Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Современный педагог-стремление к идеалу.



Профессию педагога, невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.

Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера, они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности?

Обратимся к истории педагогической профессии.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя:

 

«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо».

 

Человек трудной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель».

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

 

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности, воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Оно отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности

(Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются:

· активность личности,

· целеустремленность,

· уравновешенность,

· желание работать со школьниками,

· способность не теряться в экстремальных ситуациях,

· обаяние,

· честность,

· справедливость,

· современность,

· педагогический гуманизм,

· эрудиция,

· педагогический такт,

· толерантность,

· дисциплинированность,

· педагогический оптимизм.

Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на профессиональную деятельность.

В компетенции идеального учителя входит экстремальная компетентность и аутокомпетентность.

Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

· гностические,

· идеологические,

· дидактические,

· организационно-методические,

· коммуникативно-режиссерские,

· прогностические,

· рефлексивные,

· организационно-педагогические,

· конструктивные,

· технологические,

· производственно-операционные,

· специальные умения.

В сознании многих людей еще живет образ «народного учителя» начала XX века, наделенного многими добродетелями. Именно теми, на которые обращали внимание еще античные мыслители в рамках пайдейи. Сегодня же ситуация такова, что, с одной стороны, профессия педагога стала массовой и «женской», с другой – нет научных основ отбора молодежи в «учительство».

Каким должен быть идеальный учитель?

Об этом мы спросили учеников обыкновенной школы и простых обывателей (авторский стиль изложения сохранен).

 

Мнение №1: «Учитель должен не орать, а говорить спокойно, стараться делать так, чтобы было интересно ученикам».

Мнение №2: «Так... Ну, первым делом учитель свой предмет должен любить. Даже нет – ЛЮБИТЬ. Притом любить не с энтузиазмом новичка, которому только что показали «чудо», а... не знаю даже, с чем это сравнить, с продолжительной супружеской жизнью, что ли? Знать плюсы, знать минусы, но при этом – продолжать интересоваться, находить и помнить «изюминки», получать удовольствие, рассказывая о предмете... Для полной идеальности учителя – еще действительно хотеть заинтересовать собеседника (в частном случае, ученика) предметом, в крайнем случае – оставить хорошее о нем впечатление. Это, по-моему, есть надежный путь к привлечению внимания учащихся. Возможно, мне кажется это важным потому, что все «идеальные» педагоги, которые меня учили, свои предметы обожали.

Вторым пунктом хотелось бы отметить умение говорить. Внятное произношение, минимум слов-паразитов, избегание сложно сложноподчиненных предложений, которые в письменном виде заняли бы треть, а то и половину страницы. Еще, пожалуй, умение пользоваться интонацией. Это редко бывает врожденным; надо тренироваться. Слишком важно это для удержания внимания учащихся. Мне встречались такие педагоги: да, они умные люди, они понимают и ценят свой предмет, но их совершенно невозможно слушать – или невнятная речь, так что приходится постоянно переспрашивать, или любовь к «уходам в сторону» или такой структуре предложений, что уследить за мыслью никак не получается.

Дальше будет... гибкость, что ли? С одной стороны, адаптация к новым материалам и новой технике, новым разработкам в своей и смежных областях. С другой стороны – способность выслушивать и адекватно реагировать на критику, комментарии, поправки со стороны окружающих, в особенности со стороны учеников. Больной вопрос, правда? (И риторический.)

Ну и напоследок – крепкие нервы. Способность не срываться на истерики по поводу и без повода, не поддерживать чужие истерики (дети часто не в состоянии контролировать свои эмоции); способность спокойно отвечать на вопросы, особенно на повторяющиеся; способность не считать все происходящее на уроке личным оскорблением. Возможно, кто-то скажет, что крепкие нервы должны быть первым пунктом. Я не соглашусь. Дело в том, что некрепкие нервы, скорее всего, помешают развитию какого-то из предыдущих пунктов, третьего – почти наверняка; наличие же первого и третьего пунктов – почти гарантия достаточно крепких нервов».

Мнение №3: «Да пусть хотя бы свой предмет знает. Надоело уже, когда читаешь методичку его, там написана глупость, ты спрашиваешь, что за глупость, он слушает и соглашается – действительно глупость. Ну, раз педагог-идеал, то еще:

1) всесторонне развитый, эрудированный, умный;

2) с хорошей дикцией;

3) человек слова;

4) умеющий управлять аудиторией;

5) с хорошей зарплатой.

