Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Взаимоотношения ребенка с окружающими людьми 3 страница



А. И. Силвестру были получены очень яркие свиде­тельства сложной архитектоники образа самого себя у дошкольников и диалектического взаимодействия его центра с периферией. Во-первых, ему удалось констати­ровать связь между искажением представления ребенка о своих способностях далеко прыгать и общими личност­ными особенностями детей. И во-вторых, он сумел, от­правляясь от периферии, существенно преобразовать в формирующем эксперименте ядро образа.

А. И. Силвестру отметил, что дети с точными пред-


ставленнями вели себя адекватно условиям, при трудно­стях проявляли настойчивость и старание, их отличали общительность, умение не только сотрудничать с окру­жающими, но и постоять, когда нужно за себя. Таких детей было немного в младшем и среднем возрасте, но в старшем их доля превышала 73%. При заниженных представлениях дети в тех же условиях были малопод­вижны, необщительны, недоверчивы, они легко обижа­лись, не верили в свои силы, не умели сотрудничать и защищать свои интересы. В младшей группе таких детей не было совсем, а в средней и старшей они составляли примерно 10%. У детей с завышенными представления­ми отмечалась несдержанность, они мало старались и не обращали должного внимания на трудности, не всегда умели ладить с окружающими людьми, в случае неуспе­ха очень расстраивались, быстро обижались. Доля таких детей была наибольшей в младшей группе (78%), а по­том снижалась. Установленные факты А. И. Силвестру истолковал как результат влияния центра на периферию образа самого себя, как проявление общей самооценки в конкретных представлениях о себе. Он выдвинул гипоте­зу, что для коррекции ошибочных представлений детей нужно обогатить индивидуальный опыт ребенка новыми реальными знаниями о пределах своих сил и создать у него благоприятный опыт взаимоотношений с окружаю­щими людьми.

Для опытов были отобраны 5 дошкольников, стойко занижавших свои достижения в прыжках (более 50% их ответов отклонялись от фактов в сторону преуменьше­ния результатов). В течение 2 мес с каждым из них бы­ло проведено 16 занятий. На занятиях испытуемый пры­гал вместе со специально подобранными товарищами, достижения которых были заметно ниже, чем у него, а уверенность в себе намного выше. Взрослый ободрял всех детей, хвалил и высоко их оценивал. Результаты формирующих занятий представлены в табл. 9.

Из таблицы видно, что после занятий дети дали 84% точных ответов по сравнению с 36% до них. Среди не­точных ответов отсутствовали случаи недооценки своих прыжков, а в 16% случаев испытуемые даже завышали свои показатели, чего раньше никогда не делали.

Умение детей анализировать и оценивать успехи дру­гих детей также повышалось. Но изменения коснулись не только отношения детей к своим прыжкам. Они стали смелее, 3 из 5 детей даже решились пройти по качающей-


Таблица g Ответы испытуемых о дальности своих прыжков и прыжков других детей до и после формирующих занятий (в среднем по группе), %

 

 

 

  Время опроса   Ответы э прыжках  
  отсут-   неточные
Прыжки    
    ствуют   завышен­ные занижен- н ы е
Собственные До ____
  После
Партнера по          
занятиям До
  После ■—
Других детей До
  После ~

ся доске. Исчезли их скованность и нерешительность, они теперь намного чаще контактировали с товарищами, проявляли активность и инициативу. По-видимому, ито­ги формирующих опытов свидетельствуют о влиянии пе­риферии образа себя у ребенка на его центр.

В целом исследование А. И. Силвестру значительно обогащает наши знания о становлении и развитии обра­за самого себя у дошкольников. Рассмотренная работа, а также другие работы имеют прямое практическое зна­чение. Они показывают родителям и воспитателям, что представление ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. При этом в первые 7 лет жизни наиболее сильное влия­ние оказывают воздействия взрослых людей. Это накла­дывает на них особую ответственность, но одновременно открывает им и большие возможности для воспитания у детей желательных качеств личности, связанных с осо­бенностями представления ребенка о себе.

* * *

Подведем коаткие итоги тому, о чем говорили в гл. IV.

Общение, как и всякая другая деятельность, завер­шается определенным результатом. Результат общения можно рассматривать как его продукт.

