Создание ориентировочной основы действий учащихся
Умения будут формироваться успешно только при условии, что учащиеся понимают значение
изучаемого действия, знают его цели, содержание и способы выполнения. Учащийся должен четко
предоставлять продукт труда как результат действия, его качественные особенности и требования,
которым он должен удовлетворять; предмет труда: особенности обрабатываемых материалов, сырья,
заготовок и др., которые необходимо учесть для правильного выполнения трудового процесса;
орудия труда: машины и механизмы, аппараты, инструменты, приборы, оснастку, контрольные
средства и др., которые будут использованы; процесс труда, т. е. действия, из которых он состоит.
Из системы таких знаний создается представление о содержании и способах трудового
действия образ действия,ориентируясь на который учащийся будет выполнять действия
практически. Это придаст образу действия одно из решающих значений в формировании умений. От
его совершенства, полноты и точности во многом зависит эффективность практического выполнения
самого действия и, следовательно, формирование умения.
Такие представления учащегося о содержании и способах предстоящей деятельности
составляют ориентировочную основу действияучащегося (ООД).
~ 28 ~
ООД включает: знание, представление учащегося о цели деятельности - что предстоит делать,
чего добиваться, чему научиться; мотив деятельности - для чего делать; знания о средствах
деятельности - с помощью чего делать, что для этого использовать; четкое представление о способах
деятельности - как делать, в какой последовательности, какие требования соблюдать; знание
способов контроля и самоконтроля - как действовать, чтобы избежать ошибок, как определить
соответствие деятельности поставленной цели.
Создание у учащихся ориентировочной основы действий - одна из важнейших задач
обучающей деятельности мастера. Вместе с тем создание и развитие ООД - это не только задача
мастера. В ходе производственного обучения по мере накопления опыта учащиеся все более и более
самостоятельно (под руководством мастера, естественно) совершенствуют и развивают такую основу
своей деятельности.
Выделяют три типа ООД:
1) ориентировочную основу составляют лишь образцы как самого действия, так и его
продукта. Обучающемуся не дается указаний, как выполнять действие, он ищет правильный способ
методом проб и ошибок. В конце концов он может научиться выполнять действие правильно, но
прочное умение не образуется. Такой тип ориентировки характерен в основном для индивидуального
обучения рабочего в условиях производства. При организованном процессе обучения такой тип
ООД, как правило, не применяется;
2) ориентировочная основа содержит не только образцы действия и его продукта, но и
исчерпывающие указания, как правильно выполнять действие. Действия выполняются, исходя из
установки «делай, как я показал и пояснил», «делай, как предписано в инструкции». При строгом
следовании этим указаниям и правилам обучение идет, как правило, без ошибок и значительно
быстрее. Условия выполнения действия, намечаемые вначале мастером, воспроизводятся затем
самим учащимся. Благодаря этому учащийся приобретает определенные умения анализировать
исходный материал, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость действия в изменяющихся
условиях и возможность его переноса на процесс выполнения нового задания;
3) в ориентировочной основе на первое место выступает обучение не столько способу
действия в конкретной ситуации, сколько анализу задания, самостоятельному поиску средств и
способов его выполнения. Действия выполняются, исходя из установки «подумай и сделай сам».
Обучение по этому типу ориентировки требует больших затрат времени по сравнению с обучением
по второму типу, но после самостоятельного определения ориентировки в выполнении действия
задание сразу выполняется правильно, вполне самостоятельно, что обеспечивает большую
эффективность формирования умения, а также в целом экономию времени. Сформированные по
данному типу ориентировки действия обладают устойчивостью к изменениям условий и, что самое
главное, обнаруживают большую способность к переносу в новые условия выполнения действия.
Для организованного процесса производственного обучения в профессиональном учебном
заведении наиболее характерно сочетание ориентировочной основы второго и третьего типов,
стратегическая логика процесса производственного обучения при этом строится от ООД второго
типа к ООД третьего типа.
ООД необходимо формировать, когда учащийся еще не приступил к отработке нового для
него действия. Обычно это делается в процессе вводного инструктирования учащихся. Именно здесь,
в организации «пролога» действия, в его преддверии, лежит ключ к решению важной педагогической
задачи - обучить учащихся с самого начала безошибочному выполнению действий.
|