Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Структура инструктирования



Инструктирование, как обучающая деятельность мастера, является важнейшим предметом

рассмотрения при изучении практически всех вопросов организации и методики производственного

обучения в предлагаемом пособии. Поэтому этот компонент процесса производственного обучения

рассмотрим в общем плане применительно к его основным структурным элементам.

Прогнозированиехарактеризует деятельность мастера производственного обучения по

проектированию учебного процесса, обеспечивающему планомерное и целенаправленное

достижение намеченной цели. В реальном учебном процессе этот элемент обучающей деятельности

мастера выражается прежде всего в планировании производственного обучения - перспективном и

текущем. Планирование включает подбор учебно-производственных работ и их нормирование;

планирование производственной деятельности учащихся; составление планирующей документации

при подготовке к учебному году, теме, уроку (занятию); разработку документации письменного

инструктирования; отбор учебного материала, методов, методических приемов, способов его

изучения.

Прогнозирование процесса обучения включает также своевременное оснащение учебных

мастерских, учебных участков и лабораторий; проверку и подготовку инструментов, материалов,

заготовок, изготовление образцов-эталонов учебно-производственных работ; предварительную

отработку мастером трудовых приемов и способов, которым он будет обучать учащихся.

Организация учебного процесса- это создание условий для успешного решения учащимися

познавательных и учебно-производственных задач. У мастера имеется неограниченный арсенал

~ 27 ~

возможностей для организации и руководства учением учащихся. Рациональная организация такого

руководства требует отбора таких способов, которые дают максимальный эффект. Главные из них:

рациональное сочетание учебных и производственных задач производственного обучения;

постоянное поддержание на высоком уровне познавательной и учебно-производственной активности

учащихся; создание ситуаций проблемности, широкое применение эвристических форм и методов

обучения; поддержание на высоком уровне самостоятельности учащихся в учебно-производственном

труде; индивидуализация обучения; широкое применение документации письменного

инструктирования; внесение в учебно-производственный труд учащихся творческих начал,

постоянно внимание к обучению учащихся думать, мыслить, принимать самостоятельные решения в

разнообразных учебно-производственных ситуациях.

Регулирование процесса обучения тесно связано с его организацией. Это прежде всего

непосредственное руководство и направление познавательной и практической деятельности

учащихся, индивидуальная корректировка ее с целью предупреждения и устранения отклонений от

нормального хода процесса обучения. Регулирование как структурный элемент обучающей

деятельности включает также постоянную корректировку мастером собственной деятельности на

основе наблюдения, анализа и текущего контроля за протеканием учения и его результатами, т. е. то,

что обычно называется «обратной связью» в системе мастер - учащиеся. Без такого регулирования не

может быть реального движения учебного процесса.

Контроль -это сравнение заданной (намеченной, ожидаемой) цели и программы процесса

обучения с фактическим ее выполнением. Контроль позволяет выявить эффективность организации,

методов и средств обучения, объем, глубину, осмысленность и осознанность, действенность

усвоенных учащимися знаний и умений, повысить эффективность познавательной и практический

деятельности учащихся, выявить ошибки и неверные действия и на этой основе провести их

корректировку. Контроль как структурный элемент инструктирования включает также самоконтроль

мастером своей обучающей деятельности.

Инструктирование учащихся, эффективное руководство и управление их учебной

деятельностью требует от мастера внимательного анализа того, какие умственные и практические

действия выполняют при этом учащиеся, каковы их содержание, последовательность, в каком

соотношении они находятся с содержанием процесса обучения. Иными словами, необходимо

проникнуть в «лабораторию учения» учащегося, а это непросто.

Психические процессы, сопровождающие учение, ненаблюдаемы. Учащиеся выполняют

учебно-производственные задания - работают на станке, налаживают машины, ведут строительные

работы, осуществляют расчеты и т. п., но что и как они при этом делают и думают, что происходит в

их сознании, остается скрытым. Применяемые умственные приемы их деятельности исчезают в

продукте деятельности, и если они как-то контролируются, то только по внешним проявлениям, по

результатам деятельности учащихся. В этом основная сложность познания внутреннего «механизма»

учения; в способности познать его и состоит искусство педагогической деятельности мастера

производственного обучения, искусство успешности инструктирования.