Самое главное. Чтобы он не насаждал, что все так и есть, а давал бы ученикам вывести своим умом, что как есть, так сказать, вел бы к решению. И избегал шаблонных вопросов и задач, по возможности».

Мнение №4: «Он должен быть требовательным и очень строгим на уроках. Но обязательно шутить и смеяться! Хотя бы иногда».

Мнение №5: «Каждый учитель должен знать, понимать детскую психологию».

Мнение №6: «Учитель должен быть в первую очередь человеком и с пониманием относиться к ученикам, к их проблемам и трудностям. Идеальный учитель просто любит своих учеников, с пониманием относится к подросткам, к их проблемам. Он должен быть своим в кругу учеников, но в тоже время быть старше и не допускать панибратских отношений.

Важно, конечно, чтобы он умел заинтересовать аудиторию, чтобы на его занятиях было интересно. Чтобы не возникало даже мысли о чем-то другом. Он должен быть дружелюбным и приветливым.

Учитель должен знать свой предмет, знать основы других наук. Иметь такое качество как самообучение. Должен быть многогранной и интересной личностью. Все остальные моменты: крепкие нервы, человек слова, любовь к тому, что делает, чему учит – это само собой разумеется.

Зарплата – важный фактор, влияющий на моральное состояние человека, но не на истинного учителя, энтузиаста, учителя по призванию. И все же зарплата должна поддерживать любого человека, а не наводить на мысли о переходе в другую более прибыльную сферу».

Мнение №7: «Учитель должен быть пионером, новатором. То есть не просто «отдолбить» материал урока, а как-то любопытно рассказывать, давать что-то новое. Ещё люблю учителей, которые поддерживают разговоры с учениками. У нас двое таких, обожаю их».

Мнение №8: «Для меня идеальный учитель – это тот человек, который знает и умеет объяснить свой предмет. Никогда не назовет класс «дебилами», а учеников «уродами». Который может после урока остаться и помочь ученику, не вникнувшему в тему урока».

Итак, если собрать воедино все те черты, о которых говорили опрашиваемые, то получится, наверное, идеальный Учитель. Педагог-новатор, обладающий великолепными организаторскими и творческими способностями, дружелюбный, успешный, ответственный, мудрый, гибкий, разумный, воспитывающий личным примером, а главное – любящий всех своих детей и каждого ребенка в отдельности.

Но все ли так просто?

Размышляя над проблемой, ужасает ее необъятность, ее многогранность и сложность. Затронутая тема, заставляет задуматься над тем, какой же ты сам учитель? По мере углубления в проблему, первоначальная кажущаяся банальность ее сменяется холодком в груди от понимания ее значимости и от отсутствия прямолинейного ответа.

Все же попытаемся разобраться, является ли компетентный предметник-профессионал идеальным учителем? Какими качествами должен обладать идеальный педагог? Каким видит идеального учителя наша социальная система, и нуждается ли она в таком идеале?

Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, целеустремленность.

Но всегда ли такой учитель востребован?

Для школьной системы идеальный учитель – это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия организованные вышестоящими органами. У него в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него... В идеале, этот безупречный учитель выделяет нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для участия и обеспечения хороших результатов в предметных олимпиадах.

Через некоторое количество лет этот идеальный учитель получит высшую категорию и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках. Еще лучше никогда не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше катиться по накатанной колее, чем доказывать свою точку зрения. В этой ситуации следует сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель. Но бесконфликтность, беспроблемность – не самый главный критерий социальной полезности. Удобности – да.

Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека. И для каждого человека образ этот различен, причем различается этот образ и в разные периоды жизни отдельного человека.

И все же. Идеальный учитель – это тот человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, тот, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Мне в жизни не очень повезло. Память о моей школьной жизни хранит негативные впечатления о педагогах. Да и сейчас, проработав пятнадцать лет в школе и общаясь с педагогами других школ, очень редко встречаешь настоящего Учителя, обладающего всеми вышеперечисленными качествами.

Еще Я.А. Коменский говорил, что никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя.

Говоря о современном идеальном учителе, нельзя не затронуть проблему взаимоотношений между учениками и педагогами. И здесь не надо выдумывать какой-то специальной системы, достаточно вспомнить этико-педагогические взгляды таких мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведущей идеей практической и теоретической деятельности, по мнению великих педагогов, должна стать идея гуманизма, которая признает ценность любого человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление заложенных в каждом человеке способностей. Это такая система, в которой благо человека является критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.

