Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Церковь Успения Пресвятой Богородицы



Бывший в Богородске хлебозавод находился в здании церкви Успения Пресвятой Богородицы. Прилегающая к нему территория (левый берег Рязанки до нынешней Покровской церкви и часть улицы Сушникова) была когда-то кладбищем. Раскопки в этих местах подтвердили наличие захоронений. По документам XVII века известно, что в селе Богород­ском в то время были две деревянные церкви, одна из которых стояла на кладбище. Каменное здание церкви Успения (как кладбищенской) было построено в 1816 году при Василии Сергеевиче Шереметеве. Храм возведен из красного кирпича в мавританском стиле, который пред­ставляет собой своеобразную модернизацию византий­ской архитектуры. Церковь Успения имела три престола, главный был освящен в честь Успения Божией Матери. В алтаре, как описывает граф П. С. Шереметев, йод жертвенником висело в золотой раме под гербом поминание рода Шерметевых начиная с Василия Сергеевича. До наших дней под зданием храма сохранился подвал, или усыпальница Шереметевых, где покоились останки членов их семьи. Первой была захоронена Татьяна Ивановна Шереметева, скончавшаяся 16 сентября 1830 года. Ее муж Василий Сергеевич, будучи старше своей жены на восемнадцать лет, пережил ее на полгода и скон­чался 8 февраля 1831 годи. Они покоятся под одним памят­ником, украшенным двумя фамильными гербами - Шере­метевых и Марчепок.

 

 

 

Главный алтарь церкви Успения пресвятой Богородицы (эскиз)  
Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1816 год

 

 

 

 

 

В 1858 году при ней была открыта церковно-приходская школа, третья по счету в селе Богородском. Известно, что среди учителей этой школы были сестры Виноградовы, а также Константин Александрович Травин, молодой преподаватель церковного пении и культуры. В Успенской церкви имелось замечательное серебряное кадило, некогда купленное у Нижегородского Спасо-преображенского собора. На нем была такая надпись: «По указу Великого Государя Царя и Великого князя Василия Ивановича всея Руси Самодержца, в лето7115(1607 года) построено кадило сие серебряное в Нижний Нов-Град в соборную церковь Преображения Господня, в нем весу. золотника(около 0,5 кг), а подновилось в 7223 (1715 году) при державе Благоверного Государя Царя и Великого князя Петра Алексеевича всея России Самодержца, при Благоверном Великом князе Алексее Петровиче, меж патриаршества тщанием Преосвященного Сильвестра Митрополита Нижегородского и Анадырского и всего града Боголюбивых подателей» Успенская церковь содержалась на средства помещика.

I Константин Александрович с любовью учил детей музыкальной грамоте, и они платили ему взаим­ностью. Ни один праздник не обходился без К. А. Травина.

Не забываемые рождественские елки, пасхальные торжества или духовные концерты надолго оставались в памяти его учеников, наших бабушек и дедушек.

В Богородском Константин Александрович Травин был известной личностью. Когда-то он преподавал в гимназиях Нижнего Новгорода, а в последние годы жизни был регентом в храме Воскресения нашего села. Умер Травин в 1929 году в полном расцвете творческих сил.

 

Здание же церковно-приходской школы Успенской церкви еще долго простояло в Богородске и было разрушено осенью 1978 года.

По сохранившимся документам девяностых годов XIX века известно, что священником в церкви Успения был И.Т. Кудрявцев (отец настоятеля Рождественской церкви отца Владимира Кудрявцева), которому тогда было за шестьдесят. Он окончил курс семинарии по второму раз­ряду и находился на службе с 1850 года. С 1867 года служил в храме диакон Ф.И. Богородский из высшего отделения духовного училища. Псаломщиком был Е.В. Бестужев. Из документов следует также, что прихожанами церкви Успе­ния Пресвятой Богородицы являлись жители Высокова, Песочного, Демидова, Княже-Поля, Шопова, Антеньева, Березовки, Лазарева, Крастелихи, Выболова.

>

Хор церкви Успения Пресвятой Богородицы под управлением регента Константина Александровича Травкина. 20-е годы XX в.
Храм стоял на базарной площади, поражая своей пре­красной архитектурой, и был обнесен красивой, каменной, с коваными решетками оградой. До сих пор еще живы люди, которые помнят светлые и мрачные дни Успенской церкви.

Мне запомнился рассказ, который я слышал, будучи школьником. В старину народ был более благочестив, у храма было много жертвователей и благоустроителей. Люди добровольно отдавали церковную утварь, иконы, деньги, ризы. Одна из зажиточных жительниц села, некая Надежда Санкина, дала обещание, что не выйдет замуж до тех пор, пока своими руками не вышьет плащаницу Успения Божией Матери. Получив на то благословение, девушка несколько лет отдала работе над этой плащаницей. К августу 1889 года она была готова. Многие из богородчан ходили смотреть на это чудное изделие мастерицы. Искус­ство вышивания бисером, золотыми и серебряными нитями по бархату-дар Божий, которым обладали редкие люди. Последними священнослужителями церкви были Михаил Соколов, Александр Белов, , Константин Оранский.

