Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Зеир Анпин мира Брия проводит в малхут свет бины.



(ТЭ"С, стр. 117)

6) И знай, что и в мире Брия, хотя свет и облачается в Зеир Анпин мира Брия, все равно и малхут мира Брия также получает свет бины мира Ацилут. И Зеир Анпин, который находится между малхут и биной, не является преградой между ними, а является только посредником, проводящим через себя свет бины в малхут. Это подобно тому, как это происходит в Ацилуте, и так же точно в мире Ецира и в мире Асия свет распространяется "миней у бей", сверху вниз.

- комментарий -

Если зивуг дэ-акаа для того, чтобы родить мир Брия, находится в бина де Ацилут, то вроде бы ниже бины мира Ацилут ор хохма уже не может распространяться? Нет, ор хохма распространяется до Зеир Анпина мира Ацилут и прекращает распространяться только там, где начинается мир Брия. А вследствие того, что экран используется снизу вверх, он ничего не рождает своим отраженным светом, поднимающимся снизу вверх, и ни в коем случае не ограничивает, не делает новую границу и новый авиют для тех, кто получает от него.

Потому что есть получение в потенциале и получение в действии: получение в потенциале - это как в рош парцуф, получение в действии - это как в гуф парцуф. Т.е. есть получение в потенциале - это когда мы только делаем расчет, сколько получить, а получение в действии - получаем после расчета.

Расчеты - получение света на низшей ступеньке от экрана, находящегося на высшей ступеньке, т.е. окно и узкое отверстие, которые совершенно не ограничивают саму ступень, на которой они находятся, и являются ограничителями только для низшей ступеньки, на которую они проводят свет. Так же, как окно у нас в стене ограничивает только то, что находится внутри комнаты и не ограничивает снаружи.

Мы говорим в различных местах об экранах, создающих границы на распространение света, но их границы совершенно не ощущаются находящимися над этими экранами, а ощущаются только находящимися под этими экранами. Экран ограничивает, начиная с пэ де рош парцуфа и ниже. С пэ де рош и выше, хотя он и делает зивуг и ор хозер, но ничего там не ограничивает.

Малхут мира Ацилут, для того чтобы родить мир Брия, поднимается до бины мира Ацилут, а под биной мира Ацилут еще находятся и Зеир Анпин, и малхут мира Ацилут. Возникает вопрос: если зивуг происходит в бине мира Ацилут, тогда от бины и вниз должны быть какие-то ограничения на распространение ор хохма? Он говорит: нет. Ограничения на распространение ор хохма относятся только к тем получателям, для которых этот зивуг производят, т.е. к бине мира Брия, а не к Зеир Анпину и малхут мира Ацилут.

Хотя свет облачается в Зеир Анпин мира Брия и делает зивуг дэ-акаа при этом на масах де бхина алеф, вследствие чего ор хозер поднимается до уровня Зеир Анпин, но и малхут мира Брия также получает от этого ор хозер, т.е. от экрана Зеир Анпина.

И все-таки, поскольку этот экран также используется снизу вверх на отражение света, то он совершенно не ограничивает малхут мира Брия от получения света бины, потому что Зеир Анпин не может ограничить малхут мира Брия своим экраном, который работает снизу вверх. Все ограничения сверху вниз не на отражении, а на получении, потому что относительно малхут существует только экран, проводящий к ней свет в виде окна, а не экран в его обычном виде.

Есть парцуфим, которые проводят свет сверху вниз как проводящая система. Есть парцуфим, которые при этом делают ограничения на свет, выполняя функции, которые называются окном, или отверстием. Есть разница между ними, мы еще будем разбирать и изучать, что это за ограничения.

Ор хозер, который спускается сверху вниз с головы в тело парцуфа, этим как бы расширяет малхут, которая до того, как он в нее начинает спускаться, является всего лишь точкой. Свет 10-и головных сфирот начинает спускаться в малхут. Он как бы ее распирает, расширяет (мархив) до 10-и сфирот, потому что сам состоит из 10-и сфирот и распространяется в ней сверху вниз от ее кетер до ее малхут.

Кетер находится под масахом пэ де рош и малхут находится на табуре. Так вот это распространение малхут во всех местах называется распространением сверху вниз, миней у бей. Т.е. одно единственное кли, называющееся малхут, распространяется само от себя и вниз, как бы внутрь себя в 10 сфирот. И, как нам уже известно, эти 10 сфирот, одни и те же во всех мирах, создаются с помощью отраженного света, который распространяется к ним сверху, т.е. от головы вниз.

Когда ор хозер, наполненный ор яшар, начинает спускаться внутрь малхут - тогда он и создает в ней эти 10 сфирот. И поэтому называются эти 10 сфирот внутри кли малхут по имени 10-и ее личных, частных сфирот, т.е. называются 10-ю сфиротами самой малхут. Как в мире Ацилут, так и в мире Ецира, так и в мире Асия.

Рассмотрим подробнее. От Творца исходит свет, называемый бхинат шореш. Он строит под себя бхинот алеф, бет, гимел, далет. Далет - это уже малхут, желание получить этот свет и им насладиться. Это желание мы называем точкой, как и все остальные бхинот. Каждая бхина - это одно желание.

Когда это желание начинает получать в себя, оно начинает разбухать, т.е. получать весь приходящий свет, все его 10 составляющих, точнее 9 светов, и 10-ый - сама малхут. Таким образом малхут как бы разбухает, она начинает делиться, расширяется до 10-и частей, называемых 10 сфирот. Затем происходит Цимцум, и из малхут уходит весь свет, приходящий из предыдущих частей, она остается пустой, и относительно нее уходит весь свет из 4-х стадий прямого света. Она не чувствует, что Творец ей что-то дает. Не хочет ничего, сделала полнейший цимцум. И теперь она решает: что же я буду делать? Надо получить ради Творца. Малхут делает расчет. Перед ней находятся 4 стадии прямого света: шореш, алеф, бет, гимел и она 5-я, малхут. Сколько я смогу получить ради Творца?

