будут проходить обучение в обычных производственных условиях. Например, операции шабрения и

притирки встречаются в практике слесаря значительно реже, чем опиливание или нарезание резьбы.

Тем не менее можно подобрать объекты работы таким образом, чтобы загрузить учащегося

шабрением и притиркой в течение времени, достаточного для первоначального обучения этим

операциям. В других случаях - при подготовке аппаратчиков, операторов, металлургов или при

обучении наладке и ремонту оборудования в производственных условиях, как правило, нельзя

искусственно участить выполнение операций.

Указанные характеристики трудовых процессов (возможность вычленения, учащения и

варьирования в производственных условиях, повторяемость) в конечном счете можно объединить в

один решающий фактор - возможность превращения той или иной части трудового процесса в более

~ 19 ~

или менее самостоятельную часть процесса обучения. Этот фактор положен в основу учебной

классификации трудовых процессов, приведенной в табл. 1.

Таблица 1

Классификация трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения

Группы трудовых

процессов

Типичные (примерные)

характеристики групп

трудовых процессов и

соответствующие

профессии

Учебно-

производственная

характеристика

трудовых процессов

Основные особенности

производственного

обучения

1. Трудовые

процессы,

основные части

которых могут

быть

самостоятельными

частями процесса

обучения

Обработка металлов на

станках (токари,

фрезеровщики и др.).

Слесарные работы

(слесарь, монтажник).

Обработка дерева

(столяр, станочник

деревообработки) и др.

Большая повторяемость

основных операций при

относительно небольшой

их вариативности на

разных изделиях.

Возможность

вычленения, учащения и

варьирования операций в

производственных

условиях. Наличие

комплексов операций

Полная возможность

организации

производственного

обучения при

выполнении типичных

учебно-

производственных

работ. Необходимость

использования учебных

объектов для отработки

некоторых

первоначальных

приемов работы

2. Трудовые

процессы,

основные части

которых не могут

быть

самостоятельными

частями процесса

обучения

Обслуживание основных

процессов химического,

металлургического

производства

(аппаратчик, оператор и

др.). Обслуживание

энергетических установок

(электромонтеры,

электромеханики).

Обслуживание

автоматических станков и

линий (наладчики,

операторы

Небольшая

повторяемость операций

при значительной

вариативности ситуаций.

Невозможность или

значительная трудность

вычленения и

упрощения операций в

производственных

условиях. Отсутствие

комплексов операций

Изучение основ

профессии (приемов,

операций) с

применением

тренажеров, учебных

установок, решения

ситуативных задач;

работа с учебными

алгоритмами,

самостоятельные

наблюдения учащихся

3. Трудовые

процессы,

промежуточные

между первой и

второй группами

Строительные работы

(общестроительные

профессии). Добыча

полезных ископаемых

(бурильщики,

проходчики,

горнорабочие).

Обслуживание

текстильных станков

(ткач, прядильщик и др.).

Управление различными

машинами (машинист

крана, дорожно-

строительных машин и

др.)

Большая повторяемость

операций при трудности

их вычленения в

производственных

условиях. Отсутствие

комплексов операций

Сочетание обучения на

основе

производительного

труда по профессии с

выполнением разборо-

сборочных и

лабораторно-

практических работ,

работ на учебном

полигоне, тренажере,

выполнением учебно-

тренировочных работ в

учебных мастерских

~ 20 ~