Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности



 

Социальный интеллект и социальная компетентность на высоких уровнях своего развития проявляются в таких существенных для зрелой личности свойствах, как адекватность, автономность, аутентичность.

Социальный интеллект выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность – как продукт этого познания.

Социальный интеллект и социальную компетентность объединяет то, что:

а) они предоставляют возможность адекватно адаптироваться в условиях социальных перемен;

б) они обеспечивают правильную оценку ситуации, принятие и исполнение безошибочных решений;

в) они имеют количественные характеристики, уровни, могут быть измерены.

Различие состоит в функциях, механизмах, содержательных характеристиках и способах совершенствования; последнее выражается в том, что совершенствование социальной компетентности проходит через научение, расширение знаний и опыта, тренировку и тренинг, частично через психотерапию. Социальный интеллект развивается благодаря формированию социально-желательных личностных и коммуникативных свойств, совершенствованию механизмов психического регулирования, психофизиологической стороны адаптационных механизмов, самоконтроля и саморегуляции, повышающих стрессоустойчивость; многие барьеры и трудности снимаются благодаря аутотренингу.

Что касается содержательных характеристик и функций, наблюдается даже некоторый антагонизм между социальным интеллектом и социальной компетентностью. Чем меньше оценочных стереотипов имеет в своем сознании человек, тем выше и гармоничнее его социальный интеллект, точнее и дифференцированнее восприятие и понимание, адекватнее восприятие себя и других людей. В то же время, чем больше стереотипов использует и хранит в своем сознании человек, тем легче он вписывается в разнообразные типичные социальные ситуации.

Такая же тенденция может быть прослежена по отношению к способности манипулировать другими людьми.

Сценарии поведения как основа социальной компетентности носят выраженный культурный характер и имеют прямое отношение к менталитету.

Национальная специфика сценариев поведения социально компетентного человека хорошо отражается в русском фольклоре:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
  • Работа не волк, в лес не убежит;
  • Пока гром не грянет, мужик не перекрестится;
  • Русский мужик задним умом крепок;
  • Пьян да умен – семь угодий в нем;
  • На бога надейся, а сам не плошай.
  • Один с сошкой, семеро с ложкой;
  • С миру по нитке – голому рубашка.

Существует немало профессий, где успешность деятельности может быть обеспечена только при наличии высокого уровня социального интеллекта и социальной компетентности. К ним относятся профессии политика, дипломата, режиссера театра, модератора и т. д.

Последняя в этом перечне профессия мало известна в России и не скоро станет массовой. Профессия модератора призвана способствовать маркетингу. Маркетинг – это управление, предвидение и удовлетворение спроса на товары, услуги, людей, организации, идеи, территории посредством обмена. Управление спросом включает в себя психологические задачи – учет интересов потребителей и их стимулирование, содействие увеличению спроса и его регулирование. В конечном итоге, маркетинг представляет собой комплекс мероприятий, связанных с процессом изучения и реализации продукции. Это – изучение развития нового продукта и его места на рынке, изучение привычек и особенностей потребления, оценка упаковки с точки зрения имиджа, ее слабых и сильных сторон, оценка рекламы и продвижения продукции, изучение отношения и мотивации работников.

В целях подобного изучения создается особый тип групп – так называемые фокус-группы. Они могут быть также использованы как инструмент политического исследования. Такая группа специально подбирается, состоит из 8-10, а лучше – 6 человек. Участники фокус-группы не должны знать друг друга; не допускаются также существенные различия по возрасту и социальному положению, иначе обсуждение превратится в затяжные споры и препирательства.

Фокус-группы отличаются от других дискуссионных групп тем, что участие в них оплачивается.

Модератор (специфический вариант интервьюера) проводит в группе дискуссию и свободно протекающее интервью по специально подготовленному сценарию; групповая работа длится до полутора часов. Модераторы должны настолько «чувствовать» происходящее, чтобы суметь управлять процессом обсуждения, не отклоняясь от намеченного плана, и получить максимальный результат. Дискуссия записывается на видеопленку и проходит в специально оборудованном помещении, где заказчику предоставляется возможность незаметно наблюдать за ходом дискуссии.

Модератор должен обладать следующими особенностями:

  • хорошая организованность и высокая обучаемость;
  • высокий уровень энергии и высокий уровень интеллекта;
  • повышенная способность слухового восприятия и отличная кратковременная слуховая память;
  • умение устанавливать контакт с любым человеком.

Кроме того, нужно иметь опыт в бизнесе, опыт исследовательской работы, хорошие коммуникативные способности и умение играть роль «любопытного» для большего вовлечения участников в заинтересованную дискуссию. Он должен отстраниться от собственного Я, оставаясь в течение всего времени дискуссии в роли интервьюера.

Для проведения дискуссий такого типа используются техники ведения интервью, активного слушания, контролирующие техники, приемы вызванных ассоциаций, рисование и пр.

После окончания дискуссии микрофон несколько минут еще остается включенным, так как разгоряченные спором участники могут по инерции высказывать весьма ценные соображения.

 

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