Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Стихи для прослушивания



Овса поела — Рогами помахивает,

И снова за дело. Бородой потряхивает,

Козел Копытами постукивает,

Идет козел мохнатый, Идет блеет,

Идет козел бородатый. Коз и козлят зовет.

После прочтения стихотворения проводится словарная работа.

«Дикие животные»

Работа по теме «Дикие животные» строится аналогично работе по теме «Домашние животные».

На первых занятиях логопед (воспитатель) знакомит детей с жителями наших лесов (белкой, зайцем, волком, медведем, лисой, ежом, лосем). Рассматривают этих животных на картинках. Отмечают характерные черты внешнего вида. Усваивают словосочетания: длинные уши, короткий хвост, длинный хвост, короткие уши, пушистый хвост, теплая шкурка.

При прохождении данной темы можно использовать русские народные сказки «Колобок», «Теремок».

Примерный словарь: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось, медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога, нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый, прыгает, бродит, воет.

Конспекты занятий по теме «Дикие животные»

Занятие

Цель. Активизация словаря по теме «Дикие животные». Усвоение словосочетаний: короткий хвост, короткие уши, длинный хвост, длинные уши, теплая шкурка.

Оборудование. Картинки, изображающие зайца, белку.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Кошка и мышки». Все дети — мышки, а логопед — кошка. Мышки тихо пробираются в свои норки. Норки — стульчики. Дети тихо рассаживаются на стульчиках.

2.Рассматривание зайчика. (Вносится игрушка или картинка, изображающая зайчика.) Дети рассматривают зайчика, отмечают характерные особенности: уши, хвост, усы, лапы.

Вопросы. Какие у зайца уши? (Длинные уши.) Какой хвост? (Короткий хвост.) На что похоже тело зайчика? (На комок.) Логопед добавляет: у зайца мягкая, теплая шкурка.

3.Рассматривание белки.

Вопросы. Какие у белки уши? (Короткие уши.) Какой хвост? (Пушистый хвост.) Какая шкурка у белки? (Теплая, мягкая шкурка.)

Где живут заяц и белка? (Заяц и белка живут в лесу.) Логопед добавляет: заяц и белка — дикие животные.

4. Отгадывание загадок.

«Длинные ушки, короткий хвост. Кто это?» (Заяц.)

— Как ты догадался? (У зайца длинные уши. У зайца короткий хвост.)

«Короткие ушки. Пушистый хвост. Кто это?» (Это белка.)

— Как ты догадался? (У белки короткие ушки. У белки пушистый хвост.)

Задание 1. Закончить предложения.

Короткие уши у ... (белки). Короткий хвостик у ... (зайца). Длинные уши у ... (зайца). Пушистый хвост у ... (белки).

Задание 2. Закончить предложения с опорой на предметные картинки.

Логопед начинает предложение. Дети заканчивают по картинкам, затем повторяют предложение целиком.

У зайца ... (длинные уши.) (У зайца длинные уши.) У зайца ... (короткий хвост.) (У зайца короткий хвост.) У белки ... (короткие уши.) (У белки короткие уши.)

3. Прослушать рассказ «Кто где спит?».

«Собрались однажды вечером на лесной поляне звери. Долго они играли, веселились, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошел в свой домик. Лиса — в норку. Белка — в дупло. Волк — в логово. Медведь — в берлогу, а зайчик под кустиком устроился. И все крепко уснули. А утром всех сорока разбудила».

Вопросы. Где спит лисица? Где спит белка? Где спит зайчик? Где спит волк? Где спит медведь?

Задания.

1. Найти детенышей диких животных. (Дети находят детенышей по опорным картинкам.)

2. Ответить на вопрос: у кого кто?

Образец ответа: У лисы лисята. У волка волчата.

Фрагменты занятий по сказке «Теремок»

Занятие 1

Цель. Знакомство с содержанием сказки и со словосочетаниями: лягушка-квакушка; зайчик-попрыгайчик; лисичка-сестричка; серый волк зубами щелк; мишка-топтыжка.

Оборудование. Фигурки персонажей сказки, картинка, изображающая теремок.

Логопед рассказывает сказку, показывая персонажей. Рассказывая сказку, логопед объясняет, что теремок — это сказочный, необыкновенный домик; мышка-норушка названа так потому, что ее домик — норка и т. д.

Занятие 2

Цель. Обучение последовательности изложения. Активизация лексики из сказки: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, серый волк — зубами щелк, мишка-топтыжка.

Как только дети запомнят названия персонажей сказки и кто за кем приходит к теремку, им предлагается ответить на вопрос: кто пришел к теремку?

Образец ответа: Мышка-норушка, лягушка-квакушка и т. д

Занятие 3

Цель. Научить детей узнавать персонажей сказки по характерному движению.