Делает расчет, поднимает ор хозер, одевает в этот ор хозер, допустим, 20% ор яшар и начинает получать внутрь себя. Вот когда она получает этот свет, 20% с каждой сфиры, с каждой бхины, которые находятся перед ней, то этот свет входит в малхут, начинает ее расширять до 10-и сфирот и дает этим 10-и сфиротам малхут свои свойства.

Таким образом, малхут внутри себя от пэ до табура на эти 20% становится подобной Творцу. Тут и происходит слияние творения и Творца.

В мире Ецира одевается высший свет в ор хозер бхинат алеф, т.е. на уровне Зеир Анпин. А в мире Асия одевается высший свет в ор хозер бхинат шореш, т.е. на уровне малхут - нуквы де Зеир Анпин.

(ТЭ"С, стр. 117)

7) Чтобы светить в мире Ецира, свет Бесконечности полностью облачается в Зеир Анпин мира Брия. Он превратился в экран и одеяние для мира Ецира, и через него получает свет весь мир Ецира. Так же, чтобы светить в мире Асия, свет Бесконечности полностью облачается в нукву Зеир Анпина мира Ецира, и через нее получает свет весь мир Асия. Это тайна шести появляющихся и исчезающих сфирот мира Ецира и има татаа, нижняя мать, появляющаяся и исчезающая.

- комментарий -

Т.е. весь мир Ецира по общей своей структуре (бхина алеф) представляет собой Зеир Анпин. Где для него вырабатывается свет, который его наполнит? В Зеир Анпине предыдущей ступени, в Зеир Анпине мира Брия, там происходит зивуг дэ-акаа на свет Зеир Анпина, который является характерным и наполняющим мир Ецира.

Если низшая ступень по сравнению с миром Брия - это мир Ецира, а мир Брия - это бина, и мир Ецира - Зеир Анпин, значит, мир Брия на уровне своего Зеир Анпина должен сделать зивуг дэ-акаа, чтобы этим светом наполнить мир Ецира, который весь представляет собой Зеир Анпин.

И также мир Ецира, для того чтобы наполнить светом мир Асия, должен сделать у себя зивуг на свою малхут, потому что мир Асия весь является качеством малхут. Этот зивуг дэ-акаа надо сделать на такое качество в себе из всех своих 10-и сфирот, которое является характерным для следующей ступени.

Точнее, мы потом будем изучать, что хотя мы и говорим, что зивуг дэ-акаа происходит в бине, в Зеир Анпине, в малхут, на самом деле зивуг дэ-акаа всегда происходит в пэ де рош и всегда в малхут предыдущей ступени. Но на каком уровне в малхут предыдущей ступени он происходит, это зависит от того, какая ступень следующая.

И то же мы должны сказать про Гальгальту относительно А"Б: чтобы передать свет в А"Б, она должна у себя сделать зивуг дэ-акаа на А"Б пними-внутренний, который находится в ней, и от него передать свет на внешний А"Б (хицон), иначе он не почувствует тот свет, который дает ему Гальгальта. Она должна преподнести свет так, чтобы он смог оценить этот подарок. Если я приду к человеку, которому я хочу принести подарок, я должен подумать о том, что для него является подарком. Т.е. должно быть наполнение от высшего к низшему в соответствии с качествами низшего.

Отраженный свет, который распространяется от экрана вниз, называется законченным облачением, потому что он своим особенным авиютом, свойственным только ему, ограничивает свет, который одевает в себя или который одевается в него. Свет, который приходит снаружи в парцуф, - это простой свет, так сказать аморфный. В нем не существует никаких особенностей - он несет в себе все и не несет в себе ничего.

Все зависит от свойств отраженного света или, можно сказать, от свойств получателя, потребителя, который своим отраженным светом делает границы на принимаемый абсолютно бесконечный, т.е. неограниченный, не проявляющийся никакими особыми свойствами свет. И когда низший получатель одевает приходящий прямой свет в свой ор хозер, вот тогда-то он и командует, каким образом хочет почувствовать этот приходящий свет в себе. Какую именно энергию, какое наслаждение он хочет ощутить в приходящем свете. А в приходящем свете есть все, только в абсолютно непроявленном виде.

Рав Барух Ашлаг в таких случаях приводил такой пример: от электричества работает вентилятор, кондиционер, холодильник, зимой мы включаем печку, мы можем включить компрессор, создающий давление, или, наоборот, создающий разрежение, вакуум.

Т.е. совершенно противоположные свойства, которые якобы есть в электричестве, но на самом деле ничего в нем нет, а есть абстрактная энергия, не имеющая своей конкретной формы. Форму ей задает сам потребитель. Так и здесь. Отраженный свет задает конкретную, определенную форму своим ограничением на приходящий свет.

И поэтому отраженный свет не позволяет прямому свету распространиться по-другому, не в соответствии с теми границами, которые он на него наложил. В то время как отраженный свет, поднимающийся снизу вверх, несмотря на то что он также является одеянием на 10 сфирот приходящего света, не является ограничивающим ни в чем приходящий свет, который он одевает. Поэтому он определяется как одеяние не законченное, не совершенное, а являющееся только зародышем, корнем будущего законченного одеяния.

Т.е. ор хозер, поднимающийся снизу с пэ де рош вверх, в голове является незаконченным одеянием на высший приходящий свет, а ор хозер, который уже одевает этот свет и затем распространяется сверху вниз от пэ до табур, является законченным, и его называют "левуш гамур" на высший свет.

Зеир Анпин называется по имени 6 сфирот, считается, что у него нет Г"АР (гимель ришонот, три первых сфиры) - кетер, хохма, бина. И также нет у него малхут. И потому как у него есть 6 сфирот, то он так и называется "вав сфиран".

Высшая има - это бина, (има илаа), а низшая има (има татаа) - это малхут. Малхут мира Ацилут называется иногда низшей мамой, потому что она является корнем для всех, находящихся в мирах БЕ"А, и по ее имени называется также малхут мира Ецира, потому как является тем же корнем, что и малхут мира Ацилут. Просто он вскользь упоминает некоторые вещи, которые потом еще будет подробно объяснять .

