Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Образ соединения канонов на утрени.



Поется ирмос 1-го канона (на вседневной утрени - Октоиха) на текущий глас Октоиха;

* читается или поется припев по содержанию канона (например, к тропарям воскресного канона припев «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему», Крестовоскресного – «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению Твоему», в Двунадесятые Господские праздники – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», Покаянного (Умилительного) – «Помилуй мя, Боже, помилуй мя»Богородице – «Пресвятая Богородице, спаси нас», святителям «Святителю отче …, моли Бога о нас», мученику – «Святый мучениче …, моли Бога о нас», преподобному – «Преподобне отче …, моли Бога о нас» и т.п. Припевы к тропарям канона известны из литургических памятников 16 века. читается 1-й тропарь 1-го канона;

* далее чередуются припевы с тропарями 1-го канона, к тропарям в честь мучеников припев «Святи мученицы, молите Бога о нас». К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 2-го канона.К Богородичну 1-го канона припев «Пресвятая Богородице, спаси нас», в современной практике этот Богородичен обычно пропускается;

* далее чередуются соответствующие припевы с тропарями 3-го канона – в данном случае, святому Минеи. Перед последним тропарем – Богородичном припев «Слава, и ныне…». Есть практика читать «Слава…» перед предпоследним тропарем, а «И ныне…» перед Богородичном.

После всех тропарей 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней канона поется покрывающий ирмос – катавасия. Слово катавасия в переводе с древне греческого языка понимается как схождение, проще говоря, сходка двух хоров на середину храма для пения молитвы. В главе Т. №19 подробно на весь год распределена катавасия для канона. На вседневной утрени в качестве катавасии поется ирмос последнего канона, в данном случае Минеи, соответствующей песни. Значит, катавасией по 3-й песни будет ирмос 3-й песни канона Минеи, по 6-й песни – ирмос 6-й песни и т.д. Глас канона Минеи указан в начале канона.

Краегране́сие или краестро́чие или акро́стих – это литературный прием, когда при сочетании первых букв ирмосов или тропарей канона или ирмосов и тропарей образуется фраза, относящаяся к празднуемому событию или святому и иногда открывающая имя автора канона. Акро́стихможно прочитать только в греческом оригинале.

После 3-й, 6-й и 9-й песней канона малая ектения..

 

Схема соединения канонов(на вседневной утрени)

1-йканон Песнь 1 Песнь 3 Малая ектения, седален, Слава, и ныне: Богородичен или Крестобогородичен Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Малая ектения, кондак и икос Песнь 7 Песнь 8 Песнь Богородицы «Честнейшую…» Песнь 9 Малая ектения, светильны
Ирмос Припевы Тропари Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и Ирмос Прип-ы Троп-и
2-й канон Припевы Тропари Припевы Тропари Прип-ы Троп-и Припевы Тропари Припевы Тропари Прип-ы Троп-и Припевы Тропари Припевы Тропари
3-й канон Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия Прип-ы Троп-и Слава, и ныне: тропарь Припевы Тропари Благосло-вим,и ныне: тропарь «Хвалим, благосло-вим…» Катавасия Припевы Тропари Слава, и ныне: тропарь Катавасия «Достойно есть…»

 

По 3-й песни малая ектения, затем читается седален святому Минеи, «Слава, и ныне…» Богородичен, а в среду и пяток Крестобогородичен, Минеи. В некоторые дни по 3-й песни в Минее на ряду может быть напечатан кондак святому. В таком случае следует петь (или читать) сначала кондак, затем седален, «Слава, и ныне…» Богородичен.

По 6-й песни малая ектения, затем поется кондак святому Минеи на глас, указанный перед кондаком. Сразу за кондаком поется на тот же глас (или читается) икос, если он в Минее на ряду напечатан. Следует обратить внимание, что часто икос оканчивается той же фразой, что и кондак. Это своеобразный литературный прием, подчеркивающий какой-либо аспект праздника или памяти святого. Напечатанный по 6-й песни кондак святого читается на часах и поется на Литургии.

По 8-й песни:перед катавасией поется «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». Во время пения 8-й песни диакон (или священник) кадит алтарь, во время пения катавасии выходит из алтаря, кадит солею, становится у иконы Богоматери, кадит ее и возглашает «Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим» и затем кадит весь храм,хор поет песнь Богородицы - «Честнейшую…».

Это песнопение состоит из стихов Евангелия от Луки (1, 46-55) «Величит душа моя Господа…» и припева «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем», который припевается к каждому стиху. Автором припева «Честнейшую…» является прп. Косьма Маюмский. По преданию, ему явилась сама Матерь Божия сказав, что из всех песнопений, составленных им в Её честь, это наиболее приятно Ей, и к поющим сию песнь Она особенно близка. По замыслу Типикона, «Честнейшую…» должно петься «велегласно», то есть громко и торжественно.

Есть в богослужебном году службы, когда «Честнейшую…» не поется, например, Двунадесятые праздники и их отдания и другие, указанные в 20-й главе Типикона.

По 9-й песни после катавасии поется «Достойно есть…» на глас катавасии и совершается земной поклон, затем малая ектения.

Светильны.