Общение приводит к созданию многочисленных и раз­нообразных продуктов. Среди них важное место за-


нимают взаимоотношения и образ самого себя. Характер общения обусловливает особенности взаи­моотношений людей.«/Но и взаимоотношения, раз возник­нув, в свою очередаявоздействуют на процессы общения. Взаимоотношения людей носят избирательный харак­тер. Избирательность в отношениях определяется потреб­ностями человека. Избирательные взаимоотношения между людьми в высокой степени зависят от коммуни­кативной потребности.

Партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкрет­ному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит. Зависимость взаимоотношений от содержания потреб­ности в общении обнаруживается как в общении детей с взрослыми, так и в общении их между собой. В фунда­менте добрых отношений в общении с обоими партнера­ми лежит удовлетворение потребности ребенка в добро­желательном внимании окружающих людей; она «оп­редмечивается» в личностных коммуникативных мо­тивах.

Образ самого себя возникает у ребенка в ходе раз­личных видов жизненной практики: опыта индивидуаль­ной (одиночной) деятельности и опыта общения. Функ­ционирование организма («жизнь тела») создает эле­ментарную основу для самоощущения ребенка. Решаю­щее значение в качестве источника и фактора развития у детей представления о себе и отношения к себе имеет предметная деятельность, активно преобразующая окру­жающий мир и имеющая социально-исторический харак­тер. Общение среди прочих видов такой деятельности вызывает особенно острую нужду в самопознании и co-j здает наилучшие(условия для его протекания.

Образ самого себя мы понимаем как аффективно-когнитивный комплекс. Его аффективную часть мы на­зываем самооценкой, а когнитивную — представлением ребенка о себе. В раннем и дошкольном детстве можно наблюдать переход от абсолютной самооценки к относи­тельной, а также общую и конкретную самооценки. Представления детей о себе с возрастом становятся все более точными, но возможны и их устойчивые искаже­ния (занижение, завышение) под влиянием аффектив­ного компонента образа.


Заключение

Мы рассмотрели проблему общения детей с окружающи­ми людьми — его природу, возникновение, развитие в первые 7 лет жизни и некоторые продукты общения. Мы стремились показать, как^ребенок после появления на свет постепенно вступает в контакты сначала с взрослы­ми, а потом и со сверстниками. Он реализует при этом свою прирожденную способность стать человеком. Не будь ее — никто и ничто не помогло бы ему; все попытки воспитать человека из животных, даже таких, как антро­поиды, всегда терпели неудачу [Н. Н. Ладыгина-Коте, 1935].

Но этого недостаточно — в изоляции от мира людей ребенок остается полуживотным (дети-«Маугли», дети с тяжелыми формами госпитализма). Он становится чело­веком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение — условие и важнейший фактор психического развития ре­бенка. '

Общение не сводится к внешне наблюдаемым контак­там людей — оно в них обнаруживается. Оно является сложной деятельностью, имеющей внешне развернутую феноменологию, видимую наблюдателю, и обширную ду­ховную часть, скрытую от его глаз, с многоуровневой структурой. Коммуникативная деятельность побуждает­ся особыми потребностями и мотивами.

В общение человек вступает движимый потребностью к самопознанию и удовлетворяет ее через познание дру­гих людей и с их помощью. Вот в чем состоит самое глав­ное в общении.

Ребенок вступает в общение не сразу. И в том, чтобы возникли связи малыша со всем миром людей, чтобы про­снулось в нем его человеческое начало, решающую роль играет взрослый. Он провидит в новорожденном будуще­го человека — только поэтому новорожденный и стано­вится им. Но нельзя умалять и значение собственной ак­тивности ребенка. Он не просто приемлет то, что исходит от старших, а преломляет через призму своих способно­стей и возможностей.


Литература

Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3, 12, 23, 42.

Авдеева Н. Н. Развитие эмоционального самоощущения у ре­бенка первого года жизни//Новые исследования в психологии. 1976. № 2 (15). С. 75—79.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания//Избр. психол. тр.: В 2 т.—М., 1980а.—Т. 1.—С. 16—178.

Ананьев Б. Г. К. постановке проблемы развития детского само-сознания//Избр. психол. тр.: В 2 т.—М., 19806.—Т. 2.—С. 103—127.

Андреева Г. М. Социальная психология.— М., 1980а.— 416 с.

Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 19806. К° 4. С. 3—13.

Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы.— М., 1968.— 442 с.

Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развп-тия//Принцип деятельности в психологии. М., 1978. С. 21—38.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца.— М., 1979.— 320 с.

Бедельбаева X. Т. Развитие избирательного отношения к зри­тельным воздействиям у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис— М., 1978а.—28 с.

Бедельбаева X. Т. Влияние общения на избирательное отноше­ние детей к «социальным» и «физическим» зрительным сигналам //Новые исследования в психологии. 19786. № 2 (21). С. 55—68. ^ Бедельбаева X. Т., Смирнова Е. О. Общение с взрослыми — ос­новной источник психического развития ребенка (о формировании внеситуативных форм общения)//Дошкольное воспитание. 1980. № 2. С. 32—35.

Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе вос­приятия и усвоения устной речи (в норме и патологии).— М., 1977.— 176 с.

Бернштейн Н. А. О построении движений.— М., 1947.— 254 с.

Бижу У., Баер Д. Некоторые методологические достижения функционального анализа процесса развития ребенка//Изучение раз­вития и поведения детей. М., 1966. С. 199—240.

Еодалев А. А. Восприятие человека человеком.— Л., 1965.— 123 с.

Бодалев А. А. и др. Новые данные к проблеме «социальной пер-цеш1ии»//Вопр. психологии. 1970. № 3. С. 126—131.

'* Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возра­сте.—М., 1968.—464 с.

Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М, 1967.—195 с. • Веденов А. В. Вопросы коммунистического воспитания и психо­логическая наука//Вопр. психологии. 1963. № 4. С. 7—20.

Венгер Л. А. Восприятие и обучение,—М., 1969.—365 с. Ветрова В. В. Развитие предречевых вокализаций у детей от 5 до 19 месяцев//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. № 2 (6). С. 56—61.

Ветрова В. В, Влияние слышимой речи на предречевые вока-


лизании детей раннего возраста//Новые исследования в психоло­гии. 1973. № 1 (7). С. 41—43.

Ветрова В. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вер­бальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис.— М., 1975.—23 с.

Власова Н. Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста//Вопр. психологии. 1977. № 1. С. 97—106.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост­ков/Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В, Драгуновой.— М, 1967.—360 с.

Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского.—М., 1979.—284 с.

Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях/Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной.— М, 1955.—139 с.

Воспитание, обучение и психическое развитие/Под ред. А. В. Запорожца, В. В. Давыдова —М., 1977.—Ч. 1.—207 с.

Восприятие и деятельность/Под ред. А. Н. Леонтьева.— М., 1976.—320 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: В 6 т.—М., 1982.—Т. 2,—С. 5—361.

Выготский Л. С. История развития высших психических фун­кций //Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 3. — С. 5 — 328. •

Выготский Л. С. Младенческий возраст//Собр. соч.: В 6 т.— М., 1984.—Т. 4.—С. 269—317.

Галигузова Л. Н. Развитие потребности в общении со сверстни­ками в раннем возрасте//Новые исследования в психологии. 1978. № 2 (1.9). С. 60—64.

Галигузова Л. Н. К вопросу о происхождении и специфике по­требности в общении со сверстниками у детей раннего возраста//Но-вые исследования в психологии. 1980, № 2(23). С. 31—36.

Гальперин П. Я- Развитие исследований по формированию ум­ственных действий//Психологическая наука в СССР.— М., 1959.— Т. 1.—С. 441—469.

» Гальперин П. #., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.— М., 1978.— 120 с.

Годовикова Д. Б. Роль предварительного зрительного ознаком­ления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста//Вопр. психологии. 1959. № 2 С. 144—156.

Годовикова Д. Б. Исследование латентного научения//Вопр. психологии. 1965, № 4. С. 165—175.

Годовикова Д. Б. Особенности реакции младенцев на «физиче­ские» и «социальные» звуковые раздражители//Вопр. психологии 1969. Л° 6. С. 79—91.

Годовикова Д. Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности//Некоторые актуальные пси­холого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обу­чения. М., 1976. С. 222—226.

Давыдов В. В. Психологические проблемы воспитания и обуче­ния подрастающего поколеиия//Вопр. психологии. 1977 № 5 С 35— 47.