АБЕ"А - это тайна 4-х букв: юд, хей, вав, хей. Юд - это Ацилут (хохма), хей - Брия (бина), вав - Ецира (Зеир Анпин), последняя хей - Асия (малхут).

(ТЭ"С, стр. 118)

8) Теперь понятно, почему 4 мира - Ацилут, Брия, Ецира, Асия обозначаются 4 буквами имени АВА"Я: юд - Ацилут, хей - Брия, вав - Ецира, хей - Асия. Свет мира Ацилут - это высший ор хохма, поэтому называется "юд". Брия получает посредством бины мира Ацилут, поэтому называется "хей". Аналогично "вав" - Ецира и последняя "хей" - Асия.

- комментарий -

Мы называем мир по наивысшему свету, который в нем светит. Если в мире Ацилут наивысший свет - это свет хохма, то мы называем мир Ацилут миром "Хохма". В мире Брия наивысший свет, который светит в нем - свет бина, поэтому мир Брия мы называем миром "Бина", и т.д.

Миры АБЕ"А - это 10 сфирот, представляющих собой все мироздание, все существующее. И несмотря на то что в каждом мире существует его личное разделение на 4 стадии, также называемые частной АБЕ"А (существуют также частные вторичные и третичные деления на 10 сфирот и т.д. до бесконечности) - необходимо знать, что все они, соединяясь, образуют также 10 сфирот, а эти 4 буквы указывают просто на порядок этих 10-и сфирот.

Это знание очень необходимо и должно быть постоянно перед глазами изучающего, потому что всегда необходимо определять основные 10 сфирот и вторичные, отношения между ними и соответствия, каким образом одни происходят из других и одни включают другие.

Мы уже говорили, что любая структура состоит из 4-х стадий прямого света и малхут, которая получает от этих 4-х предыдущих стадий. Малхут, в свою очередь, тоже делится на 4 части, или на 10 сфирот. Таким образом, 4 части, из которых она состоит (или 5 частей, включая кетер) можно обозначить буквами юд-кей-вав-кей. Это - скелет частей любой духовной структуры, потому что любая духовная структура является частью малхут Мира Бесконечности.

Малхут Мира Бесконечности постепенно наполняет свою часть - структуру, состоящую из 4-х частей юд-кей-вав-кей - всевозможными порциями света. Первое наполнение называется "Гальгальта", второе - А"Б, третье - СА"Г. Почему эти порционные получения света так называются? Потому что юд-кей-вав-кей наполняются определенным светом, и мы вычисляем их общую гематрию. Сделаем расчет на юд-кей-вав-кей, их гематреия 26: юд - 10, кей - 5, вав - 6, кей - 5. Это просто скелет самого кли и кроме этого, свет, который наполняет это кли, имеет какую-то определенную собственную массу.

Добавляем гематрию света к гематрии кли, получаем общее значение. Например, свет хохма на уровне хохмы А"Б = 72, почему? Потому что, если мы расшифруем наполнение хохмы светом хохма, наполнение бины светом хохма, наполнение Зеир Анпин и малхут светом хохма - всех 4 частей этого кли, то в сумме они дадут 72, т.е. айн-бет, и так вычисляется вся гематрия.

Все вычисления построены только на том, какой именно свет заполняет кли. Кли всегда одинаково: 10 пустых сфирот или 5 частей его юд-кей-вав-кей с куцо шель юд, а свет, который ее заполняет в зависимости от экрана, всегда различный. Поэтому всегда есть различные имена.

В мироздании нет ничего, кроме света и кли. В зависимости от того, какой свет наполняет кли, у нас и возникают различные объекты. Имена этим объектам мы даем по тому свету, который их наполняет, и по тому экрану, который принимает этот свет, одевает его в себя, это одно и то же, потому что экран является причиной того, что именно этот свет наполнил это кли.

Общий вывод, что все отличие миров АБЕ"А один от другого только вследствие экранов, которые находятся в 4-х стадиях: хохма, бина, тиферет, малхут.

(ТЭ"С, стр. 118)

9) Общий вывод: только мир Ацилут получает свет от хохма, потому что на свет хохма между миром Бесконечности и миром Ацилут образуется экран, абсолютно непрозрачный для нижних миров. А от бины мира Ацилут, в которую облачаются свет мира Эйн Соф и высшая хохма, получает свет мир Брия. И это называется "свет бина", поскольку масах полностью отделяет последующие миры от света бины. Так же в мире Ецира, который получает от Зеир Анпина мира Брия, и так же мир Асия получает от нуквы З"А мира Ецира. И если бы не эти масахим и одеяния, невозможно было бы получить свет Бесконечности в каждом мире на каждой ступени, потому что каждый мир обязан получить от более высшей ступени, которая делает зивуг дэ-акаа на свойства более низшей ступени.

- комментарий -

Каждый мир может получить только тот свет, который проводит к нему экран, находяшийся в высшей ступени и только то, что проводит к нему этот экран. Т.е. на более высшей ступени всегда делается зивуг дэ-акаа на качество низшей ступени и посылается свет в эту низшую ступень.

 

 

Глава 5

 

Выясняет, что каждое творение состоит из 4-х частей авиют, называемых "хохма", "бина", "тиферет", "малхут", а высший свет распространяется внутри этих желаний, для того чтобы сделать зивуг дэ-акаа на масах, находящийся в малхут. Корень всех их называется "кетер". И поскольку каждая бхина отлична от другой, то необходимо, чтобы было что-то среднее между ними, которое бы соединяло в себе качества обеих бхинот.

