Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Крупнейшие компании Великобритании, их специализация.



Спектр отраслей хозяйства Великобритании огромен и сопоставим в Зарубежной Европе только с германским. Отраслей специализации на мировом рынке — несколько десятков, г Сельское хозяйство дает около 2% ВВП страны, в нем занят 1% работающего населения. Хотя эти цифры с первого взгляда «не впечатляют», аграрный сектор экономики Великобритании сегодня один из самых высокопродуктивных в Зарубежной Европе. Две трети его продукции дает животноводство. Оно базируется на великолепных пастбищах и сенокосах, которыми издревле богата Великобритания благодаря мягкому океаническому климату. История разведения овец в Йоркшире насчитывает более тысячи лет. Второй овцеводческий регион — Уэльс. Крупный рогатый скот мясомолочного набавления разводят на юге Англии и в Уэльсе.

Северная Ирландия известна своим коневодством. Выведенные здесь скаковые породы лошадей пользуются всемирной славой. Растениеводство, так же как и животноводство, — высокоинтенсивная отрасль. Площади посевов здесь обычно большие (от нескольких десятков до нескольких тысяч гектаров), что облегчает механизацию. До сих пор сохранились лендлорды — крупные землевладельцы, сдающие из поколения в поколения свои владения в аренду. Основные Земледельческие районы: юг и юго-восток Англии, где урожаи пшеницы достигают 70 центнеров с га (для сравнения, хороший урожай зерна на Кубани с ее плодородными почвами — 40—45 центнеров). Традиционно много выращивается овса. В Северной Ирландии и Шотландии обширные площади заняты посевами ячменя, который Используется для производства виски, по большей части на экспорт. Выращивание и производство экологически чистых продуктов питания означает прежде всего отказ от применения химических удобрений, гербицидов, гормонов и других современных методов выращивания растений и откорма животных. Поразительно, но «дедовские» технологии ведения сельского хозяйства оказались эффективны и в XXI в. Хотя экологически чистые продукты на 20—30% дороже обычных, спрос на них стабильно растет, и в начале столетия они составляли уже четверть всего продуктового рынка страны.

Пищевкусовая промышленность современна и конкурентоспособна. На внутренний и мировой рынок Великобритания поставляет пищевые концентраты, алкогольные напитки (лондонский джин, шотландское виски), табак.

Энергетическое обслуживание хозяйства базируется как на традиционных, так и на новых отраслях энергетики. По обеспеченности энергоносителями Великобритания занимает 1-е место в Зарубежной Европе. Со времен промышленной революции английская энергетика работала на угле, вплоть до середины прошлого века его доля в энергобалансе страны превышала 90%. К началу XXI в. она упала до 28%. Основная добыча энергетических углей традиционно ведется в Йоркширском каменноугольном бассейне, но вот уже несколько десятилетий национальная добыча нерентабельна и потребности в энергетическом угле все больше удовлетворяются за счет более дешевого импорта, в частности из США и Канады. Почти половину энергопотребления обеспечивает нефть, в основном своя.

После открытия в 1970-х гг. месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря Великобритания входит в десятку главных нефтедобывающих стран мира. Добыча ведется на нескольких десятках месторождений с платформ. Крупнейшие месторождения — Брент и Фортис, добываемые здесь сорта нефти имеют эти же названия. Значительная доля нефти по трубопроводам поставляется в континентальную Европу, хотя Великобритания сама также импортирует некоторые сорта нефти. Объемы нефтепереработки достигают 100 млн. тонн в год. Ведущая английская нефтяная компания «Бритиш петролеум» входит в десятку крупнейших европейских ТНК. Самые известные заводы; в Фоли около Саутгемптона на юге Англии и в Грейнджмуте в Шотландии рядом с Глазго. Доля газа в энергобалансе превышает 20% и имеет тенденцию к увеличению. Компании «Бритиш петролеум» и «Бритиш гэс» относятся к наиболее прибыльным в стране.

В электроэнергетике более 3/4 производства электроэнергии дают ТЭС. Крупные ТЭС на угле до сих пор действуют в Йоркшире, вокруг Лондона и в Южном Уэльсе, что делает эти районы экологически проблемными. Атомные электростанции дают !/э электроэнергии, В начале века здесь работало 11 АЭС суммарной мощностью 14 млн. КВт. АЭС расположены в основном вдоль побережий — в районах, удаленных от крупных городов.

