Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе



Задания.

1.Подобрать картинки к слову.

Оборудование. Картинки, изображающие кота, кошку, котят.

Логопед. Про кого я сказала спала..? (Дети поднимают картинку, изображающую кошку.) Про кого я сказала спал? (Дети поднимают картинку, изображающую кота.) Про кого я сказала спали? (Картинка, изображающая котят.)

2. Закончить предложения, правильно изменяя слова. (Логопед называет первое слово. Дети заканчивают предложение

глаголом-сказуемым.)

а) Бежать.

Заяц... (бежал). Белка... (бежала). Мыши... (бежали).

б) Играть.

Коля... (играл). Лена ... (играла). Дети ... (играли).

в) Шуметь.

Река ... (шумела). Ручей ... (шумел). Море .. (шумело). Листья (шумели).

г) Светить.

Ночник ... (светил). Лампа (светила). Солнце ... (светило). Фонари ... (светили).

3. Закончить предложения по опорным картинкам и без картинок. Логопед начинает предложение и показывает картинку. Дети называют картинку, например:

Набежало

4. Восстановить весь текст по опорным картинкам.

Занятие

Тема. «Согласование существительного-подлежащего с глаголом-сказуемым в числе».

Цель. Научить детей строить простое предложение.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных и птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Отгадывание загадок по опорным картинкам.

Логопед. Вспомните, кто из животных и птиц как подает свой голос, и отгадайте загадки. Найдите и покажите отгадку на картинке. «Мурр-мурр ... пугаю кур». «Муу-муу... молока кому?» «Кукареку! Кур стерегу!» «Пить-пить! Воды попить». «Кра-кра! Завтра дождь с утра!» Дети показывают картинки (кошка, корова, петух, цыпленок, ворона).

3. Составить предложения по картинке и вопросам.

Кто мычит? (Корова-) Корова что делает? (Корова мычит.) Кто мяукает? (Кошка.) Кошка что делает? (Кошка мяукает.) И т. д.

4. Составить предложения по картинкам.

Логопед раздает предметные картинки, изображающие животных. Пользуясь этими картинками, дети должны составить предложения, например: Корова мычит.

5. Ответить на вопросы: что делает? Что делают?

Корова что делает? (Корова мычит.) Коровы что делают? (Коровы мычат.) Собака что делает? (Собака лает.) Собаки что делают? (Собаки лают.) И т. д.

Задания.

1. Найти соответствующую картинку и составить предложение. Логопед называет действия. Затем дети воспроизводят предложения целиком.

а) Кто как передвигается?

Кто прыгает? (Лягушка.) (Лягушка прыгает.)

Кто плавает? (Рыба-) (Рыба плавает.)

Кто летает? (Птица.) (Птица летает.) И т. д.

б) Кто как ест?

Кто лакает? (Кошка.) (Кошка лакает.)

Кто клюет? (Курица.) (Курица клюет.) И т. д.

Задание 1.Отгадать, кто это. Составить предложение. Бегает, лает. (Собака. Собака бегает, лает.) Прыгает, грызет. (Белка. Белка прыгает, грызет.) Ходит, мычит. (Корова. Корова ходит, мычит.)

3. Ответить на вопросы. Составить рассказ о животных.

Как корова передвигается? (Корова ходит.)

Как корова ест? (Корова жует.) Как корова подает голос? (Корова мычит.)

Рассказать все о корове: Корова ходит. Корова жует. Корова мычит.

Как белка передвигается? (Белка прыгает.)

Как белка ест? (Белка грызет.)

Рассказать все о белке: Белка прыгает. Белка грызет.

Такие же коротенькие рассказы дети составляют о собаке, кошке и других животных.

3. Выполняется по инструкции логопеда (логопед дает задание одному ребенку). Тот выполняет. Дети отвечают на вопрос логопеда. Составляются предложения.

— Дима, сиди. Дима что делает? (Дима сидит.)

— Коля, стой. Коля что делает? (Коля стоит.)

— Лена, иди. Лена что делает? (Лена идет.) И т. д.

4. Рассмотреть картинку «Семья». Рассказать, кто что делает. Например: Мама стирает. Папа читает. Бабушка вяжет.

5. Подобрать соответствующие картинки к действию.

Картинки: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, машина, велосипед, пловец, мотоцикл, пчела, пароход, вертолет, ласточка, спутник. (Картинки подбирает логопед.)

Логопед называет действие. Дети показывают соответствующие картинки, например: Плывет... (лодка, рыба, пловец, пароход). Летит... (самолет, ракета, бабочка, стрекоза) Едет... (мотоцикл, машина, автобус, велосипед).

6. Составить предложение с опорой на слово и картинки. Логопед называет глагол и показывает две предметные картинки. Дети поочередно составляют предложение.

Образец: Лодка плывет. Рыба плывет.

Логопед показывает сразу две предметные картинки. Дети составляют предложение: Лодка и рыба плывут.

7. Рассмотреть картинки. а) К каждой придумать предложение. 6} Придумать одно предложение по двум картинкам, заменяя существительные обобщающим словом.

Картинки: скворец улетел; грач улетел.

Дети сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно составляют

предложения: Птицы улетели. Ландыш цветет. Фиалка цветет. Цветы цветут. И т. д.