Есть Творец и творение. Каждое творение состоит из 4-х бхинот огрубления, в которых распространяется свет от Творца, создающий келим в творении, и эти части в творении называются "хохма", "бина", "тиферет" и "малхут", а также называются "огонь", "ветер", "вода" и "пепел". И это также 4 буквы имени АВА"Я, и это - ТАНТ"А: таамим, некудот, тагин, отиет и также 4 части, находящиеся в Адаме: НАРАН"Х (нефеш, руах, нешама, хая), тело, одежда, дом, в котором он находится - потому что нет творения, состоящего менее чем из 4-х частей.

(ТЭ"С, стр. 119)

1) Есть Творец и творение. Творение состоит из 4-х основ: огонь, ветер, вода, пепел и также из 4-х букв юд, кей, вав, кей - АВА"Я, называемых хохма, бина, тиферет, малхут, и они же - таамим, некудот, тагин, отиет, они же: Ацилут, Брия, Ецира, Асия, они же - 4 свойства в человеке: внутренний человек, т.е. его часть, называемая "духовная", состоящяя из 5-и частей: нефеш, руах, нешама, хая, ехида; вторая часть в Адаме это его тело, третья часть - одеяние на его теле и 4-я часть - это дом, в котором сидит человек со своим телом и со своим одеянием.

- комментарий -

Все миры: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия и Наш мир состоят из одних и тех же частей, только духовные миры - Ацилут, Брия, Ецира, Асия и мир Адам Кадмон состоят из духовного материала, а наш мир - из материала физического.

Т.е. духовные миры состоят из отраженного света, экрана, намерения отдачи, а наш мир состоит из намерения получения ради себя. Эта разница в намерениях, разница в материале непостигаема нами сегодня. Она настолько огромна, что мы просто не представляем себе, каким образом устроены все остальные миры, кроме нашего.

Структура, взаимосвязи в духовном мире такие же, как и в нашем мире. Т.е. духовный мир сделал на наш мир отпечаток, но только в материале нашего мира. Поэтому связи в нашем мире подобны связям в духовном мире, но связи между нашим миром и духовным миром нет.

Здесь происходит очень сложная односторонняя инверсия сверху вниз, а человек из нашего мира может начать влиять на духовный мир только в той мере, в которой у него будет правильное намерение, т.е. в той мере, в которой он создаст внутри себя материал духовного мира.

Мы изучаем структуру духовного мира, благодаря которой лучше можем понять и соответствия в нашем мире. Только не надо путать и не делать никаких связей, не дай Б-г, между нашим миром и духовным, иначе он будет полностью неправильно понимать все, что происходит. Тем самым он совершает самое огромное нарушение, которое может быть - нарушает запрет "не сотвори себе кумира" и, в конечном итоге, начинает представлять, что в материальных предметах или силах нашего мира существуют духовные свойства.

Из-за этого и был основной запрет на изучение Каббалы. В этой главе мы с вами будем говорить о собаках, о кораллах, об обезьянах, домах, одеяниях. При их изучении на иврите не воспринимаешь эти вещи так близко, как на русском языке. На иврите опосредованы их ассоциации с определенными объектами у нас, у русскоязычных, поэтому меньше страх овеществлять духовное, или наоборот, одухотворять материальное.

Но мы все-таки переводим на русский язык, и поэтому я предупреждаю: ни в коем случае не думать о том, что мы что-то изучаем из нашего мира. Во всех книгах Торы, начиная с Пятикнижья, в Гмаре, Мишне, Талмуде говорится только о духовных мирах. О нашем мире Тора не повествует.

Наука нашего мира может вам объяснить то, что существует в нашем мире. Но человек рожден только для того, чтобы перейти из этого мира в духовный. Единственное, чего ему не хватает в нашем мире, это постижения духовного мира. Все остальное у него есть. Если ли бы человек занимался только постижением духовного мира, то ему не надо было бы заботиться ни о чем.

Мы созданы такими, что у каждого есть все, что надо. Именно потому, что мы пытаемся заниматься материальным вместо духовного, то нам спускаются все большие и большие потребности и ощущение, что нам не хватает чего-то в этом мире.

Мне часто задают вопрос по поводу наркотиков. Наркотики являются ложным носителем наслаждений. Человек находится в состоянии ложного наслаждения, а поскольку Цель Творения - это наслаждение совершенством, то употребление наркотиков полностью сбивает человека с пути к Цели Творения, потому как, якобы, дает ему наслаждение. Он не воспринимает удары судьбы, т.е. управление Творцом, и поэтому не находится в пути к Цели Творения, в то время как все остальное человечество, любые виды природы проходят этот путь подсознательно или сознательно - не важно как. Сами же наркотики совершенно не опасны, даже наоборот, они могли бы быть очень хорошим лекарством от всяких нежелательных проблем, если бы использовались исключительно в медицинских целях.

Если бы общество задалось целью каким-то образом нейтрализовать эгоизм, сделать его не опасным, оно бы это сделало с легкостью. Можно было бы бесплатно раздавать очень интересные вещи, и люди, родившиеся с плохими чертами и склонностями, просто отключались бы...

Но высшая природа, высшее управление на это не согласны, потому что человек таким образом действительно полностью отключается от своего предназначения, и на это человечество никогда не согласится, даже по отношению к абсолютно социально опасным, совершенно непроизводительным и не полезным элементам.

Поэтому наркотики - это сугубо отрицательное явление. Какие бы нежелательные и крайние проблемы мы бы ни могли с их помощью решить, все равно это не путь решения вопроса .

Насчет донорской крови. Влияет ли донорство на дающего и получающего? Мы через пару страничек будем изучать, что дам (кровь) - это нефеш и, якобы, душа облачается в кровь. Это совершенно не имеет никакого отношения к крови.

Ее проверяют на обычные медицинские показатели, и если они подходят по своим животным показателям, то к моему телу кровь подходит, а к душе это не имеет отношения. Можно пришить руку, голову, сердце, печень, что угодно, даже от врага, и все равно останешься с теми же своими качествами, что и раньше.

Желания человека являются его сугубо духовным свойством, духовным наполнителем. Это духовная дискета, как в компьютере, которая вставляется в наше мясо и проявляет себя через наше тело.

