Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Наиболее важные различия при спотыкании и заикании по данным Weiss, Landova и Moravec



 

Фактор Спотыкание Заикание
Сознание дефекта Отсутствие Имеется
Речь при напряже- Лучше Хуже
нии    
Привлечение внима- Улучшает речь Ухудшает
ния к речи    
Иностранный язык Лучше Хуже
Чтение хорошо зна- Хуже Лучше
комого текста    
Чтение неизвестного Лучше Хуже
текста    
Письмо Торопливое, повторя- Сжатое, напряженное,
  ющееся, с неясным по- заторможенное
  черком  
Отношение к собст- Безразличное, небреж- Боязливое
венной речи ное  
Психологические пе- Опережающее Отставленные
реживания    
Академические спо- Не достигают возмож- Хорошие и высокие
собности ного уровня, хотя хо- (многое зависит от от-
  рошие и высокие ношения к преподава-
    телям)
Электроэнцефало- Дизритмия Чаще норма
грамма Ухудшение речи Улучшение
Эффект Ли Улучшение Ухудшение
Аминазин Ухудшение Улучшение
Цель терапии Очень небольшое или Большое
Желание лечиться отсутствует  
  Направить внимание Отвлечь внимание от
  на детали речи деталей

Расстройства темпа, ритма и плавности речи_________________________ 169

Изучение критериев сходства и различия между спотыка­нием и заиканием с помощью объективных методов играет ог­ромную роль в диагностике и выборе лечебных мероприятий.

Первоначальным приемом работы со спотыкающимися будет изменение установки их на свою речь. Известно, что у спотыкающихся, как правило, страдает оценка собственно­го расстройства речи. Им кажется, что они должны говорить быстрее, так как слушатели не смогут от нетерпения усле­дить за их мыслью. Нормальная по темпу речь воспринима­ется спотыкающимися как флегматичная. Спотыкающиеся не осознают своей плохой речи, и только серьезные неудачи или другие веские причины могут заставить их лечиться.

Изменение установки больного на правильный темп речи является трудной задачей, требующей тщательного, терпе­ливого и твердого объяснения сущности речевого недостат­ка. Последовательная переделка самооценки собственной речи должна основываться на объективном сравнительном показе качества нормальной и спотыкающейся речи путем записей речи спотыкающихся и нормально говорящих на магнитофонную пленку.

Важно иметь в виду, что спотыкание является не одним симптомом, а нарушением перцепции, внимания, темпа, ритма, мелодии и неправильного отношения пациентов к ре­чевой коммуникации в целом. Поэтому коррекции должна подвергаться вся речевая деятельность и личность пациен­та. Успех терапии основывается на желании пациента ле­читься и умении специалиста поддерживать у него неосла­бевающий интерес к этому лечению. С самого начала важна отработка речевого внимания и способности к длительной концентрации его. Не менее важным является развитие ар-тикуляторного и мышечного контроля в процессе устной речи, чтения вслух, письма.

Работа по замедлению темпа речи вначале строится пу­тем применения сопряженных и отраженных форм речи и чтения. Чтение должно осуществляться по заранее прорабо­танному тексту с расстановкой смысловых пауз.

Благоприятное действие на нормализацию темпа речи производит усиленная артикуляция по Крайницу.

В процессе библиотерапии необходимо предотвращать бы-строе пробегание последующего текста глазами, для чего ре­комендуется прикрывание нижележащих строчек линейкой.


B.C. Кочергина

Выработке нормального темпа речи способствуют обрат­ный счет и фонетическое письмо с проговариванием слов в момент их написания.

В настоящее время большинство авторов рекомендуют обучение естественным навыкам речи, чтения, письма без применения механических приемов. Затем проводится диф­ференцированная работа над слуховым вниманием ритмом мелодии, интонацией, акцентуацией речи спотыкающихся. Пациенты приучаются к внимательному прослушиванию текста, музыки, повторению музыкальных фраз, ритма и т. д. Далее речь усложняется за счет обучения коротким переска­зам, рассказам по картинкам и, наконец, происходит пере­ход к сообщениям, докладам, изложению свободных мыс­лей. Большую пользу приносят удлинение слогов, привитие навыков пользоваться правильными ударениями речи, ак­центуация речи голосом. У многих спотыкающихся, несмот­ря на многоречивость, имеется недостаточный запас слов, поэтому при устранении спотыкания важным моментом яв­ляется расширение словарного запаса. Достигается это чте­нием вслух, приучением к пересказу, заучиванием наизусть стихов, использованием словаря при затруднениях в акцен­туации и подборе слов.