Светильны

Их еще называют эксапостиларии. На вседневной утрени читаются светильны из приложения Октоиха «Эксапостиларии всея седмицы самопесно». В этом приложении на каждый день седмицы напечатан светилен с Богородичном, в четверг два светильна и Богородичен.

Образ исполнения светильнов:

o Читается светилен Октоиха,

o «Слава, И ныне…» Богородичен Октоиха, а в среду и пяток Крестобогородичен.

Если в Минее по 9-й песни есть светилен святому, то:

o сначала читается светилен Октоиха,

o «Слава…» светилен святому Минеи,

o «И ныне…» Богородичен Минеи, а в среду и пяток Крестобогородичен Октоиха.

В четверг:

o читается первый светилен Октоиха,

o «Слава…» второй светилен Октоиха,

o «И ныне…» Богородичен Октоиха.

Если святому Минеи есть светилен, то в четверг:

o читаются подряд оба светильна Октоиха,

o «Слава…» светилен святому Минеи,

o «И ныне…» Богородичен Минеи.

Устав чтения светильнов изложен в 16-й главе Типикона и в приложении Октоиха.

Хвали́тные псалмы (148, 149, 150) читаются, начиная с «Хвалите Господа с небес…» и до последнего стиха «Хвалите Его в кимвалех доброгласных…». Так эти псалмы называются потому, что чуть ли не каждая строчка начинается с призыва ко всякому творению Божию восхвалить своего Творца.

Славословие будничное читается. Это 2-я редакция славословия в Часослове. Сразу после хвалитных псалмов читается «Слава, и ныне…», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…».

Просительная ектения

Стихиры на стиховне. Как и на вседневной вечерне, на вседневной утрени на стиховне поются 3 стихиры Октоиха. Первая стихира поется без предваряющего ее стиха. Канонарх возглашает глас и произносит первую строчку стихиры (до запятой или разметки), хор поет всю стихиру, включая первую строчку. Остальные две поются со стихами радостно-утешительного характера «Исполнихомся заутра милости Твоея…» и «И буди светлость Господа Бога нашего на нас…», напечатанными на ряду в Октоихе, а также Часослове. После 3-х стихир поется «Слава, и ныне…» Богородичен или Крестобогородичен Октоиха. На утрени святому в Минее на стиховне может быть стихира на «Слава…». В таком случае на «И ныне…» поется Богородичен из 2-го приложения Минеи по гласу Славы святому. В среду и пяток поется Крестобогородичен Минеи на ряду.

«Благо есть исповедатися…» читается.

Трисвятое по Отче наш – читается

Тропарь. В конце вседневной утрени поется тропарь святому Минеи (тот же тропарь, что в конце вечерни и на «Бог Господь»), «Слава, и ныне…» Богородичен из 4-го приложения Минеи по гласу тропаря святому «в конец(т.е. в конце)утрени».

Сугубая ектения

Окончание:

свящ.: «Премудрость»

хор: «Благослови»

свящ.: «Сый благословен…»

хор: «Аминь. Утверди, Боже…»,

задергивается внутренняя завеса,

читается «Приидите, поклонимся…» и 1-й час

После того, как священник прочитает молитву 1-го часа «Христе, Свете истинный…», хор поет «Взбранной Воеводе…»,

свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»,

хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови»,

священник, стоя на солее лицом к народу, произносит полный (великий) отпу́ст - это благословение по окончании службы на выход из храма. В конце вседневной утрени после 1-го часа произносится полный отпу́ст

хор: [«Аминь»]

многолетие – «Великого Господина…»

 

Образец составления будничной утрени.

 

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

"Бог Господь…" глас 1–йсо стихами

Тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»дважды,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому из 4-го приложения Минеи)

глас 1–й «Чудо чудес, Благодатная…»

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помышляю день страшный…»

Кафизма рядовая, седальны (Октоиха) «Помилуй нас, Господи…»

Псалом 50-й

Канон: два канона Октоиха глас 6-йи один канон Минеи глас 8-й

Катавасия - ирмосы последнего канона, т.е. Минеи - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни катавасия глас 8-й «Ты еси утверждение…», ектения малая, седален святого «Воздержанием…», «Слава, и ныне…» Богородичен «Теплая Предстательнице…»

по 6-й песни катавасия «Очисти мя…», ектения малая, кондак святому Минеи

глас 4-й «Подвизався, ангел на земли…»

по 8-й песни катавасия «Седмерицею пещь…», "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии «Устрашися всяк слух…» поётся "Достойно есть" на глас 8-й

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню) «Небо звезда́ми украси́вый…»

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха «Сладость Ангелов…»

Хвалитные псалмы

Славословие будничное читается

Ектения просительная

Стихиры на стиховне (Октоиха) глас 6-й «Нага мя обреет…», «Сердца моего стру́пы…», «Господи, в памяти святых Твоих…»

«Слава, и ныне…» Богородичен (Октоиха) глас 6-й «Архангельское слово…»

"Благо есть исповедатися..."

Трисвятое по Отче наш: тропарь святому Минеи глас 1–й «Пустынный житель…»,

«Слава, и ныне…» Богородичен (по гласу тропаря святому, из 4-о приложения Минеи) глас 1–й «Пречистая Богородице…»

Ектения сугубая

Окончание

1-ый час

Отпуст.

 

Особенности вседневной вечерни и утрени,