Физиологическое тело не имеет никаких духовных свойств. Оно просто должно быть здоровым по своим физиологическим показателям. И на основании этих показателей можно взаимозаменять части, можно поочередно или полностью заменить все части тела, при этом ничего не изменится. Я прошу прощения за несколько грубоватый пример: берем человека, разделяем его на части и заменяем все их частями от разных людей. Естественно, что душа останется, хотя все части тела, все тело обновится.

Мы должны взять какую-то часть от предыдущего тела, сказать, что эта маленькая частичка от предыдущего тела - главная, а все остальные части являются прикрепленными к этому телу, т.е. являются дополнением. Теперь вопрос в том, а что мне надо взять из предыдущего тела, чтобы оно было как главное по отношению к этим частям как дополнениям?

Может быть, эти части и будут главными, а оставшееся будет дополнением? Лет 30-40 назад все были убеждены, что сердце - это душа человека, его чувства, его "Я". Теперь мы понимаем, что сердце можно заменить, а голову еще нет. Быть может, мы еще доживем, что то же самое будут совершать с головой.

Голова - это обсчитывающий механизм, "компьютер": запоминающий, самообучающийся, накапливающий опыт, но на самом деле - это всего лишь арифмометр, который вычисляет, каким наиболее удобным путем и как достичь того, чего хочет душа. И больше ничего. Т.е. голова является лишь "компьютером". Естественно, если заменить компьютер, то, конечно, получишь более производительный, с большей памятью, большей скоростью, с другими данными, но все зависит от того, какая программа действует в компьютере. А программа задается душой. Компьютер только претворяет эту программу в действие с той скоростью, на которую способен. Т.е. если я не могу бегать после аварии, то ничего не сделаешь. Душа бежит, а тело нет. То же самое с компьютером. Если я болею, если у меня температура, если мне плохо, давление поднимается, то естественно, что и концентрация душевных, духовных сил иная. Работаю я все-таки через тело, ибо нахожусь внутри него, и естественно, что и моя работа, и ее к.п.д. падает.

Поэтому надо заботиться о своем осле, т.е. животном, потому как он помогает тебе делать работу. Ты обязан о нем заботиться в той мере, в которой необходимо его здоровье для духовной работы: чистить, мыть, гладить, т.е. наполнять всем тем, что ему надо. Если ты это делаешь ради духовной работы, это все - положительно и присоединяется к той же работе, к той же Цели.

Естественно, самое нехорошее действие для творений - это разрушение, т.е. исчезновение экрана света, когда вместо духовно высоких чистых стремлений (намерения ради отдачи) то же желание оборачивается эгоистическим намерением.

Мгновенная смена альтруистического намерения на эгоистическое называется "разбиением сосуда", "разбиением экрана". Значит, естественно, поскольку такие действия есть в духовном мире, то и в наш мир нисходят их следствия, образуя в нем категорию ощущения времени. Поэтому в нашем мире есть времена более лучшие и времена более худшие.

Это чередование времени, естественно, влияет на массы. Оно дает в нашем мире праздники, субботы, будни, периоды хорошие и периоды плохие. Но это все имеет отношения к массам, потому что это - общее управление на всех в нашем мире. И поскольку это управление общее, то оно и влияет на массы. А те, кто идет своим путем к Творцу, ими это влияние практически не ощущается.

Все, что есть в нашем мире, является следствием нисхождения сил из духовных миров. В духовных мирах, мы уже знаем, есть такие духовные святые высокие действия, которые вызывают нисхождение света из малхут Эйн Соф к нижестоящим парцуфим, мирам, душам и т.д. Есть действия противоположные - нечистые, которые приводят к тому, что изобилие, свет исчезает, поднимается наверх, удаляется от творений.

Хасиды Коцка (была такая каббалистическая группа 300 лет назад) решили сделать шабат в другой день, и они его провели полностью по всем религиозным законам и пришли к выводу, что не имеет никакого значения, в какой день недели проводить шабат.

Тот, кто достиг уровня праведника, всегда находится на уровне шабат. Для него этот уровень связи с Творцом, который называется "шабатом", постоянен. Состояние полного исправления называется шабат - шабатон. Праведник - это тот, кто оправдывает все действия Творца. Это зависит от того, насколько он сам исправлен. В мере своего исправления он и может оправдать действия Творца на нем.

Значит то, что решения о всяких особых судьбоносных действиях надо принимать только после 9-го Ава, а не в период с 17-го тамуза до 9-го Ава, в принципе верное. Общее влияние сверху на наш мир, на Израиль, на евреев, соответственно духовным мирам в эти дни - отрицательное.

Поэтому эти дни являются днями поста, в эти дни не делаются никакие личные праздники, свадьбы и т.д. Но это относится только к общему управлению Творца человечеством, а не к тому человеку, который идет своим личным путем. Для него пропадает понятие времени, он находится в состоянии "будни", "шабат", "разбиения келим" и т.д. независимо от того, какой сегодня день в календаре.

Что означает понятие вероятности? Неуправление Творцом? Тогда кем же, чем же? Вспомните себя, каким вы были в институте. Разве вы верили в случайность? Или знали, как техник, что все действует по закону, что есть вход и есть выход, что посреди может быть черная коробочка, устройства которой я не знаю. Но все подчиняется четким законам. Мы еще эти законы природы не знаем, но мы постепенно все узнаем.

Я не увожу вас от материализма. Мы все можем узнать, все можем исследовать, все можем понять. Никаких случайностей быть не может. Нам что-то кажется случайным, потому что мы не видим полную картину. Частное и общее управление, как и все остальное вообще, отличается только потребителем.

Свет находится в состоянии абсолютного покоя, все зависит от того, какое кли. Кли может быть обратным свету по своим свойствам, тогда оно не ощущает этот свет, считает, что нет света, нет Творца, все случайно, потому что не видит источника.

Затем кли потихонечку начинает себя исправлять. Если оно себя не исправляет - его исправляют в течение поколений, начинают поддавать ему другие мысли. Посмотрим на наше поколение. Я уехал из России в 70-м году, тогда все были материалистами, вера только начинала возрождаться, но уже была в моде.