Понимание сущности принципа гуманизма очень важно. Но чтобы реализовать его, а не только продекларировать, необходимо определить правила реализации этого принципа. Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми, как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:

1) безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;

2) отказ от деления учеников по способностям, «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;

3) терпимость к поступкам и нестандартному поведению детей;

4) вера в возможность развития каждого ученика, даже при совершении проступков и правонарушений;

5) оптимистический, деятельный тон и стиль общения;

6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках ученика;

7) недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;

8) признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;

9) интеграция учащихся в единый коллектив, независимо от класса, параллели, ступени обучения;

10) создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и учащимися.

Важнейшее условие успешного интерактивного общения – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Большое значение в налаживании интерактивного общения с учениками имеет оптимизм педагога. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация.

Умение пошутить, чувство юмора, повышает эффективность педагогического воздействия. Дети не любят серости, уныния. У них сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Рейтинг и авторитет такого учителя на порядок выше, чем у других педагогов.

Идеальный учитель испытывает радость от общения с детьми. Такой педагог и коллектив учащихся возглавляет не ради очень призрачной в педагогике карьеры, не ради заработной платы, а ради самих детей. И школьники платят ему взаимностью.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности сталкивался с «трудными» подростками, или как сейчас принято говорить – подростками девиантного поведения. Как найти общий язык с ними, это отдельный разговор. Хочется только отметить, что при желании эта проблема решаема. Известный детский психолог и врач В.Л. Леви считал: «Если вам трудно найти контакт, общий язык с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь минуту в день отдайте воспоминаниям себя в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилия не пропадут, найдется, может быть, неожиданное решение».

Анализируя собственную педагогическую деятельность, остановлюсь на одном примере. Однажды на уроке изобразительного искусства в шестом классе решила пойти на риск – предложила объединиться нескольким ученикам, отличавшимся не самым лучшим поведением. Дала им большой лист бумаги, помогла на начальном этапе, а затем только наблюдала.

Результат превзошел все наши ожидания. «Трудные» дети получили одобрение одноклассников, почувствовали вкус успеха. Работа учащихся в малой группе стала частью коллективной работы всего класса. Ее мы поместили на сайт нашей школы. На следующем уроке проблем с дисциплиной не было – дети сразу стали работать в группе. Значит, нужно заинтересовать детей на уроке. Не только поставить цель перед детьми, но и указать путь к этой цели, создать ситуацию успеха – вот нехитрые «открытия» неидеального учителя изобразительного искусства.

Ведь учитель понимает, что он не «вставит ученику свои мозги» и не проживет за ученика его жизнь, а потому дело чести для учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией качеств настоящего учителя. Профессионал, не создающий новые формы, рискует быть простым ремесленником и транслятором чужих знаний и образцов, а низкая саморегуляция и слабая рефлексия закрывают его возможности к саморазвитию, жизнетворчеству и мастерству педагога-интегратора.

Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе друга и собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей.

Идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом – устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.

В конце концов, смысл человеческой жизни – постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни – трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования.

И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, так как любой, встретившийся в жизни, может быть учителем.

И, наконец, даже самому талантливому учителю трудно будет реализовать свой творческий потенциал при несовершенстве системы образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования.

Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества.

Ведь, по сути, образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Учитель – проводник, духовный наставник, он помогает детям осознать подлинное значение духовных ценностей, дает ту нравственную опору, на которой строится прогресс.

Надежда на реформу образовательной системы живет в педагоге-новаторе. Он понимает, что необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху. Современная система образования должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.

Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.

Мы исходим из того, что «идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса. Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.

Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету знаний, культуры.

 

Роль социального педагога в сопровождении внедрения ФГОС в общеобразовательном учреждении.

Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения. Данная работа позволяет активизировать ресурсы, позволяющие раскрыть и максимально эффективно использовать творческий потенциал не только учащегося, но и всего педагогического коллектива, сопровождая очень важную функцию - развитие личности, включая ее социализацию, активируя также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляя подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.