Как и угольная промышленность, черная металлургия относится к классическому наследию индустриальной эпохи. Сто лет назад металлургия размещалась в «черной» Центральной Англии, в основном на базе месторождений руды в Нортгемптоне. За последние два десятилетия английская металлургия пережила «позитивный кризис». В отрасли произошли качественные изменения: многократно сократилось производство чугуна и двукратно — стали; отрасль переориентировалась на более дешевую импортную руду и коксующиеся угли; проведена демонополизация отрасли и приватизация государственной корпорации «Бритиш Стил», некогда производившей 90% английской стали; осуществлена технологическая модернизация (внедрение кислородно-конверторного производства и электроплавки), обеспечившая переход «от количества к качеству» в условиях новой конъюнктуры рынка.

Изменилась география черной металлургии. Из пяти современных металлургических районов страны только один находится в центральной части — Шеффилд-Ротерем, где располагаются электроплавильные заводы. Остальные — в портах: Порт-Толбот в Южном Уэльсе, Сканторп около Гулля и др.

Среди базовых направлений промышленности выделяется химическая промышленность — отрасль мировой специализации Великобритании: 40% продукции идет на экспорт. Это прежде всего продукция тонких химических технологий, искусственные материалы для аэрокосмической промышленности и электроники, фармацевтика. Хорошей репутацией на рынке пользуются английские краски и другие строительные химматериалы. Предприятия неорганической и органической химии расположены в основном на юго-востоке страны в Лондонской агломерации и около Саутгемптона, а также в Ланкашире. Нефтехимия размещается вдоль побережий, много химических предприятий на северо-востоке Англии (Биллинген-Норт-Тис) и в Шотландии (Грейнджмут), Машиностроение — один из предметов национальной гордости. Англия первой в мире начала переход от ручного труда к массовой механизации производства. «Англичанин мудрец, чтоб работе помочь, изобрел за машиной машину, а наш русский мужик…» — поется в старинной русской народной песне. Было время, когда Великобритания одна производила больше машин и станков, чем весь остальной мир, вместе взятый. Сегодня по большинству количественных показателей она уступает многим промышленно развитым странам. Но настоящее английское качество незыблемо. В процессе модернизации и реструктуризации некогда грандиозного машиностроительного комплекса приоритетное развитие получили производства высокоточной и наукоемкой продукции. Великобритания занимает одно из первых мест в мире по патентам на изобретения, особенно в сфере радиоэлектроники и телекоммуникаций. Компания «Бритиш Телеком» — одна из крупнейших на рынке связи. В транспортном машиностроении главенствующие позиции занимает автомобилестроение и авиастроение. После глубокого кризиса английского автомобилестроения, которое не выдержало ужесточения конкуренции на мировом автомобильном рынке, большая часть предприятий перешла в руки иностранных компаний — «БМВ», «Форд», «Ниссан», «Тойота», «Хонда» и др. После того как «БМВ» приобрела в 1994 г. «Ровер», из британских компаний только «Роллс- Ройс» продолжает сохранять сильные позиции. Это общепризнанный производитель элитных автомобилей. Главные заводы компании находятся в городах Кру и Дерби. В лучших английских традициях здесь до сих пор используется ручная сборка узлов и индивидуальный, а не конвейерный контроль качества. Производство автомобилей некоторых моделей исчисляется не миллионами и даже не тысячами, а сотнями и десятками штук в год. К элитным относятся также машины марок «Бентли», «Ягуар». Помимо выпуска элитных авто, «Роллс- Ройс» специализируется на выпуске авиационных двигателей. Корпуса автомобильных заводов «Форда», «БМВ» и других ТНК разместились в агломерациях Большого Лондона и Бирмингема, а также в Ковентри, Оксфорде. Здесь же есть мощные предприятия сельскохозяйственного машиностроения: Великобритания один из крупных мировых производителей и экспортеров тракторов. Одно из наследий былого величия Великобритании — судостроение. Как уже отмечалось, с королевским флотом связаны лучшие страницы истории страны. Вплоть до первой половины XX в. главным министерством было Адмиралтейство, а пост министра Адмиралтейства — ключевым в правительстве. Сегодня роль флота, как военного, так и коммерческого, несоизмеримо меньше. Как и в большинстве европейских стран, английское судостроение последние десятилетия находится в глубоком кризисе. Частично сохранилось производство специализированных судов-сухогрузов и военных кораблей. Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Шотландии на р. Клайд близ Глазго и на северо-востоке Англии в Саут-Шилдс. Текстильная промышленность, так же как и судостроение, — «наследие былого величия». Именно со знаменитых текстильных мануфактур начиналась английская промышленная революция. С XIV в. сукноделие стало ведущей отраслью хозяйства. В XVII—XIX вв. Англия была крупнейшим в мире производителем шерстяных и хлопчатобумажных тканей. За вторую половину XX в. производство тканей сократилось в десятки раз (с 3,5 млрд. м2 в 1930-х гг. до 150 млн. м2 в 1990-х). Особенно резко упало производство хлопчатобумажных тканей из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Сегодня в Великобританию текстильной продукции больше ввозится, чем вывозится. Сохранившиеся предприятия отрасли размещены в основном в исторических текстильных районах: шерстяная промышленность сконцентрирована, как и прежде, в Йоркшире, хлопчатобумажная — в Ланкашире, льняная — в Северной Ирландии, трикотажная — в Восточном Мидленде. Совершенно иное положение занимает новая отрасль — биотехнология, в которой Великобритания, наряду с США и Японией, является мировым лидером. Государство вкладывает большие суммы денег в научные фундаментальные и прикладные разработки в этой области. Особенно сильны позиции Великобритании в генетике и генной инженерии. Крупнейшие центры биотехнологических исследований — Эдинбург, Лондон. В третичном секторе — главном в структуре ВВП Великобритании (более 70%) — ведущие места принадлежат финансам, торговле, туризму и шоу-бизнесу, транспорту. Одна из ключевых ролей Великобритании в мировой экономике — финансовая. В течение нескольких столетий вплоть до второй половины XX в. она была мировым финансовым лидером, крупнейшим инвестором и кредитором. Сегодня лидерство пришлось уступить другим странам, в частности Японии и США. Тем не менее Лондон остается одним из крупнейших центров международных финансовых операций. В лондонском Сити размещены представительства 300 иностранных банков из 150 стран. Большое значение в финансовой жизни страны традиционно имеют страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, которых здесь также сотни. Главный банк страны — Банк Англии — контролирует коммерческие банки и имеет право выпускать банкноты национальной валюты — фунты стерлингов. Шотландский банк входит в число крупнейших мировых инвесторов. Прибыли от экспорта капиталов в два раза превышают прибыли товарного экспорта. Изменилась структура и география английских инвестиций. Если в середине прошлого века они шли в основном в сырьевые отрасли стран третьего мира, то теперь их направляют в отрасли нематериального производства развитых стран, прежде всего США и ЕС. Помимо Лондона крупными мировыми финансовыми центрами становятся Брайтон и Оксфорд. Великобритания остается одним из важнейших торговых центров мира. Ее доля в мировой торговле за послевоенный период упала с 12 до 6%, но и это не мало для одной страны в современном мировом хозяйстве. В XX в. через Лондон проходила биржевая торговля практически всего мира нефтью, цветными металлами, золотом, драгоценными камнями, шерстью, чаем, мехами и многими другими товарами, география торговли которыми формировалась во времена колониального раздела мира. Как говорят сами англичане: «империи нет, торговля осталась». Сама Великобритания экспортирует четверть всей производимой материальной продукции. Главные торговые партнеры — Германия и США. Неуклонно растет доля невидимой торговли (гонорары и плата за финансовые услуги, проценты по вкладам, дивиденды), которая уже достигла трети всех доходов государства от внешнеэкономической деятельности. Транспорт обеспечивает как внутренние, так и внешние экономические связи страны. 90% грузооборота приходится на морской флот. Он обслуживает ввоз в страну угля, железной руды, других видов сырья, а также поставки нефти и продукции машиностроения на экспорт. По побережьям Великобритании функционируют сотни портов, но по общему грузообороту она не входят даже в первую десятку стран. Самый крупный порт — Лондон-Медуэй (60 млн. тонн). Контейнерные перевозки осуществляются через Лондон, Саутгемптон и Феликстоу. Нефтяные порты — Милфорд-Хейвен и Саутгемптон (по 30 млн. тонн). Авиационный транспорт, так же как и морской, «плоть от плоти» английского пути развития. Огромную роль в его создании сыграли научно-исследовательские институты, а также взятая в годы Второй мировой войны ставка на военную авиацию, которая целиком себя оправдала. Гражданская авиация сегодня обеспечивает большинство внешних пассажироперевозок. Компания «Бритиш Эйруэйз» — одна из крупнейших авиакомпаний мира, так же как лондонский аэропорт Хитроу — один из крупнейших аэропортов мира. Во внутреннем грузо- и пассажирообороте 4/5 приходится на автомобильный транспорт. Страна покрыта очень густой сетью автодорог, исторически на них левостороннее движение. Главная автомобильная артерия страны — автострада Лондон—Бирмингем—Манчестер— Глазго. Железнодорожный транспорт, классическое наследие индустриального периода развития страны, вот уже полвека находится в глубоком кризисе. Значительная часть дорог нерентабельна и мешает созданию современной транспортной инфраструктуры. За послевоенный период здесь разобрана почти половина железнодорожного полотна (несколько десятков тысяч километров). Как и на континенте, в последние десятилетия XX в. развитие