Вдруг приезжает в Израиль миллион человек, и я смотрю: что с людьми происходит? За 20 лет с 70-го по 90-й год все стали другие, начали верить, всюду экстрасенсы, ощущают что-то. Раньше никто ничего не ощущал, все было по науке. Сейчас почему-то нет.

 

Сверху дали развитие душе, и она вдруг начинает что-то подспудно ощущать, соглашаться, еще не понимает, но уже начинает входить в какое-то состояние... Люди ощущают какие-то вещи, которые уже выводят их из примитивного состояния чисто материалистического равновесия. Но это не говорит о том, что все висит в воздухе. Просто это картина, которую мы не видим до конца.

Да, существуют еще другие силы, внешние, которых мы не чувствуем или чувствуем немножко, но не понимаем четко их источника и не видим связи с ним. Мы не можем их четко прогнозировать, увидеть причинно-следственную систему.

Но если 20 лет назад мы не верили в то, что это есть, то через 20 лет нам, может быть, все откроется, и мы будем на это смотреть как на неотрывную часть всего нашего представления, понятия, ощущения природы, и эта часть тоже войдет в нашу науку.

Гаон ми Вильно был большим каббалистом, очень любил заниматься этими вопросами, он очень хорошо описывает эти связи. Бааль Сулам приводит пример в "Предисловии к ТЭ"С", он пишет очень просто, что Тора начинается для всех с тайны, потому что когда ты начинаешь учить ее, то ничего в ней не понимаешь, а заканчивается простым смыслом.

Творец создал человека, потом был Ноах, потом Авраам, потом Ицхак и Яков - для тебя это все - сод - тайна, ты ничего не понимаешь в том, что написано. Постепенно, если ты будешь правильно себя воспитывать, развивать, ты начнешь видеть, и эта книжка станет для тебя не сод, а пшат, т.е. открытой, а пока - она закрыта.

Нет ничего в природе, что бы не было доступно человеку - все доступно. Только зависит от того, насколько у тебя будут истинные, правильные, широкие и сильные келим постигнуть то, что есть. Свет находится вокруг тебя в абсолютном покое, все зависит от того, насколько ты внутренне уподобишься этому свету, в мере подобия ему ты начнешь его принимать, ощущать, измерять, чувствовать. И тогда для тебя перестанет что-либо быть случайным.

Мы созданы в рамках нашего мира. Что значит мы созданы? Мы созданы так, что 99% от общей природы мироздания от нас скрыто и 1% от общего мироздания для нас открыт. Что значит открыт? Мы рождаемся с заготовленными органами чувств на этот 1% от общего мироздания, который мы можем раскрыть.

Допустим, мы создали прибор, который ловит волны только в диапазоне 20 кгц, как мы своим ухом. А остальное нам еще неизвестно. Прибор на больший диапазон не рассчитан. Так откуда мы можем знать, что существует, а что нет? Значит, мы должны теперь начинать расширять его границы.

И тогда мы сможем добавить ко всем своим органам чувств безграничный диапазон на каждый из них и увидеть на самом деле полную картину, весь спектр, во всех воздействиях. Тогда для нас, есественно, пропадет эта проблема случайности, детерминированности, все будет четко, явно, ясно.

Сегодня я знаю, что если суну руку в огонь, то обожгусь - на этом уровне мне открыта природа. А на другом уровне - слова, мысли, например: сказал что-то плохое или подумал, а через пару дней получил непреиятность - здесь я прямой связи не ощущаю, т.к. эта связь от меня скрыта.

Так и все человечество пытается философскими измышлениями заменить ту часть, которая от нас еще скрыта. Серьезно занимающиеся наукой больше ощущают скрытое в мироздании. Они как бы чувствуют эту черную бездну и понимают, насколько там огромные силы, насколько эти силы не материальны, неуловимы, причем силы, которые кажутся уже как бы даже не силой, а больше одухотворенной мыслью.

Недаром даже такие астрономы, как Кеплер и др., вместо планет слышали звуки, или цвета, или какие-то чувства вместо всяких звезд. А физики ощущают и говорят, что все мироздание представлено в виде различных мыслей. Причем это люди не верующие, просто для них таким образом открывается это двойное сокрытие, которое существует от непознанной части творения; оно таким образом светит им своей темнотой.

Мы этого касаемся в предисловии к ТЭ"С. Это очень сильное предисловие, включающее в себя анализ буквально всего пути человека. Такого сильного предисловия нет больше ни в каких каббалистических книгах...

Отраженный свет, который поднимается от экрана вверх, называется "левуш ло гамур", т.е. не окончательное одеяние на приходящий свет, потому что все, что происходит выше экрана, это корни - зародыши того, что потом будет происходить под экраном. Так же как голова - это еще не келим, а только зародыши келим.

Так и облачение, это не окончательное одеяние, а его зародыш. А настоящим облачением является принятие прямого света в себя, распространение его под экран в тело.

Я повторяю, что представляет собой все творение. Оно состоит из Творца и творения. Дальше он о Творце больше не говорит, он говорит о творении. Оно состоит из 4-х основ: огонь, ветер, вода и пепел, и они также представляют собой 4 буквы имени Творца юд-кей-вав-кей и также 4 бхинот или 4 сфирот: хохма, бина, тиферет, малхут; также 4 вида взаимодействия света и келим: таамим, некудот, тагин, отиет; также 4 мира: Ацилут, Брия, Ецира, Асия и также 4 вида, которые внутри человека.

Все, что он сейчас говорил, является основой вокруг человека, а в человеке тоже есть 4 вида: внутренний человек, т.е. что значит внутренний человек? Это практически 5 светов, которые находятся внутри келим. Затем само кли-гуф, затем еще одеяния на теле и затем дом. Есть у нас душа-руханиют, который в человеке: нефеш, руах, нешама, хая, ехида - все вместе находятся в теле, которое находится внутри одеяний и которое находится с телом, одеянием и душой внутри дома. Что все это значит?

