Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Факторы, влияющие на удовлетворенность жизнью



Умелое руководство ведет к повышению у подчиненных чувства удовлетворенности жизнью. Хотя справедливости ради следует признать, что по­стоянное поддержание «боевого духа» подчиненных и высокой удовлетво­ренности жизнью ¾ задачи, прямо противоположные друг другу. Последнее более адекватно целям стабильного бизнеса, второе ¾ агрессивным усло­виям среды, по отношению к которой постоянно надо находиться начеку.

Удовлетворенность жизнью (УЖ) является очень важной психологической составляющей, достижение которой у сотрудника может считаться одной из целей руководителя. Она отражает персональную оценку че­ловеком благосостояния и качества жизни, опирающуюся на субъек­тивно избранные им критерии. В нескольких исследованиях обнаруже­на связь удовлетворенности жизнью с психологической реактивностью, уровнем самооценки, религиозностью, высокой интернальностью. Об­наружены также обратно пропорциональные зависимости между уров­нем жизни и уровнем депрессии.

Противоречивое влияние на удовлетворенность жизнью оказывает раздражение. С одной стороны, оно может выполнять адаптационные и энергетизирующие функции, а с другой ¾ вести к неэффективным тратам энергии.

В1994 г. С. Хонг и Е. Гианнакопулос провели интегративное исследование, целью которого являлось определение весового влияния каждой из вышеназванных характеристик на удовлетворенность жизнью. Иссле­дование было проведено на основе тестирования 1700 человек с помощью семи разных тестов. В результате появилось уравнение множествен­ной регрессии, отражающее влияние основных психологических характеристик на удовлетворенность жизнью:

У = К + 0,462 (уровень самооценки)[77] - 0,312 (уровень депрессии)* -0,243 (раздражение)* + 0,235 (внутренний локус контроля)* + 0,116 (религиозность) + 0,108 (возраст) + 0,038 (реактивность), где У ¾ уровень удовлетворенности; К ¾ базовый уровень удовлетворенности.

Результаты исследования показывают, что усилия руководителя по повы­шению удовлетворенности жизнью подчиненного могут быть направлены в первую очередь на работу с четырьмя психологическими характеристиками:

· повышением его уровня самооценки,

· снижением уровня депрессии,

· снятием раздражения,

· повышением интернальности подчиненного.

Повышению уровня самооценки способствует положительная обрат­ная связь по поводу достижений подчиненного. Депрессия снижается в результате обсуждения тревожащих подчиненного проблем. Раздраже­ние может быть ослаблено посредством открытого обмена мнениями и чувствами между руководителем и подчиненным. Интернальность, явля­ясь достаточно константной характеристикой человека, выражающейся в его ответственности за работу, тем не менее может быть откорректиро­вана на основе поручения подчиненному независимых заданий, активи­зирующих его самостоятельность.

Метод управления по целям

Крупные менеджеры хорошо осознают роль правильной постановки целей в мотивировании творческой активности людей. «Цели: 1) концентрируют вни­мание и усилия на определенных направлениях; 2) могут служить нормативами, с которыми следует сопоставлять результаты работы; 3) могут служить в каче­стве механизмов для обоснования затрат ресурсов; 4) могут влиять на структуру и процедуры в организационных системах; 5) нередко отражают глубинные мо­тивы и особенности как индивидов, так и организаций».

Процедура постановки целей требует от управленцев четкого мышления, планирования и ясных коммуникаций. От формулирования целей сле­дует ожидать ряда важных характеристик. Они должны быть измеримы­ми, однозначными, должны включать точные сроки, быть мобилизующими, но достижимыми; предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто их достигает; пользоваться поддержкой организации, быть контролируемыми и т.д.» (Синк, 1989).