Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Использование психологической установки на восприятие и понимание сказанного.



Установка - это готовность человека к той или иной деятельности, актуализирующаяся при предвосхищении им появления определенного объекта, явления, несущая на себе черты целостной структуры личности с постоянным набором характеристик. Иными словами, это предрасположенность к определенной форме реагирования.

Для улучшения понимания можно использовать два вида установок:

o содержательную (формируется направленность на определенную тему, поэтому любая информация будет воспринята и понята, если она соответствует интересующей теме);

o целевую или функциональную (в этом случае тема не определена, зато четко поставлена цель; собеседник сам выбирает информацию, не ориентируясь на ее форму).

Также распространенной установкой могут быть положительные высказывания значимой личности о вас, ссылки на ваш опыт и знания.

Выделение признаков. При взаимодействии необходимо учитывать, что объяснение результата или сути проблемы зачастую бывает недостаточно для достижения понимания. Следует специально выделять существенные признаки ситуации или будущего результата. Опираясь на них, можно существенно улучшить понимание и, как следствие, взаимодействие. В. Г. Зазыкин описывает такие группы признаков.

Вербализируемые признаки (описываемые лучше всего словами). Подобное описание должно быть образным и эмоциональным.

Признаки, представляемые в наглядных образах. Это иллюстрации, примеры, яркие сравнения. Здесь необходима максимальная наглядность.

Чувственные признаки. Их лучше всего воспринимают кинестетики, т.е. люди, которые воспринимают мир через ощущения. Чувственные признаки встречаются наиболее часто у эмоциональных людей, представителей различных творческих профессий.

Понимание через включенность в ситуацию. Для того чтобы проще понять суть проблемы, бывает достаточно описать ситуацию партнеру и попросить его мысленно проиграть ее, стать действующим лицом. Если ситуация достаточно четко и точно описана, то этот вариант может дать очень хорошие результаты.

Для достижения понимания человека человеком, по мнению А. Ю. Панасюка, необходима также логичность изложения. Некоторые эмоции, особенно страх, могут метать логической последовательности речи, так как отвлекают от упорядочения последовательности слов. Однако необходимо учитывать феномен, описанный Д. Халперн: логичность или алогичность рассуждений зависит от типа решаемой задачи. Очень часто личные установки и убеждения человека влияют на выбор логического заключения. Под влиянием эмоций человеческие рассуждения могут становиться алогичными. Рациональная часть ума подыскивает доводы, обосновывающие наши предпочтения. В статье о связи логики с мышлением М. Хенде отметила, что в повседневном мышлении люди обычно не следуют формальным правилам логики. Они определяют истинность суждений не только на основе предоставленной информации. Вместо этого данные им утверждения изменяются согласно собственным убеждениям, а затем проверяется, следует ли заключение из измененных ими суждений. Получается, что люди действуют согласно определенной субъективной логике, в которой пользуются своими собственными представлениями о мире для формулирования заключений по интересующему вопросу. В реальной жизни иногда люди рассуждают логически, а иногда законы логики противоречат ситуации, последствиям и общепринятым правилам вывода заключений. В реальной жизни, определяя, вытекает ли заключение из посылок, субъект добавляет к предлагаемым фактам собственное мнение и знания. Это практический подход к задачам логического мышления, который применяется в большинстве повседневных ситуаций и который необходимо учитывать в процессе общения.

В условиях неискреннего делового общения очень важно анализировать аргументацию собеседника. Необходимо иметь в виду, что любая информация имеет цель убедить собеседника что-либо сделать или во что-либо поверить. Анализ информациив целях выявления неистинных сообщений может проводиться различными способами: вертикальным, когда сопоставляются сведения, поступившие в разное время от одного и того же источника; горизонтальным, когда сравнительной проверке подвергается информация, полученная от различных источников.

При логическом анализе информации применяются такие приемы, как "метод мозаики", когда из мелочей складывается целостный образ. Если в рассказе было искажение информации, то рано или поздно оно проявит себя - "мозаика ответов" где-то не будет складываться в единую и цельную картину. А также анализ информации при помощи индуктивных и дедуктивных рассуждений. При индуктивных (от частного к общему) наблюдениях проводится сбор наблюдений, фактов, которые затем используются для подтверждения или опровержения гипотезы или рассуждения, а затем на их основе делается заключение. Индукцию невозможно обосновать с логической точки зрения. Рассуждая индуктивным методом, невозможно доказать, что заключение или гипотеза верна, потому что всегда может существовать исключение из правила. Но с помощью индуктивного метода можно опровергнуть гипотезу. Рассуждая индуктивным методом, люди обобщают свой опыт и на основе этих обобщений формируют свои представления или ожидания. Дедуктивное рассуждение (от общего к частному) начинается с утверждения, которое считается истинным. Дедукция является общим механизмом, применимым для решения всех когнитивных задач. Дедукция позволяет нам отвечать на вопросы, основываясь на информации, хранящейся в памяти, планировать действия по достижению целей и решать некоторые виды головоломок. Гипотезы и убеждения управляют нашими наблюдениями, а наши наблюдения, соответственно, приводят к изменению наших гипотез и убеждений. Таким образом, при анализе истинности информации целесообразно пользоваться дедуктивным методом, собирая и считывая информацию с собеседника, анализируя ее и выстраивая на основе наблюдений собственную точку зрения.

Неистинные сообщения могут быть как эпизодическими и импульсивными, так это может быть и заранее хорошо продуманное и рассчитанное стратегическое искажение информации, которое направлено на постепенное создание негативного образа человека в глазах партнера по общению. В этом случае искажение информации более сложно организовано, ее соотношение с правдивой информацией обычно заранее рассчитано. Для успеха задуманной акции заранее формируются специальные комбинации, которые полностью подчинены единой цели. Субъект, использующий неистинные сообщения, надевает на себя нужную ему маску, создает образ, привлекательный для объекта воздействия.

Для определения наличия искажения информации в процессе общения необходимо осуществлять исследование содержания одновременно в двух взаимопересекающихся плоскостях анализа. С одной стороны, это анализ установок, отношений, намерений собеседника, с другой - выявление степени соответствия сообщений действительности. При таком подходе неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании; ложь - как сознательное искажение знаемой субъектом истины, а обман - как полуправду, провоцирующую понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов. Необходимо также выделить основные идеи. Это позволит понять, как связаны между собой другие элементы сообщения, чтобы можно было "нарастить" их необходимым образом на основные идеи.

Поскольку процесс познания человека человеком осуществляется в межличностном общении, важно побудить партнера как можно больше высказаться по интересующим проблемам, чтобы он "раскрылся", чтобы в этом проявились его личностные черты и отношения. Поддержать беседу, включить собеседника в процесс общения, понять его намерения помогают целенаправленные вопросы. Они позволяют собрать разностороннюю информацию об интересующем предмете, выявить непоследовательность линии поведения, рассогласование с другими, уже имеющимися фактами, если линия поведения субъекта общения тщательно не продумана заранее. В процессе разговора могут быть выявлены возникающие при повторах противоречия, незнание конкретных деталей, которые неизбежно должен был бы знать субъект, если бы он говорил правду. С этой точки зрения содержание выступления является менее информативным для диагностики истинности либо ложности передаваемой информации, потому что оно готовится заранее и его легче фальсифицировать. Однако, если для подготовки времени было недостаточно, то его содержание также может включать некоторые индикаторы искажения информации (большое количество не относящейся к теме информации, с помощью которой человек стремится заполнить "пустоты", образовавшиеся в результате сокрытия ряда фактов и данных).