Те, кто читал мою 3-ю книгу, могут оттуда кое-что почерпнуть, потому что Бааль Сулам это объясняет подробно и хорошо в "Бейт шаар а каванот" - "Основы намерений", я в 3-й книге использую много материала оттуда.

Сразу же он нас опускает на землю и очень просто все объясняет. Творцом называется высшая ступень относительно низшей. Творением называется низшая ступень относительно высшей. По такой цепочке Творец-творение-Творец-творение и т.д. все сверху вниз и развилось. Он все делает для того, чтобы мы не выдумывали себе всяких духов или каких-то ангелов, теней на стенке. У нас здесь этого нет. То, что есть в руке, то и есть. А то, чего нет, того и нет. Поэтому Каббала называется наукой, а не мистикой.

Все эти 4 основы, из которых состоит любое творение, уже упоминались выше. Они произошли вследствие распространения света Бесконечности в малхут, на пути которой стоит экран и отражает этот свет обратно. И поскольку малхут отражает этот свет обратно и производит различные действия со светом с помощью экрана, то у нас появляются различные названия этих взаимодействий света и экрана, который стоит над желанием насладиться.

И поэтому нет ни одной наимельчайшей частички в мироздании, которая бы не состояла из 4-х частей. Все мироздание состоит из 4-х частей, называемых 4-мя мирами: Ацилут, Брия, Ецира, Асия, и даже самая маленькая деталь сотоит из 4-х частей. И поэтому эти 4 части как бы вдавлены, впечатаны в каждой самой маленькой, частной детали мироздания.

А разница между ними не в том, что они состоят из разных частей, (все части мироздания, все мироздание в общем состоит из одинаковых частей, из 4-х частей), а разница между ними только в экране, только в том виде, в котором они работают. Это напоминает разницу между маленьким ребенком, повзрослевшим, здоровым взрослым и стариком.

Одни и те же части у маленького и у большого. Все зависит от того, какова сила экрана, каким образом он может взаимодействовать и что он может сделать. Но части в каждом элементе мироздания одни и те же: хохма, бина, тиферет, малхут и корень - кетер, который, в принципе, не относится к самому творению.

Корень - это как бы посланник, представитель Творца относительно этих 4-х частных частей в элементе, который рассматривается. Есть еще очень и очень много делений и внутри самого так называемого тела, т.е. духовного тела - это голова, грудь с горлом и тело само: бедра, колени, пятки, мы потом будем это изучать.

Это разделение потом действует у праотцов, потому что эти 4 части: хохма, бина, тиферет, малхут - каждая делится еще на три линии, и таким образом все делится на 12 частей, 12 колен, 12 месяцев, а в основе всего лежат 4 стадии прямого света.

И эти 4 бхины в человеке также состоят из 4-х, т.е. руханиют: хая, нешама, руах, нефеш. Тело: ацамот, жилы, мясо, кожа. Одеяния: рубашка, брюки, одежда особая и пояс. Дом, тоже состоящий из 4-х частей: дом, двор, поле, пустыня.

(ТЭ"С, стр. 120)

2) И вот эти части, каждая из которых делится еще на 4. Первая часть - руханиют, которая находится в этом объекте, называемая нешама ле нешама, или ор хая, затем нешама, руах, нефеш. Вторая часть - тело состоит из ацамот, т.е. костей, в которых находится внутренний костный мозг, из жил, мяса и кожи. И как уже было сказано в другом месте, кожа и мясо одеваются на кости и жилы. И третья часть - это одеяние обычного коэна: кутонет - рубашка, брюки, мацнефет - накидка и авнет - пояс, потому что 4 других одеяния, в которые одевался Коэн Гадоль - это более высокие одеяния, естественно, духовные, как сказано о них в Зоар, и это одеяние имени АДН"И, уже другого имени Творца, а левушим, которые у обычного коэна - они имени АВА"Я - юд-кей-вав-кей, но все равно состоят из 4-х частей, и дом также состоит из 4-х частей: дом, двор, поле и пустыня.

- комментарий -

Т.е. любые духовные категории сверху вниз и изнутри наружу делятся на 4 части и имеют каждая свое название, потому что в нашем мире они дают такие соответствующие следствия, и поэтому мы берем из нашего мира эти названия, чтобы нам можно было более удобно, более кратко говорить о каком-то духовном корне в действии.

Чтобы не говорить: "это сфира хесед, которая находится в парцуфе таком-то на уровне ход, и 3-я или 4-я сфира по горизонтали в этой ход, и т.д", я могу просто сказать, что имеется в виду гидин де парцуф Яков, и все.

И поэтому так говорится в Торе, что Творец взял и притронулся к его ноге, и поразил его ногу, и т.д. Значит, мы уже точно знаем, что произошло на каком уровне и с каким парцуфом и т.д. А Творец - это, естественно, как мы сейчас говорили - более высший парцуф, который произвел такое действие над более низким парцуфом.

Нам достаточно рассмотреть тело человека: сначала у нас есть кожа, под ней мясо, под ним жилы, ниже кость, в костях мозг. Но то, что у нас в книге написано сверху, писал не врач, не физиолог и не анатомопатолог, это писал каббалист, которого звали Ари.

Он пишет о строении духовного парцуфа. Он берет названия из нашего мира, других названий он взять не может, потому что в духовном мире названий нет. Откройте ТЭ"С. На стр.13 начинается часть "Внутреннее созерцание". У меня эта часть есть на русском языке в 9-й книге. Я советую вам, даже с точки зрения той энергии, которую дает чтение его текстов на иврите, читать лучше на иврите, чем мои книги на русском.

Он объясняет в этой части, что в духовном мире у нас нет названий, нет имен, мы берем имена, названия, определения из нашего мира, по принципу "ветвь и корень", т.е. каббалисты, которые одновременно находятся в двух мирах, видят, что с такого-то духовного объекта в наш мир нисходит такая-то сила и превращается в нашем мире в такое-то свойство.

