Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СУУАП - БЛАГОДЕЯНИЕ



Сууаплыкъда марда жокъ. Сууап жети атадан жетер.

Сууап ал да, суугъа ат — Халкъ кермесе да, балыкъ кёрюр.

Жюрегингде къууат болса, Бергенингде сууап болу р.

Жан аурутуп болушсанг — керти сууап алырса, Сансыз этип болушсанг — жарты сууап алырса.

Ёксюзню къууандырсанг — Андан уллу сууап жокъ.

Осалны болушлугъу — ёнкюч. Сууапланы Аллах чегер.

Адам игиликни да, аманлыкъны да кесине этеди.

 

В творении блага меры нет.

Благодеяние дойдет и через семь

поколении.

Соверши благодеяние и брось его

в воду -Не народ увидит, так рыба.

Если в твоем сердце есть радость, В твоем даянии будет благо.

Поможешь сострадая — зачтется как истинное благо, Поможешь равнодушно — зачтется половина.

Нет благодеяния большего, Чем порадовать сироту.

Помощь плохого человека - заем.

Благодеяния взвесит Аллах

(но не человек).

Человек творит и добро, и зло

самому себе.

 

Характер, вера и помыслы, если они чисты, подвигают человека на творение блага - того, в чем меры быть не может. Нельзя сказать: «Я совершил достаточно много добрых дел, с меня достаточно». Считается грехом помочь ближнему, а потом напомнить ему об этом, признавая, что это было не благодеяние, что вы ждали возвращения долга. Поэтому нет большего блага, чем помощь тому, кто ни отплатить вам тем же не сможет, и кому напоминать об этом язык не повернется (например, сироте). Но если вы совершаете добро без радости, вынужденно, то это уже и не добро и не благо, поскольку вы страдаете и, внося в свою помощь это страдание, обесцениваете ее. Поэтому творить благо можно только с радостью на сердце, но и не равнодушно - это все равно, что бросить кость собаке.

Нельзя пытаться определить меру добра - это может делать только Бог. Но оно непременно возвращается к вам или к вашим потомкам, как и зло, о чем и говорится в последнем, очень важном афоризме (одном из самых частых в устной речи), в котором высказано народное убеждение. Бог знает, что человек совершил, и все это ему зачитывается, в нем остается и передается его потомкам - поэтому все, что он делает, -делает себе.

Как грех связан в народно-этимологическом толковании с огнем, жжением крови, так и благодеяние связано с водой (суу), прохладительным питьем (су у сап). Дать жаждущему человеку чашку воды -самое меньшее благо, которое можно оказать ближнему.

 

ГЮНЯХ - ГРЕХ

 

Къагъанакъ да — гюнях жюклю.

Атасыны терслиги — баласыны

къанында.

Гюняхларым азды деме, Сууапларым кёпдю деме.

Билмей этсенг — бир гюнях, Билип этсенг — минг гюнях.

Аллахны танымагъан Гюняхны да танымаз.

Гюнях ёлтюре бара, Сууап кётюре бара.

Уллу гюнях жаханимге жол

ачар.

 

Даже младенец нагружен грехами

(отцов).

Вина отца — в крови его детей.

Не говори, что у тебя мало грехов, Не говори, что у тебя много

благодеяний.

Согрешить по незнанию — это один

грех, Согрешить, зная, — тысяча грехов.

Не признающий Аллаха Не признает и грех.

Грех понемногу убивает, Благодеяние понемногу возвышает.

Великий грех открывает дорогу в ад.

 

Некоторые мыслители считали, что человек от рождения невинен и чист, подобен чистой доске, «табула раса», на которой воспитание может начертать какой угодно узор. Другие отрицали это, полагая, что человек от рождения наделен задатками и характером, а воспитание может лишь несколько исправить или исказить, или подавить, или развить их. Конечно, только второй взгляд верен и верно отражает воззрение и опыт народа. Человек мог быть абсолютно чистым от рождения, если бы у него не было родителей (как у Адама и Евы). Но он есть звено в цепи поколений и наследует от предков судьбу. И слава Богу, что это так. Если бы можно было воспитать человека каким заблагорассудится, власть предержащие давно уже претворили бы в жизнь свою вековечную мечту и сделали бы из подданных послушные живые орудия, роботов. Человек может изменить себя только сам.