Следующим важным звеном устранения спотыкания яв­ляется развитие внимания к состоянию внутренней речи: продумывание содержания и вербального оформления каж­дой фразы, смысловая редакция фраз с выделением основ­ного содержания. Как правило, спотыкающиеся не умеют выделять главные и второстепенные смысловые категории. При пересказе они могут дать четкую цитату и затем сбив­чивый набор фраз с некоторой пустотой смысла, поэтому необходимо научить спотыкающихся организовать пересказ, выделяя основное содержание текста. Должен поощряться пересказ своими словами (содержание книги, статьи, кино­фильма, телевизионных передач, посещение музеев, выста­вок и т. д.).

Предлагается чаще повторять больным: «Думай о том, что говоришь», «Говори для других». Перцепция (ощущение, восприятие) и внимание воспитываются одновременно с тем­пом речи. Все это служит предпосылкой для перехода к сво­бодной речи. Обучение свободной речи начинается с простей-


расстройства темпа, ритма и плавности речи__________________________ 171

ших ответов на вопросы в необходимом темпе речи, с уси­ленным артикулированием звуков. При сочетании спотыка­ния с дислалиеи рекомендуется начинать лечение спотыка­ния с устранения дислалии. Одновременное привлечение внимания к технике артикулирования, проговаривания, оформления фраз облегчает последующую работу по борьбе со спотыканием. При сочетании спотыкания с заиканием принцип логопедической работы зависит от преобладания того или другого нарушения речи (при преобладании споты­кания основной принцип — привлечение внимания пациен­та к его плохой речи, при преобладании заикания — отвле­чение внимания от дефектной речи и т. д.).

Расстройства фонации должны корригироваться после окончания лечения спотыкания. Снижение регистра голоса (особенно в период мутации) рекомендуется проводить в физиологических его границах.

Комплекс терапии спотыкания включает занятия по фи­зическому и музыкально-ритмическому воспитанию (лечеб­ная гимнастика, ритмика с элементами сдерживающего на­чала или тонизирования в зависимости от фонового темпа речи и моторики). При лечении спотыкания рекомендуется медикаментозная терапия, способствующая нормализации ритма и темпа речи, устранению расстройств функции веге­тативной нервной системы, нарушений дыхания и т. д. Это достигается назначением миорелаксантов, центральных хо-линолитических и нейроплегических препаратов (B.C. Кочер-гина). Специалист должен все время внимательно следить за изменением клинической картины спотыкания в процессе лечения и определять, какой элемент речи в данный момент должен подвергаться основной терапии. Устранение споты­кания требует раннего начала лечения, систематической дли­тельной терапии, а также периодического контроля вслед­ствие склонности этого расстройства речи к рецидивам. Weiss, Seeman, Kurka и др. указывают на трудности излечения спо­тыкания у лиц с недисциплинированным и расторможенным поведением. В процессе терапии спотыкания немалую роль играет рациональная, а иногда авторитарная психотерапия, которая должна проходить через всю работу логопеда и вра­ча. Надо постоянно учитывать, что лечение спотыкания во многих случаях является профилактикой заикания.


172__________________________________________ B.C. Кочергина

Теоретические и практические вопросы, связанные с нару­шениями ритма и темпа речи несудорожного происхождения, естественно, интересуют широкие массы специалистов по патологии речи. Наличие специфики тахилалии, брали л а-лии и спотыкания теперь уже ни у кого не вызывает сомне­ния. Многие связанные с этим проблемы решены в настоя­щее время с достаточной четкостью. Однако остается еще большое количество «белых пятен», требующих дальнейше­го глубокого исследования.

Брадилалия, тахилалия и спотыкание относятся к нару­шениям развития внешней и внутренней речи с расстрой­ством ее ритма и темпа. Они делают речь человека малопо­нятной, что ограничивает духовные возможности страдаю­щих этими нарушениями лиц даже при хорошем, а иногда и высоком интеллекте.

Отсутствие должного внимания к вопросам патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики сходных речевых расстройств, включающих нарушение темпа и ритма речи, нередко влечет за собой ошибки в определении целенаправ­ленного лечебного воздействия, что в ряде случаев не толь­ко не помогает больному, но может даже ухудшить состоя­ние его речи.

Своевременная борьба с тахилалией, брадилалией и спо­тыканием в раннем детском возрасте исключает наличие этих нарушений речи в дальнейшем, а также обеспечивает профилактику заикания. В этой связи тщательное изучение этиологии, патогенеза, клиники и терапии указанных рас­стройств речи и смешанных их форм имеет огромное прак­тическое значение.

Кочергина B.C. Брадилалия, тахилалия, спотыкание. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. — С. 213—218; 221—226.


С.М. Любинская