Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Пояснения к схеме вседневной вечерни.



Вседневная вечерня совершается при закрытых царских вратах, открыта только внутренняя завеса. Священник облачен в епитрахиль, поручи и фелонь.

Если перед вечерней читался 9-й час, то на вечерне после возгласа следует «Приидите, поклонимся…»; если же 9-й час не читался, то – Начало обычное.

Стоя перед царскими вратами, священник дает начальный возглас вседневной вечерни: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков»,

чтец: «Аминь»,

Начало обычное (если не читался 9-й час),

«Приидите, поклонимся…» (если читался 9-й час),

103-й псалом, предначинательный – читается. В этом псалме повествуется о сотворении мира и блаженном состоянии людей до грехопадения. Это один из древнейших элементов вечерни – в ее составе примерно с 6 века.

X Во время чтения 103-го псалма священник перед царскими вратами с непокрытой головой тайно (про себя) читает светильничные молитвы, которых 7 – по числу дней Творения. В некоторых богослужебных книгах вечерня поэтому называется «светильничное».

Начиная с этого момента (после 103-го псалма) в составе вечерни есть молитвословия и песнопения молитвенно-покаянного характера, содержащие прошения о возвращении того, чего лишились люди после грехопадения.

Великая ектения.

Ектении́

Ектения́ – особая молитва, разделенная на ряд кратких отрывочных прошений, приглашающих к молитве и указывающих предметы её. Эти прошения чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи». Прошения произносит диакон, а в случае отсутствия его – священник. «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи» отвечает хор, в древности весь народ. «Ектения» переводится как составная молитва, а «сугубая ектения» - напряженное, прилежное моление. Современные ектеньи своими корнями уходят в молитвы 1-го века, а в литургических памятниках 3-5 вв. уже есть прошения, очень схожие с современными. Вот некоторые из них: «О мире иже с неба помолимся…», «О епископе помолимся, да Господь наш его долговечна в вере сохранит…», «О пресвитерех помолимся, да Господь не отнимет от них пресвитерства духа и им усердие и благочестие до конца дарует», «О верных мирских помолимся, да Господь даст им веру совершеннее соблюсти», «О всем мире помолимся, да Господь коемуждо промыслит, подая единому коемуждо полезна».

Существует несколько видов ектений:

Великая или мирная ектения. Начинается словами «Миром Господу помолимся…», имеет 12 прошений, после каждого поется «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи». Сугубая ектения. Значит усиленная, начинается словами «Рцем вси…», после 1-ых двух прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных трижды. Если эта ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже…», то «Господи, помилуй» сразу трижды.

Просительная ектения или усиленное моление. Начинается словами «Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви», после нескольких первых прошений поется «Господи, помилуй» 1 раз, после остальных «Подай, Господи», после последнего «Тебе, Господи».

Малаяектения. Это сокращенная великая ектения, начинается словами «Паки и паки…», имеет 3 прошения, после первых двух «Господи, помилуй» 1 раз, после последнего «Тебе, Господи».

На вечерне и утрени должно быть по одной великой, сугубой, просительной и одна или несколько малых ектений. На Литургии одна великая, одна сугубая, две просительных, несколько малых, заупокойная и ектения об оглашенных.

По Уставу на вечерне после великой ектеньи должна читаться кафизма Псалтири. В современной практике не читается.

Если была кафизма, то после нее следует малая ектения.

«Господи, воззвах…», «Да исправится…», «Положи, Господи, хранение…» и т.д., это стихи 140, 141, 129 и 116 псалмов. Словами этих псалмов мы слезно взываем к Богу и, уповая на милость Его, просим избавить нас от последствий грехопадения. В составе вечерни с 4 века.

Стихи этих псалмов в Часослове сначала идут подряд без разметки, а под конец имеют следующую разметку: на 10 «Изведи из темницы душу…», на 8 «Из глубины воззвах…», на 6 «Аще беззакония на́зриши…», на 4 «От стражи утренния…». Стихи поются или читаются подряд от начала до той разметки, на сколько стихир положено петь в данный день. Далее стихи Часослова чередуются со стихирами. Количество стихир зависит от торжественности праздника и определяется Уставом.

