Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Согласование существительного с прилагательным в роде



Задания.

1. Подобрать картинку к слову.

Оборудование. Картинки, изображающие мячи большой и маленький; шары большой и маленький; мячи красный и синий; шары красный и синий; пирамидки большую и маленькую; пирамидки красную и синюю.

Логопед предлагает детям парные картинки (например, большой мяч и маленький мяч, маленькая машина и большая машина) и называет прилагательное большой, а дети должны показать мяч. На прилагательное большая дети показывают машину. И т. д.

2. Ответить на вопросы: какой? какая?

Логопед демонстрирует большую пирамидку, большой мяч. Дети отвечают: «Большой мяч. Большая пирамидка».

3. Рассмотреть свою картинку (игрушку). Ответить на вопросы: какой? какая?

Образец ответа: Мой мяч большой. Мой мяч синий. Моя пирамидка красная.

4. Рассмотреть игрушку, картинку. Ответить на вопросы: какой? какая?

Рассматривается предмет.

а) По размеру: большой, маленький, большая, маленькая.

б) По форме: круглый, круглая, овальный, овальная, квадратный, квадратная.

в) По цвету: красный, красная, синий, синяя.

г) На ощупь: твердый, твердая, мягкий, мягкая.

д) На вкус: сладкий, сладкая, горький, горькая, кислый, кислая, соленый, соленая.

Предметы для рассматривания: шар, репа, огурец, морковь, помидор, арбуз, свекла, редька, клюква, капуста, книжка, стол.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. «Полевые цветы».

Цель. Развитие умения правильно согласовывать существительное с прилагательным, правильно отвечать на вопросы.

Оборудование. Альбомы по числу детей, цветные карандаши, контурное изображение цветов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Рассказ логопеда.

«Рано утром дети вышли в поле. Смотрят: поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые!» (Дети рассматривают цветы, называют их.)

Логопед. Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить?

— Я возьму синий карандаш.

— Почему синий?

— Колокольчик синий. (Дети раскрашивают колокольчик.)

— Какой цветок нарисован рядом?

— Ромашка.

— Какого цвета ромашка?

— Ромашка белого цвета (ромашка белая). (Логопед показывает цветное изображение ромашки.)

— Посмотрите, вся ли она белая.

— Нет, середина желтая.

— Какой нужен карандаш, чтобы раскрасить ромашку?

— Белый и желтый.

— Нужен ли вам белый карандаш? (Выясняется, что белый карандаш заменяет бумага.)

— Теперь возьмите нужный карандаш и раскрасьте ромашку. (Дети раскрашивают ромашку.)

— Какой цветок будем раскрашивать теперь?

— Одуванчик.

— Какой нужен карандаш? (Желтый.)

— Почему?

— Одуванчик желтый.

Логопед следит, чтобы дети аккуратно раскрашивали цветок, соблюдали контур и ровно закрашивали. В конце работы он вместе с детьми рассматривает рисунки, оценивает их и как итог занятия предлагает детям внимательно прослушать текст, чтобы ответить на вопросы.

«Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. И сколько в ней цветов? Одни поднимают свои нарядные головки в лиловых колпачках, другие в белых веночках, а у иных голова вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко» (СНОСКА: Текст Г. Скребицкою.).

— Какие цветы видел автор? Как ты догадался? (Если дети затруднятся ответить, можно предложить им цветные открытки, изображающие названные цветы.)

Занятие 2

Тема. «Согласование существительного с глаголом в числе». Цель. Научить детей строить простое предложение, согласуй подлежащее со сказуемым.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных и птиц.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Отгадывание загадок по опорным картинкам.