получили скоростные железнодорожные магистрали. С 1993 г. действует тоннель под Ла-Маншем и скоростной экспресс Лондон—Париж. Растет значение трубопроводов, по которым транспортируется более 70% нефти, добываемой в Северном море, к нефтеперерабатывающим заводам на побережье. Общая территориальная структура хозяйства Великобритании сложная. Несмотря на высокий уровень экономического развития, территориальные контрасты здесь ярче выражены, чем в Германии и даже во Франции. Экономически традиционно наиболее развита Англия, наименее — Северная Ирландия. Центр экономической активности — Большой Лондон. Реструктуризация экономики, минимизация промышленных функций и наиболее быстрое развитие третичного сектора (более 80% жителей здесь занято в непроизводственной сфере) меняют облик столицы, способствуют децентрализации населения и производства. Лондон — мировой город. В нем размещены штаб- квартиры 30 транснациональных корпораций. Усиливается научная деятельность: здесь расположены головные офисы и научно-исследовательские центры фирм и лабораторий, работающих в сфере новейших производств. Юг Англии отличается наиболее благоприятным для жизни климатом, и он ближе других регионов к общеевропейскому экономическому пространству. Это обусловило опережающее развитие электроники, электротехники и других современных отраслей хозяйства. Главные промышленные регионы страны — Западный и Восточный Мидленд, расположенные в центре Англии. Столица Западного Мид- ленда — Бирмингем (около 3 млн. жителей). Здесь же находятся Ковентри, Сток-он-Трент. Главный город Восточного Мидленда — Ноттингем — в 10 раз меньше Бирмингема (около 260 тыс.). Севернее Мидленда находятся Ланкашир и Йоркшир, В свое время именно в Ланкашире, где на текстильных фабриках было внедрено машинное производство, началась английская промышленная революция. Главный промышленный центр Ланкашира — Большой Манчестер (около 2,5 млн жителей). Здесь же расположены города Мер- сейсайд и Ливерпуль — второй по значимости порт страны. Во всем мире Ливерпуль знают также как родину знаменитого английского ансамбля «Битлз». Йоркшир с Хамберсайдом — исторический текстильный район, специализировавшийся на выращивании овец и производстве шерсти. Центр района — конурбация Лидса (свыше 600 тыс. жителей), где сегодня есть разнообразное машиностроение, полиграфия. Второй по значимости город — Шеффилд (500 тыс.) — крупный центр черной металлургии, известный производством высококачественной стали, а также центр ВПК. Крайний север Англии относительно более отсталый район страны. Главный город — Ньюкасл (260 тыс. человек), центр тяжелого машиностроения, родина первого английского паровоза. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия считаются окраинными районами Великобритании. Хотя, конечно, это окраины по английским меркам. Например, в Шотландии находится британская «Силиконовая долина» — один из мировых центров НИОКР и электронной промышленности. Эдинбург — столица Шотландии — один из главных научных и культурных центров страны. Глазго — мощный центр ВПК. Восточное побережье Шотландии стало базой нефте- и газодобычи на шельфе Северного моря. Столица Уэльса — Кардифф (270 тыс. жителей) — деловой, университетский и промышленный центр. В горах занимаются овцеводством и разводят крупный рогатый скот. Наиболее бедный и проблемный регион Великобритании — Северная Ирландия. Столица — Белфаст (около 300 тыс. жителей). Помимо упомянутого выше этнорелигиозного конфликта, ситуацию усугубляет кризис в ряде традиционных отраслей хозяйства, в частности в судостроении. [8]


Заключение

В данной работе был проведен анализ международных экономических отношений Великобритании. Были проанализированы основные показатели, характеризующие страну в системе международных экономических отношений, географическое положение страны, ее политическая структура, объемы ВВП, объемы экспорта и импорта, были представлены крупнейшие компании страны, их специализации, рассмотрены наиболее развитые отрасли экономики.

Цели данной работы можно считать достигнутыми, задачи выполненными.

Список использованной литературы:

1. Электронный банк рефератов http://www.bestreferat.ru/referat-223179.html

2. Библиотека учебной и научной литературы http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ribalkin_mejd/01.aspx

3.Библиофонд, электронная библиотека студента http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=732702

4.Интернет-библиотека «Википедия», https://ru.wikipedia.org/wiki/Великобритания#.D0.93.D0.B5.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F

5.Онлайн библиотека http://readbookz.com/pbooks/book-37/ru/chapter-1932/

6.Сайт статистики по странам «Countrymeters» http://countrymeters.info/ru/United_Kingdom_(UK)

7.Единый информационный портал экспортеры России http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/2613/

8.Сайт по географии https://geographyofrussia.com/otrasli-specializacii-i-territorialnaya-organizaciya-xozyajstva-velikobritanii/