Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Место дисциплины в структуре образовательной программы



Пояснительная записка

Цели и задачи дисциплины

Курс «Основы психологического консультирования» разработан на основе имеющейся отечественной и зарубежной психологической и психотерапевтической литературыв соответствии с общими целями ООП ВПО. Основная цель курса - развитие целостного мировоззрения и ориентации применительно к консультированию и немедицинской психотерапии.

В процессе обучения в рамках заявленной цели к решению предложены следующие задачи:

· представить концепцию и мировоззрение рассматриваемых направлений в области психологического консультирования;

· показать как методы, теория и практика могут быть интегрированы в общий подход к психологическому консультированию и терапии;

· разграничить концепции интервьюирования, консультирования и психотерапии;

· поднять важную проблему этических критериев в профессиональной психологической помощи.

· обучить методам и приемам психологического консультирования.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Основы психологического консультирования» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3.В.4).

Для освоения дисциплины «Основы психологического консультирования» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Общая психология»: Социокультурная регуляция деятельности. Строение индивидуальной деятельности человека. Человек как субъект познания.

«Общий психологический практикум (наблюдение и беседа)»: Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Техника наблюдений.

«Психология развития и возрастная психология»: Возрастная периодизация психического развития человека. Детство как предмет психологического исследования. Подростковый возраст. Юность. Молодость и зрелость. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Геронтология. В поисках смысла жизни.

«Психология личности»:Понятие, структура и функции «Я-концепции» по Р. Бернсу. Модальности всех «Я». Образ «Я». Основные компоненты образа «Я». Самосознание и самооценка. Общее представление о психологических защитах. Механизмы психологической защиты. Базовые защитные установки. Общее представление о копинг-стратегиях. Соотношение копинг-механизмов и механизмов психологической защиты. Копинг-поведение и копинг-стратегии. Представление о копинг-ресурсах. Высшие личностные ресурсы. Процессы смыслообразования в системе жизнеобеспечения личности.

«Социальная психология»:Социально-психологические проблемы межличностных отношений. Конфликтное взаимодействие.

«Психология общения»:Межличностные отношения. Межличностная коммуникация. Конструктивное (эффективное) общение.

«Теории личности»:Структура личности. Гуманистический психоанализ. Трансактный анализ. Гуманистическая психология. Гуманистическая психология.

«Основы профессионального общения»:Профессиональное общение как искусство. Профессиональное общение как умение управлять общением.

Освоение дисциплины «Основы психологического консультирования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин магистратуры.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

 

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Психические состояния             +     + + +            
2. Психология стресса             +     + + +            

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9)

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

В целом в результате освоения дисциплины студент должен:

Знатьметодологию и методы консультативной деятельности психолога; понимать цели консультирования, использовать для их достижения методы изученных ранее дисциплин; знать законы личностной психодинамики и видеть их проявления в конкретном поведении личности; технологии конструирования психотерапевтических приемов в соответствии с актуальными проблемами клиента; стандартные базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи.

Уметь: осуществлять стандартные базовые процедуры оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; интегрировать свои профессиональные знания о личности, мотивации, ценностях, психическом здоровье, а также проявлять общую эрудицию в процессе консультирования; устанавливать и поддерживать «терапевтический» контакт с клиентом; устанавливать гибкие конструктивные взаимоотношения с клиентом; изучить состояние дел, определить проблемное поле, поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией функций консультанта; точно воспринимать информацию: эффективно слушать и наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы, различать смешанные и замаскированные сообщения, видеть несоответствие между вербальной и невербальной информацией; присоединяться к личности клиента, совместно определять и реализовывать коррекцию отношения, поведения и деятельности клиента; оказывать психологическую помощь и поддержку; критически оценивать информацию, корректно интерпретировать и излагать результаты психологической беседы; определять и применять психологические средства воздействия, адекватные задачам; проводить целеполагание совместно с клиентом; рефлексивно анализировать условия, процесс и результаты консультирования; использовать психотехнические средства, способствующие эффективной личностной психодинамике; помогать клиенту формировать позитивное отношение к себе и окружающим людям.

