Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Нанизывание» падежей



1) Нормы литературного языка не приветствуют так называемое«нанизывание» падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Классический пример привёл известный лингвист А.М. Пешковский: Дом племянника жены кучера брата доктора. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей: для решения вопроса ускорения выплаты пенсий; реже - твори­тельных падежей: вопрос обсуждается назначенной дирекцией ко­миссией. Иногда достаточно «разбить» цепь падежей, чтобы обеспе­чить восприятие текста, иногда следует использовать инфини­тивные конструкции или придаточные предложения. Например: Чтобы решить вопрос об ускорении выплаты пенсий...

 

2) Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: Мы беседовали с преподавателем с большим стажем. (Правильно: имеющим большой стаж.)

 

Правильное построение предложений

1) Грубая ошибка - неправильное употребление деепричастного оборота. Он всегда должен указывать на допол­нительное действие субъекта (подлежащего). Например: Подъ­езжаяк дому,я вспомнилбылое. Возможно употребление дее­причастного оборота в безличном предложении при инфинити­ве: Решаяконтрольную работу, нужно помнитьоб отведенном на нее времени. Деепричастный оборот не должен употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам либо если в безличном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова. Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к …
2) Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный садснегом;Приехавшие студенты на фестиваль проходили в актовый зал.  
3) В состав однородных членов не должны входить родовое и видовое понятие: Мне купили обувь и ботинки; Прилетелиптицы и грачи.
  4) Ошибки возникают при замене прямой речи косвенной, особенно в употреблении форм лица: Она сказала: «Я приду зав­тра» (правильно). Она сказала, что придет завтра (правильно). Она сказала, что я приду завтра (речь идет об одном субъекте действия; построение неправильное).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Определите место данных слов в предложении.

1. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы. – [новые]

2. Перед выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово. – [своё]

3. (А) Ваше (Б) высказывание станет афоризмом. – [это]

4. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б). - [в мировой литературе]

 

 

Задание 2. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдал... выпускные экзамены.

На концерте выступил... 21 певица.

Бездна забот свалил…сь на бригадира.

Много птиц си­дел... на ветвях.

Сережа с Петей долго ждал... возвращения матери.

 

Задание 3. Укажите, какого управления требуют приве­денные ниже слова.

 

беспокоиться => тревожиться => за кого-нибудь о ком-нибудь касаться относиться кого-нибудь к кому-нибудь
упрекать порицать в чем-нибудь за что-нибудь одеть надеть что кого/ что во что
удивляюсь удивлён чему-нибудь чем-нибудь препятствовать тормозить что-нибудь чему-нибудь
превосходство преимущество над чем-нибудь перед чем-нибудь отзыв рецензия о чём/на что на что (не о чём!)
уверенность вера во что-нибудь в чем-нибудь идентичный одинаковый с кем/ чем чему
оплатить заплатить что-нибудь зa что-нибудь управляющий руководитель чем чего

Задание 4.Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, при­влекает туристов.

Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

Детвора с утра резвились во дворе.

Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

Артист был удостоен высокой наградой.

Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

В турнире принимали участие пред­ставители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие.

Ваш сын — такая умница!

Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.

Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.

 

Задание 5.Выберите правильные варианты, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

(/) Большинство студентов нашей группы успешно (а) защи­тило, (б) защитили) курсовой проект. (2) Еще один ряд предложе­ний (а) возник, б) возникли) у главного инженера. (3) Меньшинство сотрудников все-таки (а) проголосовало, (б) проголосовали) против. (4) (а) Засеяно, б) засеяны) сто двадцать гектаров. (5) Не­сколько сотрудников (а) отказалось, б) отказались) от сверх­урочной работы. (6) Три заявления о приеме на работу (а) ле­жали, (б) лежало) на столе. (7) Тридцать два человека (а) работа­ло, (б) работали) на новом участке. (8) Сто сорок один депутат (а) участвовал, (б) участвовали) в работе сессии. (9) На строи­тельство нового объекта (а) получен, (б) получено) миллион дол­ларов. (10) Тысяча человек (а) отправилась, б) отправились) на переподготовку. (//) (а) Про­шло, (б) прошли) полтора часа. (12) (а) Новый, (б) новая) эколог города выступила с заявлением.