 

Актуальность темы исследования обозначена тем, что в Российской Федерации вопрос вхождения в систему ФГОС вследствие временного континуума и не повсеместного внедрения не находится на должном уровне. Так, в первую очередь эти проблемы очень сильно отражаются на детях, хотя социальные педагоги все активнее участвуют в процессе социализации и формировании личности.

 

Социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи участников образовательного процесса легло много сложных проблем.

 

При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:

Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей.

 

Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода.

 

Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, инновационная деятельность же требует все большего творческого применения сил.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана.

 

Эти условия могут зависеть от социальной деривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве. Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д. к внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.

Все усилия необходимо направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их устранению.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения ФГОС предназначен для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур для развития общеобразовательного учреждения.

 

При внедрении ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Социальная педагогика здесь, как и прежде, как практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения. Его главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.

 

Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности. В отличие от прошлых времен, когда деятельность образовательного учреждения была скорее направляющего, указующего характера, новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Такое положение, кстати, максимально приближено к содержанию термина «педагог», существующее с древних времен. Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».

 

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы. Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрим объединение действий и усилий учащегося и социального педагога.

Определим сопровождение с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.

 

С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

При подходе как к методу понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

 

С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.

Некоторые родители лишены родительских прав, часть же пытается латентно или в прямой форме уклониться от исполнения родительских обязанностей.

 

При успешной реализации данных мер обозначается четкий переход от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.

Необходимая поддержка и сопровождение может быть оказано на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования; при послевузовском продлении профессионального образования. (Никитина Л. )

 

Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении//Воспитание школьников, №1, - 2001, с33-36.).

Внедрение ФГОС определяет необходимость развития модели общественно-активной школы (ОАШ) – это модель развития школы в тесном взаимодействии с местным сообществом. Это взаимодействие реализуется как посредством активного участия в жизни сообщества (добровольческое движение, благотворительные акции, шефство и т.д), так и через вовлечение местного сообщества в жизнь школы, через превращение ее в центр общественной жизни.

 

Общественно-активная школа:

· принимает концепцию общественно-ориентированного образования как подход к развитию сообщества, что является возможностью для местных жителей, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении местных проблем;

· способствует созданию эффективной системы непрерывного гражданского образования, интегрирующей возможности ОУ, органов государственной власти и других социальных институтов с учетом ее преемственности на всех уровнях и этапах образовательного процесса;

· стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона.

Включенность социального педагога в работу по этому направлению, как специалиста по реализации социальной политики государства в области образования позволит оптимизировать систему деятельности образовательного учреждения в соответствии с целями и задачами развития современного общества.

 

При таком рассмотрении идея автономности приобретает новое осмысление, созвучное по содержанию идеи открытости. Открытость системы определяется, по мнению ряда авторов (В.О. Букетов, О.М. Зайченко, О.С. Орлов, М.Н. Певзнер, А.А. Рахкошкин, Р.М. Шерайзина), как способность воспринимать и учитывать актуальные изменения среды в целях собственного развития. Существенными характеристиками образования как открытой системы являются незавершенность и способность к взаимообмену со средой. Незавершенность обеспечивает динамику развития системы, постоянное стремление к совершенствованию, наличие ситуативное меняющихся перспективных линий, быстрое, мобильное реагирование на происходящие изменения условий индивидуального и социального развития. Способность к интенсивному взаимообмену со средой обеспечивает, с одной стороны, использование внешних ресурсов: информационных (общенаучные, педагогические и другие идеи), человеческих, материально-технических, с другой – обогащение среды за счет продуктов и достижения самой системы .

Таким образом, при осмыслении понятия открытости следует обратить внимание на то, что реализуемая идея опирается в своей сущности на такие характеристики как взаимообмен с окружающей средой, взаимодействие субъектов образовательной системы.

 

В этой связи наиболее прогрессивной является точка зрения М.В. Александровой, которая понимает продуктивное взаимодействие как совместную деятельность, основанную на деловом общении и имеющую своим результатом получение творческого продукта, основной мерой которого выступает развитие самого коллективного субъекта деятельности. По ее мнению, понятие "продуктивное взаимодействие" связано, с одной стороны, с понятием "взаимодействие", а с другой – о представлениями о продуктивности системы, развитие которой проявляется через внутреннее движение ее элементов, формирование единого стиля взаимодействия, обеспечивающего целостность жизнедеятельности и личностного развития всех субъектов системы. Продуктивное взаимодействие выступает в качестве необходимого условия социального и профессионального развития личности: личностное и индивидуальное развитие, формирование межличностных навыков и умений самоопределения, сходное отчасти с понятием «профориентация».