Логопед. Все зверушки бегают по-своему. Мышка бегает очень тихо (бег на носочках). Лягушка передвигается большими прыжками (прыжки на согнутых ногах). Зайчик тоже прыгает (прыжки на двух ногах). Лисичка бегает — хвостиком виляет, следы заметает. Волк передвигается большими прыжками. Медведь ходит вперевалку (ходьба вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую). Все движения показывает логопед, потом каждое движение отрабатывает со всеми детьми.

Игры

«Узнай по движению, кто это»

Логопед или ребенок показывает характерные движения каждого животного. Дети отгадывают, кто это.

«Мы мышки-норушки»

Логопед объявляет, что все дети — мышки. Дети двигаются, подражая мышкам.

«Мы лягушки-квакушки» .

Дети подражают движениям лягушки. И т. д.

Занятие 4

Цель. Воспитание слухового внимания.

Оборудование. То же, что и на предыдущих занятиях. Логопед демонстрирует поочередно каждого зверушку, подносит его к теремку и произносит одну и ту же фразу: «Терем-теремок, кто в теремочке живет?», но с разной интонацией. Дети должны угадать, кто пришел.

Занятие 5

Цель. Формирование диалогической речи.

Оборудование. Персонажи сказки.

Логопед рассказывает детям сказку: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит. У дверей остановилась и стучит».

Ребенок (на мышку). Кто в теремочке живет? (Кто тут живет?)

Логопед. Никто не отвечает. Вошла мышка и стала жить. (Мышка-выпиловка ставится за теремок. Ребенок остается на своем месте.)

Логопед. Вот по полю лягушка бежит. У дверей остановилась и стучит.

Ребенок (за лягушку). Кто в теремочке живет?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Кто ты?

Ребенок (за лягушку). Я лягушка-квакушка. А ты кто?

Ребенок (за мышку). Я мышка-норушка. Иди ко мне жить. (Иди ко мне.)

Если дети затрудняются в ведении диалога, включается логопед, фраза произносится сопряженно. Игра продолжается.

После того как дети запомнят порядок персонажей и диалог зверушек, можно перейти к драматизации сказки. Роль ведущего остается за логопедом.

Фрагмент занятия по сказке «Три медведя»

Цель. Воспитание слухового внимания. Учить детей составлять простое распространенное предложение.

Логопед читает фрагмент сказки «Три медведя».

«... В лесу в домике жили три медведя. Один медведь был отец, его звали Михаил Иванович. Другой была медведица — мама, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял свою чашку и заревел страшным голосом:

—Кто ел из моей чашки?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

—Кто ел из моей чашки?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал:

—Кто ел из моей чашки?»

Логопед произносит фразы за медведя, медведицу и Мишутку с разной интонацией несколько раз. Дети должны найти соответственно фразе картинку или назвать персонаж.

«Овощи, фрукты»

Дети знакомятся с некоторыми названиями овощей и фруктов. Учатся различать их по внешнему виду, вкусу, запаху. Узнают, где растут овощи, фрукты, как их убирают. Дифференцируют понятия «овощи» и «фрукты».

Примерный пассивный и активный словарь: огород, грядка, капуста, морковь, картофель, огурец, лук, редис, репа, редька, чеснок, помидор, свекла, петрушка, кабачок, горох, салат, семена, рассада, кожура, стручок, кочан, овощи; копать, рыхлить, сажать, поливать, полоть, зреть, поспевать, убирать, выкапывать, дергать, срезать, собирать, мыть; зеленый, красный, желтый, черный, оранжевый, белый, вкусный, горький, сладкий, сочный, свежий, хрустящий, зрелый, крупный, мелкий, круглый, овальный.

Фрукты: яблоко, груша, слива, вишня, лимон, апельсин, мандарин, сад, фрукты; сладкий, кислый, спелый, румяное,

Конспекты занятий по теме «Овощи»

Занятие 1

Цель. Расширение пассивного и активного словаря. Воспитание слухового и зрительного внимания и памяти.

Оборудование. Корзина с овощами; картинки, изображающие разные овощи.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Знакомство с овощами и их названиями.

Логопед. Я была на огороде, набрала много разных овощей.

Вынимает из корзины по одному овощу, показывает и называет их: «Это капуста. Это огурец».

Задания детям. Показать огурец, капусту, лук, помидор, морковь и т. д. Сказать, что это. (Дети поочередно называют овощи, опираясь на натуральные овощи или муляжи.)

3.Называние овощей по памяти.

Логопед. У меня картинки, на которых нарисованы разные овощи. Догадайтесь, какие у меня овощи. (Дети не видят изображения картинок, а называют овощи по памяти. Логопед выставляет на наборном полотне названные овощи.)

4. «Будь внимателен»

Назови овощ, которого нет на картинках.

На наборное полотно выставляются три картинки с изображением овощей, например: лук, огурец, капуста. Логопед называет овощи, изображенные на картинках, и овощ, которого нет, например помидор.

«Назови овощ, который я не назвала»

На наборное полотно выставляются картинки, изображающие овощи: лук, помидор, морковь, огурец. Три из них логопед называет (лук, помидор, огурец). Дети называют пропущенный овощ (морковь).

