Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Семинар-дискуссия «РФ в общеевропейском культурно-образовательном пространстве».



Задание 1

Изучите теоретический материал

Задание 2

Основываясь на данных текста, определите, противоречит ли Болонское соглашение Федеральному Закону об образовании РФ.

Задание 3

Напишите эссе-рассуждение на тему «Плюсы и минусы Болонской системы для Российского образования» (не более 100 слов).

 

 

Теоретический материал

Сегодня в разговорах об отечественном образовании неотъемлемым стало словосочетание "Болонский процесс". «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж,1998).
Как было заявлено в Сорбонской декларации «Европа должна стать континентом образования. Необходимо в полной мере использовать и всячески укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и технический потенциал нашего континента. Этот потенциал был в значительной степени сформирован
университетами, которые продолжают играть важную
1
роль в его развитии ».
Болонской декларацией были определены три основные цели стран-участниц:
• международная конкурентоспособность;
• подвижность;
• востребованность на рынке труда.
Участвовавшие в Болонской встрече министры
подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбонской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик.
В течение первых 10 лет нового тысячелетия процесс создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования в мире преследует следующие цели:
• принятие системы понятных и сравнимых научных степеней;
• организация высшего образования по системе, включающей два основных цикла - собственно высшее образование и аспирантуру;
• установление единой системы зачетных единиц;
• облегчение подвижности для студентов и преподавателей;
• развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества;
• развитие чисто европейских аспектов высшего образования.
Было также принято решение о сохранении культурного и языкового разнообразия, своеобразия национальных систем высшего образования и автономии вузов.
Весной 2001 года в Праге проходит встреча, которая стала, как сказано в Пражском коммюнике, символом стремления вовлечь все европейские страны в процесс интеграции Европы и расширения Европейского союза. Следует подчеркнуть определенные различия между встречей в Праге и двумя предыдущими мероприятиями - в Сорбонне и Болонье. В Пражской встрече принимали участие не только министры высшего образования, но и академическое сообщество, представленное членами только что образованной Ассоциации европейских университетов (EUA незадолго до того стала правопреемником CRE - Объединения ректоров европейских университетов), а также студенты, представителями которых были члены ESIB (Национальные студенческие союзы Европы).
В Пражском коммюнике министры признали свою удовлетворенность ходом развития Болонского процесса и отметили активное участие в нем большинства стран - участниц Болонской декларации. Они вновь подчеркнули свою заинтересованность в создании единого европейского пространства высшего образования, ознакомились с отчетом “Углубление Болонского процесса” (Lourtie, May 2001) и обсудили меры, предпринятые с 1999 г. (в частности, подписание Конвенции европейских учреждений высшего образования в Саламанке, подписание Конвенции европейских студентов в Гетеборге и проведенные незадолго до того семинары по системе накопления и признания
1 Совместная Декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года.
зачетных единиц, по транснациональному образованию и по системе бакалавриата). Было отмечено активное участие Ассоциации европейских университетов и национальных студенческих союзов Европы.
В коммюнике министры воздали должное усилиям, предпринятым для достижения шести основных целей Болонской декларации, и дополнили их следующими «пражскими» положениями:
• признание важности обучения в течение всей жизни как аспекта европейского пространства высшего образования. Этот аспект требует применения новых технологий, развития сплоченности общества и равенства возможностей и повышения уровня жизни;
• важность участия вузов и студенческих организаций в образовательном процессе, в котором они должны выступать как компетентные, активные и равноправные партнеры;
• всемерное повышение привлекательности европейского пространства высшего образования за счет предложения программ различного профиля, разработанных разными странами совместно, и новых перспектив развития транснационального образования.
Пражское коммюнике призывало страны Европы, до сих пор стоявшие в стороне от деятельности создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования, присоединиться к ней как можно скорее. Было решено провести следующую встречу в 2003 г. в Берлине. За эти два года участники процесса должны организовать семинары по изучению сотрудничества в сфере аккредитации и обеспечения качества, вопросов взаимного признания и использования зачетных единиц в Болонском процессе, разработке общих степеней, различных социальных аспектов, в том числе препятствий для подвижности студентов и расширения Болонского процесса, а также повышения квалификации и участия студентов в образовательной деятельности.
Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные его принципы.
Существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации можно считать решение, принятое в Берлине 18-19 сентября 2003 года, о включении в круг проблем, подлежащих согласованному регулированию в ходе Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Это обусловлено осознанием внутреннего единства всех ступеней высшего образования и особой значимости исследовательской составляющей для полноценного функционирования высшей школы в целом.
С 2004 г. Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория.
Существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 90х годов в результате принятия Комитетом по высшей школе Постановления от 13.03.92 г. №13 «О введении
многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» [2]. Были утверждены Временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и Положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно - профессиональных программ». Это стало основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Для ее построения, наряду с такой традиционной единицей формирования программ, как «специальность», была введена новая структурная единица - «направление обучения». Пакет соответствующих образовательно-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры.
Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования, а также его качества.
Разработка проблемы качества высшего образования на европейском уровне предполагает создание набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения качества, исследование способов создания адекватной согласованной системы проверки и оценки качества высшего образования.
В этих условиях постоянно возрастают требования к уровню общей и профессиональной подготовки специалиста. При этом становится важным не овладение суммой знаний как таковых, а умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно возрастающем объеме информации, творчески использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях.
Основу высшего образования, в соответствии с упомянутым выше Постановлением, должно было составить базовое высшее образование, которое предусматривало овладение системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получение фундаментальной естественнонаучной подготовки и основ профессиональных знаний по направлениям обучения. На основе общего среднего образования продолжительность обучения по образовательно - профессиональным программам базового высшего образования устанавливалась не менее четырех лет, а лицам, освоившим одну из таких программ и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивалась степень бакалавра с выдачей диплома о высшем образовании. Очевидно, что образовательно-профессиональные программы данного уровня не что иное, как университетское образование без углубленной специализации, то есть это программы, имеющие сугубо академическое назначение в качестве основы для продолжения образования по образовательно - профессиональным программам третьего уровня, либо дополнительного профессионального образования, либо самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.
Спустя четыре года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального обра-
зования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр». Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением, так и не была установлена.
Ст. 9 п. 5. К основным общеобразовательным относятся программы: «... 3) высшего профессионального образования (программы бакавлариата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры)2;
В статье В. С. Сенашенко, Г. Ф. Ткач, «О структуре современного высшего образования» авторы предполагают, что «если оставить в стороне имеющиеся расхождения содержательного и терминологического характера, то вполне обоснованно можно признать, что созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура высшего профессионального образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации и что существующие у нас ступени высшего образования (первая ступень - бакалавр, вторая ступень - дипломированный специалист и магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций».
Однако, на современном этапе развития Болонского процесса ведущие европейские страны в данном вопросе придерживаются следующих мнений:
• не торопиться с резкими и недостаточно обоснованными изменениями;
• внимательно отслеживать характер и масштабы преобразований, осуществляемых другими странами;
• во всех случаях руководствоваться исключительно интересами развития национальной системы образования.
Не вызывает также сомнений то, что следует интенсифицировать практическую работу по таким направлениям, как введение системы зачетных единиц и Приложения к диплому, совместимым с используемыми или рекомендуемыми в рамках формирующегося единого европейского пространства параметрами высшего образования; приведение процедур и механизмов признания квалификаций в соответствие с Лиссабонской конвенцией; совершенствование критериев и механизмов оценки качества образовательных программ и высших учебных заведений.
Последующие шаги по адаптации российских квалификаций и системы высшего образования в целом к основным принципам Болонского процесса могут быть обозначены только в общих чертах, поскольку алгоритм самого процесса постоянно конкретизируется и дополняется.
В соответствии с Коммюнике Берлинской конференции, докторская подготовка должна стать заключительной ступенью высшего образования, в результате чего в европейских странах будет повсеместно реализована схема высшего образования, соответствующая квалификациям: бакалавр или лиценциат - магистр или мастер - доктор.
В связи с этим России предстоит уточнить место российских ученых степеней послевузовского образования - кандидата наук и доктора наук - в системе профессиональных степеней и званий, поскольку наличие двух подобных степеней для зарубежных стран является исключением.
Принятая в настоящее время в России ученая степень доктора наук, имеет чисто российское происхождение и предназначение. Это самая высокая по международным стандартам научная квалификация, которая считается на национальном уровне как характеристика научных достижений ученого в той или иной области науки. Такая квалификация может быть рассмотрена как главное условие получения звания «профессор». По мнению В.С. Сенашенко номенклатура специальностей в аспирантуре и докторантуре должна быть разной: от более широкой - к более специализированной, а в качестве одного из направлений развития аспирантуры должно быть усиление образовательной компоненты применительно к условиям учебной и образовательной работы в вузе.
В связи с выше сказанным автор присоединяется к мнению таких видных российских ученых как В.С. Сенашенко, В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. В. Цыб, что Россия может выстроить систему академических и ученых степеней, соответствующую требованиям Болонской декларации, следующим образом: «бакалавр» - «дипломированный специалист» или «магистр» - «доктор наук по направлению». Образовательные программы, соответствующие этим трем степеням, имеют как образовательную, так и научную составляющие, причем для степени, заменяющей нынешнего «кандидата», научная (исследовательская) составляющая является преобладающей. Тем не менее повышение требований к программам послевузовского профессионального образования должно быть отражено как в научной, так и в образовательной компоненте. Что же касается нынешней ученой степени «доктор наук», то она, как и прежде, будет определять именно научный статус ее обладателя.[1]

 

Критерии оценивания: «Отлично» – выполнено 3 задания, «хорошо» – выполнено 2 задания, «удовлетворительно» – выполнено одно задание, «неудовлетворительно» – ни одно задание не выполнено.