Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Физиологические основы



Принято выделять три основных функциональных блока, или три основных аппарата мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической дея- тельности: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования; блок получения, обработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира; блок програм- мирования, регуляции и контроля психической деятельности. Все они взаимосвязаны теснейшим образом. Наиболее эволюционно молодым образованием мозга является префронтальная кора лобных долей больших полушарий, и именно с ней связывают способность к сознательному восприятию человеком себя, т.е. формирование самосо- знания у субъекта и способность волевыми усилиями регулировать функции своего организма, в том числе качество и интенсивность психических состояний.

По критерию длительности среди эмоциональных явлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональные состояния в большей степени отражают общее глобальное отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связаны с его личностными характеристиками. Возникновение и протекание как собственно эмоций, так и эмоциональных состояний тесно связано с деятельностью модулирующих систем мозга, где ведущая роль отводится лимбической системе.

На особенности темперамента субъекта и, следовательно, на специфику переживания им различных психических состояний и на его настроение существенно влияет то, какие именно структуры мозга наиболее интенсивно взаимодействуют между собой, какова биохимическая составляющая детерминации того или иного психического состояния. Левое и правое полушария головного мозга вносят разный вклад в актуализацию психических состояний человека.

6)КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТОЯНИЙ

По Левитову

1. Состояния личностные и ситуативные. В первых выражаются ин­дивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуа­ций, которые часто вызывают у человека не характерные для него реакции. В данном случае речь идет о типичных или не типичных для человека реакциях на ситуацию, поэтому название этой груп­пы состояний, данное Левитовым, нельзя признать удачным. Все состояния ситуативны, т. е. развиваются под влиянием той или иной ситуации, поэтому следовало бы говорить о типичных и не типичных для данного человека состояниях.

2. Состояния более глубокие и более поверхностные. Речь идет о том, насколько сильно выражено то или иное состояние человека.

3. Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Предполагается, что одни состояния действуют на че­ловека благотворно, другие вредны для него. Во многих случаях это так, но абсолютной границы здесь нет. Злость, например, мо­жет как мешать человеку («ослеплять» его разум), так и помогать мобилизовать возможности.

4. Состояния продолжительные и краткие. Одни состояния длятся минуты, другие — сутки и более.

5. Состояния более или менее осознанные. Рассеянность, считает Левитов, чаще бывает неосознаваемым психическим состоянием, а решительность — всегда сознательна.

По Сосниковой

1. Состояния сознания (с предельно высокой, высокой и выше обыч­ной активностью).

2. Состояния внимания (с предельно высокой, высокой и выше обыч­ной активностью).

3. Состояния деятельности (ведушей деятельности, потребностные, мотивационные, целей, способов осуществления).

4. Состояния с преобладанием психических процессов (ощущений, восприятий, представлений).

5. Состояния с преобладанием одной из сторон психики (интеллек­туальные, эмоциональные, волевые).

6. Личностные состояния с доминирующими в их структуре свой­ствами личности (направленности, характера, темперамента, спо­собностей).

По Прохорову

− деятельность: а) состояния, улучшающие выполнение дея тельности; б) состояния, ухудшающие выполнение деятельности;

− взаимоотношения и общение: а) состояния, улучшающие общение и взаимоотношения; б) состояния, ухудшающие общение и взаимоотношения;

− личность (характер, система отношений к действительности): а) состояния, обусловленные положительным отношением к действительности; б) состояния, обусловленные отрицательным отношением к действительности;

− биологические структуры личности (характера): а) положительные психофизиологические состояния; б) отрицательные психофизиологические состояния;

− эмоциональные компоненты характера: а) положительные эмоциональные состояния; б) отрицательные эмоциональные состояния;

− волевые черты характера: а) положительные волевые состояния; б) отрицательные волевые состояния;

− интеллектуальные черты характер: а) положительные ин теллектуальные состояния; б) отрицательные интеллектуальные состояния.