Димитров И. Т. Целостная деятельность и «образ самого себя»
у дошкольников//Новые исследования в психологии 1979 № 2 (21)
С. 64—69. ' у ''

До&рыишиН. Ф. Активность личности и принцип значимости //Проблемы личности. М., 1969. С. 450—458.


Елагина М. Г. Возникновение активной речи в процессе сотруд­ничества с взрослыми у детей раннего возраста: Лвтореф. канд. дне—М., 1977а,—16 с.

Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте//Вопр. психологии. 19776. № 2. С. 135—142.

Елагина М. Г. Общая и конкретная самооценка у детей ранне­го возраста//Новые исследования в психологии. 1982. № 2 (27). С. 48—54.

Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды//Вопр. психологии. 1967. № 2. С. 11—24.

Запорожец А. В. Развитие произвольных движений.— М., 1960а.— 430 с.

Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность//Тез. XVIII ]Чеждунар. психол. конгресса. М., 19606. С. 54—63.

Запорожец А. В., Величковский Б. М. Предисловие к книге Т. Бауэра «Психическое развитие младенца».— М., 1979.— С. 5—10.

Запорожец А. В. и др. Восприятие и действие.— М., 1966.— 323 с.

Зинченко В. П. Теоретические проблемы психологии восприя-тия//Инженерная психология. М., 1964. С. 231—264.

Изучение мотивации детей и подростков/Под ред. Л. И. Божо-вич, Л. В. Благонадежиной.— М., 1972.— 351 с.

Ильенков Э. В. Что же такое личность?//С чего начинается личность. М., 1979. С. 183—237.

Исследования по проблемам возрастной и педагогической пси­хологин/Под ред. В. В. Давыдова, М. И. Лисиной.— М., 1978.— 163 с.

q Исследования по проблемам возрастной и педагогической психо­логии/Под ред. М. И. Лисиной.—М., 1980,—168 с.

Каверина Е. К- О развитии речи у детей первых двух лет жиз­ни.— М., 1950,— 121 с.

Каган М. С. Человеческая деятельность.— М., 1974.— 328 с.

Кемпински А. Психопатология неврозов.— Варшава, 1975.— 400 с.

Кистяковская М. Ю. Развитие движения у детей первого года жизни—М, 1970.—224 с.

Ковалев А. Г. Психология личности.—Л., 1963.— 262 с.

Коломинский Я- Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах,—Минск, 1976.—217 с.

Коломинский Я- Л. Психология личных взаимоотношений в груп­пе сверстников: Автореф. докт. дис.— М, 1981.— 59 с.

Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга.—Л.. 1967.— 181 с.

Кон И. С. Общение и самосознание//Социально-психологические и лингвистические характеристики! форм общения и развития кон­тактов между людьми. М., 1971. С. 85—108.

Кон И. С. Открытие «Я».—М„ 1978.—367 с.

Кон И. С. Психология юношеского возраста.— М., 1979.— 175 с.

Кон И. С. Дружба.—М., 1980.—220 с.

Корницкая С. В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым//Вопр. психологии. 1973. № 4. С. 65—70.

Корницкая С. В. Влияние сопепжания общения со взрослым на отношение к нему реевнка: Автореф. канд. дис—М., Г975.—'16 с


Кривина С. М-, Фрухт Э. Л. Особенности развития детей ранне­го возраста.— М., 1975.—46 с.

Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их ин­стинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях.— М„ 1935.—207 с.

Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст,—М., 1971.— 279 с.

Леонтьев А. А. Психология общения.— Тарту, 1973.— 208 с.

Леонтьев А. А. Деятельность » общение//Вопр. философии. 1979а. № 1. С. 121 — 132.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение.— М., 19796.— 48 е.

Леонтьев А. Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии//Тез. докл. к XX Междунар. психол. конгрессу. М., 1972. С. 104—115.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М„ 1983.

Лехтман-Абрамович Р. #., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве.— М., 1949.— 73 с.

Лийметс X. И. О некоторых исходных положениях в исследова­нии ученических групп и коллективов/УИзменения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. С. 37—41.

Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста//Вопр. психологии. 1961. № 3. С. 117—124.

Лцсина М. И. Возпаетные и индивидуальные особенности обще­ния со взрослыми у детей от рождения до Г лет: лвтореф. докт: ЯйсГ— М., ТУ/4a-—-S6- г.

Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как основной фак­тор возникновения активной речи в раннем возрасте//Материалы симпозиумов XXIV Всесоюз. совещания по проблемам высшей нер­вной деятельности, посвященного 125-летию со дня рождения И. П. Павлова. М., 19746. С. 295—297.

Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни//Вопр. психологии. 1978, № 5. С. 73—78.

Лисина М. И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и до­школьного возрастав/Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. С. 128—146.

Лисина AL И— Галигизова ,/7_ /7. Изучение становления потреб­ности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего воз-раста//Психолпго-печягогическне проблемы общения. М., 1979. С. 60— /У.

Лисина М. И., Лопес Гевара Г. М. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение I. Различе­ние фонем родного и иностранного языка у русских детен//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1972. М° 2 (6). С. 45—50.

Лисина М. И., Лопес Гевара Г. М. Развитие избирательности фонематического слуха в раннем возрасте. Сообщение П. Различе­ние фонем родного языка у кубинских взрослых и детей/УНовые исследования в психологии. 1973. № 2(8). С. 36—38.

Лисина М. И., Мещерякова С. Ю., Сорокина А. И. Эмоциональ­ное развитие младенцев в общении//У1 Всесоюз. съезд психологов. Ж, 1983. С. 77—79.

138 . '-


Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у до­школьников. — Кишинев, 1983. ■— 110 с.

Лисина М. И., Шерьязданова X. Т. К вопросу об избиратель­ности отношения к зрительным воздействиям//Изв. АН Казахской ССР. 1980. № 1. С. 59—65.

Лозоцева В. Н. Особенности отношения подростка к сверстни­ку как к образцу: Автореф. канд. дис.— М., 1978.— 20 с.

>. Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение//Методологиче-ские проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 151—164.

Лямина Г. М. Развитие понимания речи у детей второго года жизнпЦВопр. психология. 1960. № 3. С. 306—121.

Ляудис В. Я- Память в процессе развития.— М., 1976.— 256 с.

Мазитова Г. X. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: Автореф. канд. дис—М., 1977.—22 с.

Мазитова Г. X. Взаимоотношения с окружающими взрослыми как фактор ггззвития личности ребенка на первом году жизни//Вопр. . психологии личности. Ташкент, liffiL GL 62.—1£~

Манова-Томова В. Емоции и говор у малкото дите.— София, 1969.— 195 с.

Мещерякова С. ГО. Особенности «комплекса оживления» у мла­денцев при воздействии предметов и общении с взрослыми//Вопр. психологии. 1975. № 5. С. 81—99.

Мещерякова С. Ю. Психологический анализ «комплекса ожив­ления» у младенцев: Автореф. канд. дис.— М., 1979.— 16 с.

Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я.— М., 1976.— 287 с.

Мухина В. С. Психология дошкольника,—М., 1975.— 240 с.

Мышление и общение/Под ред. Ц. Л. Фридман, А. А. Брудно-го.—Алма-Ата, 1973.—347 с.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы.— Л., 1960.—224 с.

Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ре­бенка.—М., 1975.—232 с.

Обуховский К- Психология влечений человека.— М., 1972.— 237. с.

«'-Общение и его влияние на развитие психики дошкольника/Под ред. М. И. Лисиной,—М., 1974.—209 с.

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со _в.здо-. слым/Пид-рвд. .М—-И. Лнещкж-^--М., Г985.— 208 с.

Отношения между сверстниками в группе детского сада: (опыт социально-психологического исследования)/Под ред. Т. А. Репиной.— М., 1978,—200 с.

^Очерки психологии детей младшего школьного возраста/Под ред. А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович.—М., 1950.—190 с.

Павлов И. П. Избранные сочинения.— М., 1949.—638 с.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.— М., 1971.— 351 с.

Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка.— М, 1962.—519 с.

Петровский А. В. О некоторых проблемах социально-психоло­гических исследований//Вопр. психологии. 1970. № 4. С. 3—10.

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника.—М., 1977.—272 с.

Попова М. И. Особенности речевых проявлений детей первого полугодия второго года жизни//Вопр. психологии. 1968. К» 4. С. 116—122.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история.— М., I960.—
213 с. .


Принцип развития в психологии/Под ред. Л. И. Анцыферовой.— М., 1978,—368 с.