Но почему в одном это желание есть, а в другом его нет? Потому что род, к которому принадлежит один человек, не превзошел еще меру грехов, и для него остается возможность спасения, а для другого, утонувшего в них, такой возможности уже нет, поздно - такого желания в нем даже не появится, а все, что он слышит о Боге и загробной жизни, чистом и нечистом, вере и нравственности и т. д., кажется ему только пустыми разговорами. Неверие в Бога есть вид безумия, сумасшествия, о чем ясно сказано в Священных Писаниях.

Мы уже говорили о народной вере в воздаяние и наказание потомков за грехи отцов. Считалось, что грехи и добродетели предков передаются с кровью, которая отождествлялась с душой (или считалась ее носительницей). Великое многообразие дел, которые можно считать грешными, разумеется, перечислять никто не пытался. Но индикатором, чутко реагирующим на них, считается совесть - голос духа, частицы Бога, дарованной человеку. Человеку не дано исчислить ни свои грехи, ни свои благодеяния, он может только стремиться к тому, чтобы воздержаться от первых и сотворить побольше добра. Но делать грех сознательно - значит многократно увеличивать свою вину. Стыд, который дух человека испытывает после этого, - вот еще один признак неверного слова или дела. Стыд - реакция духа, когда он терпит поражение в борьбе с искушением. И главный стыд - не перед людьми, а перед Богом, и если человеку он неведом, то никакого греха он бояться не будет. Сам же грех определяется в Кодексе как то, что ведет человека к погибели, вниз, во тьму, в отличие от благодеяния.

Великих грехов (уллу гюняхла) - семь: богохульство, грабеж, насилие (над женщиной), воровство, лжесвидетельство, измена (предательство), убийство (невинного человека).

Слово гюнях (считается иранизмом), возможно, от кююн ах - «сгорание души, сгорающая душа». Обратное чтение дает Хан ююк, къан ююк - «паление, жжение крови» (т. е. души).

 

ТОБА - ПОКАЯНИЕ

 

Жауун ызы — жабалакъ, Тоба ызы — тобалакъ.

Тобагъа къайтхан тутулмаз, Къайтмагъан къутулмаз.

Терслигине ийилмеген Тобагъа къайтмайды.

Иймансызгъа тоба жокъ.

Тилинде — тоба, Тининде - оба.

Тобагъа къайтмагъан обадан къайтмаз.

Тоба дей билген, Табу дей да бил.

 

Вслед за дождем — вешний снег

(хлопьями), Вслед за покаянием — веселье (духа).

Кто раскается — не будет уловлен

(в грехе), Кто не раскается — не избежит

(наказания).

Не признающий своей вины — Не кается (искренне).

Для неверующего покаяния нет.

На языке — покаяние, В душе — могила.

Нераскаявшийся из могилы не встанет.

Способный каяться,

Будь способен и благодарить (Бога).

 

Человек часто, из-за своей тройственной природы, совершает грех нечаянно. Но ему дана возможность осознать содеянное, и, веруя в милосердие Аллаха, он может принести покаяние. Сокрытие (от других, или от себя) совершенного греха приводит к тому, что он точит душу человека, питается ею, разрастается, набирает сил - подобно неразоблаченному преступнику, все более наглеющему от безнаказанности. Но выведенный на свет Божий, грех умирает, как плесень под солнцем.

Признание своей вины (в первую очередь перед Богом) есть признак искреннего раскаяния. Конечно, покаяние существует только для верующего, для атеиста оно не имеет никакого смысла. Как и покаяние лицемерное, когда душа не страдает от осознания своей вины, а остается глуха и мертва. Кодекс, утверждая, что для нераскаявшихся нет воскресения (из могилы - из мертвых), вероятно, говорит истину. И конечно, следует благодарить Бога, дающего нам возможность покаяться и избавиться от греха - знака погибели.