Занятие 2

Цель. Совершенствование словаря по теме «Овощи». Учить детей правильно согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Оборудование. Натуральные овощи, картинки, картонный круг, треугольник, цветные полоски.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети рассаживаются на свои места.

2. Сравнение овощей по форме. Логопед демонстрирует детям круг и треугольник, затем предлагает рассмотреть овощи и выбрать те из них, которые похожи по форме на круг (помидор и репу).

Логопед. Правильно, репа и помидор круглые. На какую фигуру похожа морковь? (Дети показывают треугольник.) Морковь удлиненная, продолговатая.

3.Ответить на вопросы. (Логопед выделяет голосом окончания прилагательных мужского и женского рода, требуя этого и от детей.)

Репа какая? (Репа круглая.) Морковь какая? (Морковь продолговатая или длинная.) Помидор какой? (Помидор круглый.)

4.Сравнение овощей по цвету. Логопед предлагает детям рассмотреть три полоски (красную, белую и желтую) и овощи (помидор и репу).

Помидор какой по цвету? (Красный. Помидор красный.) (Ребенок показывает полоску красного цвета.) Репа какая по цвету? (Репа желтая.) (Показывается полоска желтого цвета.)

5. Ответить на вопросы.

Репа какая? (Репа желтая.) Помидор какой? (Помидор красный.)

Занятие 3

Цель. Закрепление активного словаря по теме «Овощи». Уметь составлять предложения с однородными определениями.

Оборудование. Натуральные овощи или картинки, изображающие овощи (схема). Описание схемы. В схеме три части, которые носят условный характер. В первой части изображены геометрические формы, во второй — цветные полоски, в третьей — вата и палочка. Такая схема поможет сформировать у детей ассоциативное восприятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент. То же, что и на предыдущем занятии.

2. Знакомство со схемой.

Логопед. Сегодня мы будем учиться рассказывать об овощах. Какие они по форме, цвету, на ощупь, на вкус? Чтобы вам было легко рассказывать по порядку, будем пользоваться этой схемой.

Логопед показывает схему по частям и объясняет:

— Круг и треугольник напомнят вам, какие овощи могут быть по форме. Цветные полоски — о цвете. Ватка или палочка помогут вспомнить, какие овощи на ощупь. Конфета, лимон и лук подскажут вам вкус овоща.

3. Работа с предложениями.

Логопед предлагает посмотреть на помидор и рассказать о нем с помощью схемы.

Образец. Помидор круглый, красный, мягкий, сладкий.

Аналогично составляются предложения про другие овощи. Логопед требует от детей правильного произнесения окончаний прилагательных.

Занятие 4

Цель. Закрепление словаря по теме «Овощи», умение правильно употреблять форму винительного падежа существительных и строить простое распространенное предложение.

Оборудование. Картинки с изображением огорода, отдельных овощей, наборное полотно, флажок.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Дети сидят на своих местах.

2. Логопед читает стихотворение «Огород».

В огороде много гряд, А картофель разве плох?

Есть и репа, и салат, Наш зеленый огород

Тут и свекла, и горох. Нас прокормит целый год.

Эти овощи сажали дети. Все лето они ухаживали за овощами. Кто знает, как ухаживают за овощами? (Их поливают, рыхлят землю). Правильно, дети хорошо ухаживали за овощами, и поэтому осенью будет хороший урожай.

3. Работа над словарем.

Логопед объясняет детям, что каждый овощ убирают по-разному. Морковь, редис, репу, свеклу выдергивают; огурцы, помидоры, горох снимают; капусту, тыкву, кабачки срезают; картофель выкапывают.

Задание 1. Назвать овощи, которые срывают, затем которые срезают.

Задание 2. Ответить на вопрос, как убирают разные овощи.

4. Составление предложений.

Логопед показывает картинки, изображающие овощи. Дети составляют предложения, например: Морковь выдергивают. И т. д.

5. Закрепление материала. Игра «Огород».

Логопед предлагает детям пойти на огород и собрать урожай овощей. Действия сопровождать словами, что он будет убирать и как.

Образец ответа: Я срежу капусту. Я соберу горох.

Логопед. Мы сегодня собрали большой урожай и повезем его на грузовой машине. (Дети встают друг за другом. Впереди ребенок с флажком.) Логопед читает стихотворение:

Едем, едем мы домой Ворота открывай —

На машине грузовой. Едет с поля урожай.

Занятие 5

Цель. Учить детей узнавать овощи по их существенным признакам.

Прослушать стихотворение и догадаться, какие ОВОЩИ были в корзине.

Логопед. Как вы догадались, что это именно эти овощи?

Образец ответа: Помидор красный. Редька черная

«Фрукты»

Работа по теме «Фрукты» строится так же, как и по теме «Овощи». Как только дети усвоят тему «Фрукты», можно давать им упражнения, развивающие логическое мышление, например: «Что надо убрать из вазы? Почему?», «Что надо убрать из корзины? Почему?»