Пришвин М. Незабудки.—М., 1969.—368 с. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова,— М., 1978.—238 с.

Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред. В. В. Давыдова.—М., 1979.—160 с.

Проблема общения в психологии/Под ред. Б. Ф. Ломова.—М., 1981.—277 с.

Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе/Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др.—М„ 1976.—156 с.

Проблемы формирования социогенных потребностей/Под ред. Ш. Н. Чхартишвили, Н. И. Саржвеладзе.— Тбилиси, 1974.— 308 с. О Психологические основы формирования личности в условиях об­щественного воспитания/Под ред. И. В. Дубровиной и др.— М., /1979.—261 с.

Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запо­рожца, Д. Б. Эльконина.— М., 1964.— 352 с.

^Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.— М., 1965.— 294 с.

Психология формирования личности и проблемы обучения/Под ред. Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной.—М., 1980.— 168 с.

t Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте/Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.— М„ 1966.—300 с.

«■Развитие общения у дошкольников/Под ред. А. В. Запорожца,
М. И. Лисиной.—М., 1974.—288 с.
: я>Рояк А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимо-

отношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возра-ста//Вопр. психологии. 1974. № 3. С. 71—83.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.— М., 1946.— 704 с. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.— М, 1973.— 424 с.

Савонько Е. И. Возрастные особенности ориентации ребенка на самооценку и оценку его другими людьми//Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970. № 1 (14). С. 129—132. Сеченов И. М. Избранные произведения.— М., 1970.— 771 с. Силвестру А. И. К. вопросу о развитии самооценки в дошколь­ном возрасте//Новые исследования в психологии. 1978а.—№ 2 (19) —■ С. 80—84.

Силвестру А. И. Роль индивидуального опыта и опыта обще­ния в формировании у дошкольников представлений о своих воз­можностях: Автореф. канд. дис.— М., 19786.— 18 с.

Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 15—29.

Смирнова Е. О. влияние отношений между ребенком и взрослым на эффективность обучения в дошкольном возрасте//Новые исслело-. вапия в психологии. 1975. № 1 (12). С. 37—39.

Сми~рнозл—£-U. Цлияние~~оБщения ребенка со взоослыми на эффективность, ппучртшя дошкольников: Автореф канд дне—Ч ТЪТТ.— 71 с.

Смирнова Е. О. Влияние формы общения со взрослым на эф­фективность обучения дошкольников//Вопр. психологии 1980 № 5. С. 105—112.

Смирнова Е. О., Кондратович И. А. Проявление некоторых осо­бенностей в общении со взрослым у детей раннего и дошкольного возраста//Дошкольное воспитание. 1913. JSL.9. С. 18—21.


Смирнова Р. А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкгогнгогс возраста: Автореф. канд. дис.— т., "тэгп^^---2в-с.

Сорокина Т. М. Исследование феномена «амбивалентного пове­дения» у детей раннего возраста: Автореф. канд. дис—М.,--1977.— 20 с.

Сорокина Т. М. О некоторых, индивидуально-возрастных осо­бенностях общения детей раннего возраста//Вопросы обучения и воспитания. Горький, 1978. С. 142—154.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасо-вой-Вуковой. — М., 1980.—235 с.

Спок Б. Ребенок и уход за ним.—М., 1971.—-456 с.

Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис.— М., 1977.— 15 с.

* Счастная А. М. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада и подготовительных классов школы: Автореф. канд дис—Киев, 1980.—21 с.

Татозов Т. Влияние на эмоционалите съсотояния върху говор-ната активност на деца от 2 до 3-годишна възраста: Автореф. канд. дис.— София, 1976.— 39 с.

Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга/Под ред. А. А. Бодалева.— Краснодар, 1975.— 186 с.

Уманский Л. И. Критерии диагностики общественной активно­сти группы как коллектива//Социально-психологические вопросы об­щественной активности школьников и студентов. Курск, 1971. С. 4—25.

Уэллс Г. Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму.— М., 1968.— 288 с.

Фигурин Н. Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения де­тей в возрасте от рождения до одного года.— М, 1949.— 101 с.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже.— М., 1967.—653 с.

Фокина Н. Э. Развитие моральных суждений у младших школь­ников и подростков: Автореф. канд. дис.— М., 1978.—23 с.

Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакций у детей.— М, 1977.—87 с.