Тридцатые годы для православной веры и для наших храмов стали самыми трагичными. Пострадала и Успенская церковь. Храм был осквернен, купола сброшены, колокольня разрушена.свидетели рассказывали, как по пустому гулкому помеще­нию церкви гулял ветер, перелистывая страницы брошен­ною на пол Евангелия, как бы давая понять людям: они не ведают, что творят. Были изуродованы иконостас, подсвечники, прочая церковная утварь. И об этом помнят богородчане.

Церковь Успения...Конец 30-х XX-го
Хочется надеяться, что в недалеком будущем полураз­рушенный храм будет возрожден и вновь откроет двери всем к нему с верой приходящим.

 

 

 

Церковь Успения.Конец30-х XX-го
Реставрация церкви

Приложение 3

Старое Клатбище

Много хранит Богородск песен, преданий, сказаний,.связанных с событиями, историческими места­ми, людьми, некогда здесь жившими.

Могила астронома Тезикова Константина Ивановича  
Ворота Всесвятского кладбища.  
Одним из таких исторических мест города является наше старое кладбище, или, как его называли в прошлом, «Всесвягское», в честь находившегося там храма По рассказам учителя истории Михаила Николаевича Обжорина (1907- 1990 гг.), первые захоронения в селе Богородском имели место на территории Городного конца в южной части Ба­зарной площади, ныне улицы Сушникова и части улицы Венецкого, прилегающей к церкви Успения Божьей Матери.С развитием кожевенной промышленности и движе­нием населения в селе возникла необходимость в отведении нового места для захоронений. Так, в 1810 году с постройкой храма в честь «Всех святых» открывается существующее ныне кладбище. Оно являлось святым местом для каждого богородчанина, поэтому каждый подходивший к воротам кладбища имел особое чувство благоговения и скорби. Прежде всего внимание посетителя привлекала икона на воротах, от которых начиналась главная липовая аллея, ведущая к церкви. Печальный звон колокола вселял определенный духовный настрой в каждого, кто приходил отдать дань памяти и почитания нашим предкам. Кладбищенский храм «Всех святых» представлял собой небольшое, однокупольное строение с примыкавшей к нему колокольней, увенчанной шпилем и крестом. Достопримечательностью храма явля­лась внутренняя роспись, выполненная по сырой штукатурке красками, в основу которых входило молоко. Аналогичную роспись мы можем увидеть в соборе Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале. Большое стечение народа на кладбище можно было увидеть в престольный праздник, а также в так называемые родительские субботы. Кладбище занимает возвышенную часть ландшафта местности. Церковь стояла на его высокой точке, поэтому шпиль с крестом, венчающий колокольню, поднимался над деревьями, словно маяк, и был виден отовсюду, символизируя молчаливую победу над смертью. Кладбище содержалось в порядке. Наряду с простыми могила останавливали взгляд посетителя ограды и памятники более состоятельных семей. Можно было увидеть ограды и кресты из чугуна художественного литья. На местах других захоронений привлекала внимание художественная работа кованых оград богородского кузнеца Василия Михайловича Аникина.

 

Имеются могилы людей состоятельных: Галибиных, Любимовых. Пчелиных, Головастиковых, Сыровых, Зуевых и других. Естьзахоронения мукомола, владельца местной паровой мельницы Мараханова, купцов Сургутовых, Алек­сандровых, Марковых, Кукиных и других, которые способствовали бурному развитию промышленности села.

Захоронение Кварцова
Склеп Головастиковых     Го
Здесь в мае 1918 г. были похоронены борцы за Совет­скую власть - Юргенс, Кашин, Сушников, Бренцисс, воины, умершие в госпиталях нашего города в годы войны, которые так и остались в этой земле. К нашему стыду места их захоронений, как и прочих других, осквернены.К сожалению, с горечью приходится смотреть на то, как мы, потомки захороненных здесь предков, небла­годарно отнеслись к их памяти. Все, что мы видим сейчас, говорит о бездушии, о низкой духовности и безнравст­венности нашего общества. Куда ни бросишь свой взор, кругом беспорядок, мусор, упавшие деревья, изуродованные (отчасти руками наших школьников и молодежи) памятники, кресты.

Склеп купца второй гильдии Александрова А. М
Нельзя пройти мимо могил нашего музыканта хормей­стера Сергея Сергеевича Свиридова, отдавшего более шести­десяти лет любимому делу, местного краеведа В.П. Шело-маева, написавшего книгу «Богородский район». Привлекает внимание склеп, в котором покоится прах основателя му­зыкальной школы в Богородске В.А. Рождественского. Осо­бую дань уважения хочется отдать известной сказочнице бабушке А.П. Марковой, прах которой также предан этой. Что касается кладбищенской церкви «Всех святых», то она, как и все остальные церкви города, была просто стерта с лица земли в конце 30-х годов. А ведь в былые времена любой человек, будь то богородчанин или приезжий, мог прийти в одну из церквей (а их в селе было четыре) и поставить свечу в память об усопшем или за здравие живущего.

 

 

Захоронение Кравцова