Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Создание ориентировочной основы действий учащихся



Умения будут формироваться успешно только при условии, что учащиеся понимают значение

изучаемого действия, знают его цели, содержание и способы выполнения. Учащийся должен четко

предоставлять продукт труда как результат действия, его качественные особенности и требования,

которым он должен удовлетворять; предмет труда: особенности обрабатываемых материалов, сырья,

заготовок и др., которые необходимо учесть для правильного выполнения трудового процесса;

орудия труда: машины и механизмы, аппараты, инструменты, приборы, оснастку, контрольные

средства и др., которые будут использованы; процесс труда, т. е. действия, из которых он состоит.

Из системы таких знаний создается представление о содержании и способах трудового

действия образ действия,ориентируясь на который учащийся будет выполнять действия

практически. Это придаст образу действия одно из решающих значений в формировании умений. От

его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность практического выполнения

самого действия и, следовательно, формирование умения.

Такие представления учащегося о содержании и способах предстоящей деятельности

составляют ориентировочную основу действияучащегося (ООД).

~ 28 ~

ООД включает: знание, представление учащегося о цели деятельности - что предстоит делать,

чего добиваться, чему научиться; мотив деятельности - для чего делать; знания о средствах

деятельности - с помощью чего делать, что для этого использовать; четкое представление о способах

деятельности - как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать; знание

способов контроля и самоконтроля - как действовать, чтобы избежать ошибок, как определить

соответствие деятельности поставленной цели.

Создание у учащихся ориентировочной основы действий - одна из важнейших задач

обучающей деятельности мастера. Вместе с тем создание и развитие ООД - это не только задача

мастера. В ходе производственного обучения по мере накопления опыта учащиеся все более и более

самостоятельно (под руководством мастера, естественно) совершенствуют и развивают такую основу

своей деятельности.

Выделяют три типа ООД:

1) ориентировочную основу составляют лишь образцы как самого действия, так и его

продукта. Обучающемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет правильный способ

методом проб и ошибок. В конце концов он может научиться выполнять действие правильно, но

прочное умение не образуется. Такой тип ориентировки характерен в основном для индивидуального

обучения рабочего в условиях производства. При организованном процессе обучения такой тип

ООД, как правило, не применяется;

2) ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и

исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие. Действия выполняются, исходя из

установки «делай, как я показал и пояснил», «делай, как предписано в инструкции». При строгом

следовании этим указаниям и правилам обучение идет, как правило, без ошибок и значительно

быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале мастером, воспроизводятся затем

самим учащимся. Благодаря этому учащийся приобретает определенные умения анализировать

исходный материал, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся

условиях и возможность его переноса на процесс выполнения нового задания;

3) в ориентировочной основе на первое место выступает обучение не столько способу

действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, самостоятельному поиску средств и

способов его выполнения. Действия выполняются, исходя из установки «подумай и сделай сам».

Обучение по этому типу ориентировки требует больших затрат времени по сравнению с обучением

по второму типу, но после самостоятельного определения ориентировки в выполнении действия

задание сразу выполняется правильно, вполне самостоятельно, что обеспечивает большую

эффективность формирования умения, а также в целом экономию времени. Сформированные по

данному типу ориентировки действия обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое

главное, обнаруживают большую способность к переносу в новые условия выполнения действия.

Для организованного процесса производственного обучения в профессиональном учебном

заведении наиболее характерно сочетание ориентировочной основы второго и третьего типов,

стратегическая логика процесса производственного обучения при этом строится от ООД второго

типа к ООД третьего типа.

ООД необходимо формировать, когда учащийся еще не приступил к отработке нового для

него действия. Обычно это делается в процессе вводного инструктирования учащихся. Именно здесь,

в организации «пролога» действия, в его преддверии, лежит ключ к решению важной педагогической

задачи - обучить учащихся с самого начала безошибочному выполнению действий.