Каббалисты берут слова из нашего мира и описывают духовный мир, и у нас получается картина такая, как-будто они описывают наш мир, а иначе нельзя сделать. Так написана вся Тора. Авраам вышел из своей палатки и пошел в другую землю и прошел через речку. География верная, и истореия верная, и физиология, и анатомия верная, и жены, и дети, иначе и быть не может, если все в нашем мире является следствием духовных сил. По тому же принципу, как эти силы между собой взаимодействуют, так и в нашем мире взаимодействуют материальные объекты.

Естественно, что это будет то же самое. Получается исторический рассказ, патриархальное такое описание, преиятное такое, приличное. Почему книга называется святой? Не потому, что она говорит о духовном мире, а потому, что описано о том, что было 5000 лет назад, причем люди верят, что это было именно 5000 лет назад.

Ничего не изменилось и не должно меняться. Внешне ты можешь меняться только оттого, что сегодня ты живешь, используя более богатую жирами, белками и пр. пищу, и поэтому ты больше по своему объему, чем 1 или 2 тыс. лет назад, а в принципе, ничего не изменилось. И что могло измениться? То, что раньше ты обитал в пещере, а сейчас живешь в своей квартире? Кстати, в пещере удобней, и с экологической точки зрения тоже.

В течение многих и многих начальных месяцев учебы трудно объяснить, почему Тора написана таким языком. Она подразумевает совершенно другой мир - духовный, но человек этого не слышит. Проходят годы, пока он начинает понимать, что происходит. Почему годы? Пока в нем образуются зачатки духовных келим. Только в меру того, как это в нем образуется, он начинает понимать, а если это в нем не образуется, он может 20 лет слышать одно и то же и не поймет.

Ничего с этим не поделаешь. Просто надо говорить и говорить, и у кого-то эти ощущения появятся, а у кого-то нет. Я вспоминаю себя. Я тоже это все прошел. Сегодня, когда мне что-то говорят на эти темы, я не представляю, как можно думать о нашем мире. Что здесь есть, кроме белковых тел на травке, на асфальте, неважно где...

Я помню, насколько я пытался вслушиваться в то, что говорит Рав, и не мог долгое время сопоставить слова с совсем другой картиной. Это берет очень много времени до тех пор, пока не появляются внутренние зачатки духовных келим. Если они не появятся - ничего не сделаешь. Те же самые слова будут оставаться только словами.

Хотя это вам и покажется, может быть, совершенно не верным, мягко говоря, или вообще еретичным, но я бы советовал вообще Тору пока не читать в течение, хотя бы, годика, пока у вас не появится возможность правильно ее прочесть. А иначе вы просто будете вбивать себе в голову одну и ту же материалистическую картину, которая вообще, в принципе, запрещена Торой.

Это и называется - построение идола и рисование образов, которое запрещено. Рисование образов и построение идолов имеется в виду не перед своими глазами: не важно, будешь ли ты это делать в камне, изображать на холсте или рисовать в своем воображении.

Потому что настоящую духовную картину невозможно даже вообразить: это сочетание всевозможных качеств. Разве ты можешь сказать о человеке: смотри, какой он добрый, или смотри, какой он злой, или какой он мягкий, или какой он мудрый?

Мы в Каббале выражаем это в графиках. В "Сефер аИлан", которую сделал Бааль Сулам, эти графики говорят о качествах. Пока мы, читая Тору, не будем представлять себе качественную картину, т.е. соответствие качеств, а качества у нас ощущаются в чувствах, а не умозрительно в каких-то видах на плоскости, то ее не стоит и читать.

Вместо нее стоит читать то, что подготавливает нас к правильному воспреиятию. Иначе ты вместо Торы, вместо святой книги читаешь просто исторический рассказ. Жили-были Авраам и Сара...

Каждая частица мироздания состоит из 4-х частей, каждая частица в свою очередь тоже из 4-х частей, и та еще из 4-х и т.д. Этого бы не было, если бы у нас не было экрана, не было взаимодействия экрана со светом. Если бы экран не разбивал все мироздание на 4, еще на 4, еще и еще и т.д.

Если бы экрана не было, малхут Эйн Соф получила бы через 4 свои бхинот прямой свет, наполнилась бы, и никаких делений больше не было бы, но потому как было решено принимать ради Творца, т.е. в той мере, в которой есть намерение, малхут начинает разбивать себя на те части, в которых это намерение появляется, и те, в которых этого намерения еще нет. И таким образом происходит дробление ее каждый раз на 4, еще на 4 - как бы нарезаются кусочки.

Ари объясняет нам: нешама ле нешама - это ор хая, а ор ехида наполняет кетер. Кетер является как бы частью Творца на каждой ступени, поэтому мы здесь его не принимаем во внимание. Мы говорим о творении, о том, что творение состоит из 4-х частей, т.е. без кетера. И также частью Творца является мозг, находящийся в костях. Он против кетера.

Повторим, с чего началось все творение - бхинот шореш, алеф, бет, гимел, далет. Бхинат шореш - это замысел Творца создать творение и насладить. Где эта мысль-намерение реализуется? В последней стадии - в бхине далет, как в малхут.

Значит, между начальной, нулевой стадией, кетер, и последней, пятой стадией, малхут, существуют промежуточные стадии, которые и делают из намерения Творца творение в таком виде, которое бы полностью приняло свет Творца и оправдало бы все эти промежуточные стадии между кетер и малхут.

Они созданы для того и в таком виде, чтобы сделать малхут такой, какая бы полностью приняла то, что уже заложено, уже замыслено в кетер. Но кетер мы не рассматриваем в нашем делении на 4 части, от хохмы и вниз. Почему? Потому что кетер является замыслом Творца. А мы говорим о том, с чего он начал пункт алеф. Он говорит: "есть Творец и творение, и творение состоит из 4-х частей..." Т.е. кетер мы не рассматриваем. К кетеру относится ор ехида и моах, который в ацамот (мозг в костях) и т.д. в различных других видах.