Владеть: культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; владеть инструментарием, методами организации и проведения пси­хологического обследования; методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования консультативной деятельности; владеть различными методами психологического консультирования и психокоррекции; базовыми процедурами анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

 

2. Структура и трудоемкость дисциплины.

Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов, из них 108 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем, 72 часа, выделенных на самостоятельную работу, 36 часов выделены на контроль.

Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 академических часов, из них 111,75 часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. иные виды работы (контактной) 3,7 ч.), 104,25 ч., выделенных на самостоятельную работу.

 

3. Тематический план

Таблица 3.

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Из них в интер активной форме Итого количество баллов  
Лекции Лабораторные занятия Семинарские (практические) занятия Самостоятельная работа  
 
Модуль 1. Общая теория психологического консультирования  
Предмет, методы и задачи курса «Основы психологического консультирования». 0,5   9,5 0-15  
Определение психологической помощи и ее содержание. 0,5   9,5 0-3  
Проблема этических критериев в профессиональной психологической помощи. 0,5   9,5 0-3  
Цель консультирования. Этапы консультирования, цели и задачи каждого этапа. 0,5   9,5 0-3  
Концепция мировоззрения. 0,5 9,5 0-3  
Возможность интеграции методов и подходов в общий теоретический подход к психологическому консультированию и немедицинской психотерапии. 0,5   9,5 0-3  
  Всего   0-30  
Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультирования  
7. Условное разграничение концепций интервьюирования, консультирования и психотерапии. 0,5   9,5 0-15  
Этапы и фазы консультирования. 0,5 9,5 0-3  
Пятишаговая модель интервью. 0,5 9,5 0-3  
Основные микротехники внимания и воздействия. 0,5   9,5 0-3  
Консультирование и терапия как процесс межличностного влияния и воздействия. 0,5   9,5 0-3  
Личностные и профессиональные характеристики консультанта. 0,5   9,5 0-3  
  Всего   0-30  
Модуль 3 Подходы к решению типовых консультативных проблем  
Клиентцентрированная терапия. 0-25  
Гештальт - терапия: комплекс эффективных микротехник 0-3  
Логотерапия: направленность в будущее 0-3  
Трансактный анализ в психологическом консультировании 0-3  
Нейро -лингвистическое программирование 0-3  
Диалогический подход 0-3  
  Всего   0-40  
  Итого (часов, баллов):   0 – 100  
  Контрольные                
  Из них в интерактивной форме             0 – 100  
    Курсовая работа * программой обучения не предусмотрена
                         

 

4. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

№ темы Разработка и апробация программ Письменные работы Участие в практических видах работ   Итого количество баллов
Разработка проекта семинара Использование технических средст Проведение семинара семинара Протокол консультирования Анализ самостоятельной работы тест реферат     комплексные ситуационные задания   Активное участие в лекции-диалоге  
Модуль 1. Общая теория психологического консультирования
1.             0-15     0-15
2.               0-1 0-2 0-3
3.               0-1 0-2 0-3
4.               0-1 0-2 0-3
5.               0-1 0-2 0-3
6.               0-1 0-2 0-3
Всего             0-15 0-5 0-10 0-30
Модуль 2. Структура и компоненты процесса консультирования
7. 0-5 0-5 0-5             0-15
8.               0-1 0-2 0-3
9.               0-1 0-2 0-3
              0-1 0-2 0-3
              0-1 0-2 0-3
              0-1 0-2 0-3
Всего 0-5 0-5 0-5         0-5 0-10 0-30
Модуль 3 Подходы к решению типовых консультативных проблем
13.       0-6 0-4 0-15       0-25
14.               0-1 0-2 0-3
15.               0-1 0-2 0-3
16.               0-1 0-2 0-3
17.               0-1 0-2 0-3
18.               0-1 0-2 0-3
Всего       0-6 0-4 0-15   0-5 0-10 0-40
Итого 0-5 0-5 0-5 0-6 0-4 0-15 0-15 0-15 0-30 0-100

5. Содержание дисциплины.