Во время пения «Господи, воззвах…» и стихов диакон (или священник, если служит один) совершает каждение алтаря и храма.

Есть несколько традиций исполнения «Господи, воззвах» и стихов(до соответствующей разметки ):

1) Первый стих «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя» поет канонарх, остальные стихи поет хор, припевая к каждому стиху 140-го псалма припев «Услыши мя, Господи», а 141-го «Воззвах к Тебе, спаси мя». Такой образ исполнения предполагает Устав.

2) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи поются подряд без припева.

3) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи прочитываются подряд.

4) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи читаются подряд. Хор с некоторыми паузами негромко поет припев «Услыши мя, Господи» или «Воззвах к Тебе, спаси мя», чтение при этом не прерывается.

5) «Господи, воззвах…Да исправится…» поется на определенный глас, остальные стихи опускаются, т.е. не поются и не читаются. Такой образ исполнения наиболее распространен в современных приходских храмах.

Количество стихир на «Господи, воззвах…»:

1) «на 10» – на воскресном всенощном бдении в течение всего года; Великим постом на вечерне, после которой следует Литургия Преждеосвященных Даров, и в воскресенье вечером, а также еще в некоторых случаях, определенных Уставом;

2) «на 8» – на великой вечерне в средние и великие праздники;

3) «на 6» – на вседневной вечерне;

4) «на 4» – на малой вечерне.

На рассматриваемой нами вседневной вечерне стихи поются подряд до «на 6», исполняется стих «Аще беззакония…» и стихира, затем следующий стих «Имене ради…» и следующая стихира и так далее до конца.

Если стихи «Положи…» опускаются (5-й способ исполнения), то сразу после «Господи, воззвах…Да исправится…» произносится соответствующий стих «на …» (в зависимости от дня и праздника) и чередуются стихи со стихирами, как изложено выше. На вседневной вечерне это «Аще беззакония…». В исполнении «Господи, воззвах…» и стихир участвует канонарх и хор. (Канонарх – это назначенный певец или чтец, который на вечерне и утрени возглашает начало и гласы изменяемых песнопений, произносит часть стиха перед стихирой и др.. В монастырях есть традиция канонаршить стихиры полностью, то есть канонарх произносит одну строчку стихиры, хор поет эту строчку, канонарх произносит следующую строчку, хор её поет и т.д. до конца стихиры). Канонарх возглашает: «Глас…(такой-то) Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», хор поет «Господи, воззвах…Да исправится…» на названный глас. ! «Господи, воззвах…Да исправится…» всегда поется на глас 1-й стихиры,которая затем последует. Далее, по Уставу, канонарх произносит 1-ю половину стиха, а хор поет 2-ю половину на соответствующий глас и стихиру. Например, канонарх: «Аще беззакония на́зриши, Господи, Господи, кто постоит», хор поет: «Яко у Тебе очищение есть» и стихиру. При невозможности исполнить стих таким образом, его полностью поют или прочитывают.

Как выше уже было сказано, на вседневной вечерне на «Господи, воззвах…» поются 6 стихир. 3 стихиры берутся из Октоиха и 3 из Минеи. Как видно, здесь тоже соблюдена иерархия – сначала песнопения в честь, например, Господа, Ангелов, Апостолов, а затем святому Минеи. Поются первые три стихиры Октоиха на текущий (рядовой) глас этой седмицы, а стихиры Минеи на глас (и подобен), который указан в Минее перед стихирами. Канонарх перед стихирами другого содержания, в данном случае Минеи, возглашает их глас: «Глас…(такой-то, например, осьмый) Яко у Господа милость…». Если глас Минеи совпадает с гласом Октоиха, то канонарх произносит: «Глас той же…» и следующий стих.

После стихир на «Господи, воззвах…» в Минее может быть напечатана особая стихира (в 9-й главе Типикона она названа «самогласна стихира»; это наименование происходит от того, что Слава поется просто на какой-либо глас, тогда как сами стихиры на «Господи, воззвах» почти всегда поются на подобен) – Слава или Славник святому, т.к. поется на, то есть после слов «Слава…». Глас Славы указан в Минее на ряду.