Важнейшим критерием продуктивности развития школы является качество образования. Под качеством образования (обучения и воспитания) учащихся можно понимать систему показателей (или нормативов) знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг к другу. Качество - тот нормативный уровень, которому должна соответствовать "продукция" отрасли просвещения.

 

Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить: уровень обученности школьников; готовность их к продолжению образования; уровень воспитанности учащихся; состояние здоровья детей; уровень социальной адаптации учащихся и выпускников школы к жизни в обществе; уровень выполнения стандартов образования.

Основная идея участия социального педагога заключается в том, чтобы повысить социальную эффективность ОУ, которую можно рассмотреть как совокупность критериев и показателей, отражающих степень удовлетворенности населения качеством образовательных услуг ОУ и уровень развития социальной компетентности школьников.

 

Социальная компетентность рассматривается как качество личности, регулирующее систему отношений человека к самому себе и социальному миру, как адаптивное явление, способствующее успешному функционированию человека в изменяющихся социальных обстоятельствах, возможность реализации человека в его социальных действиях (личностных, межличностных, профессиональных, общественных и т.п.) .

В качестве косвенного критерия эффективности ОАШ можно назвать сформированность корпоративной культуры ОУ, которая понимается как сложный многогранный социокультурный феномен, представляющий собой систему материальных и духовных ценностей (представлений, традиций, обрядов, ритуалов, принципов и т.д.), которая объединяет всех субъектов ОУ и способствует их адаптации к внешней среде и самореализации в профессиональном и личностном плане.

 

Достижение цели опытно-экспериментальной работы возможно при условии использования социальным психологом в образовательном процессе гуманитарных технологий, поскольку данные технологии направлены на человека и реализуются человеком, что указывает на их междисциплинарную сущность. Гуманитарные технологии представляют собой систематизацию, соорганизацию и упорядочение в пространстве и во времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности людей на основе современного гуманитарного знания. Основанием для выбора гуманитарных технологий являются следующие их признаки: постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе; диалоговая позиция; постоянная рефлексия по полученными результатам; единство творческого замысла и алгоритма деятельности, что по замыслу и содержанию наиболее близко направлению деятельности социального педагога при сопровождении ФГОС.

 

Целесообразность использования гуманитарных технологий связана с тем фактом, что они сочетают идеи личностно-ориентированного и общественно-ориентированного образования. В современных исследованиях выделяют четыре группы гуманитарных технологий: направленные на себя; направленные на другого (учащегося); направленные на группу; направленные на социум (родители, социальные партнеры и др.).

 

Таким образом, можно предполагать, что развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволит ОУ выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества, основанное на конкретных делах в интересах людей. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия и способы сотрудничества

Исходя из вышесказанного, социальный педагог при сопрвождении внедрения ФГОС участвует в образовательном процессе, которое понимается как единство трех процессов:

· Обучение,

· Воспитание,

· Развитие.

В специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.

В целом образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.

 

Сегодня в образовательном процессе, взявшем курс на внедрение ФГОС второго поколения, в качестве первостепенной задачи ставит социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование граждански активной личности, изменяет свое содержание и методы работы. В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать образовательный уровень и качество образования как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.

Тем не менее, современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью.

 

В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи и социальный педагог здесь должен быть значимым звеном, непосредственно участвующим и в формировании позитивного эмоционального фона.

Образованным сегодня может считаться человек, который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.

 

Социальный педагог в способности инициировать процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.

Социальный педагог при сопровождении внедрения ФГОС руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.

Главной целью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно - активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе и трудным. Однако учебно-воспитательная работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.

 

Перевоспитание учащегося - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции.

 

Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного учащегося активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании.

 

В гимназии создаются условия для развития учащихся. Работает социальный педагог, психолог, Совет профилактики беспризорности, Совет школы, кружки. Программа коллективных творческих дел позволяет каждому проявить свои способности, способствует развитию личности в коллективе.

Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в гимназии, в семье. А также это дети одаренные.

Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях.

Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Играет главную роль в подготовке и составлении плана работы школы, в т.ч. по вопросам инновационной деятельности при внедрении ФГОС.

Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.

В улучшении его работы помогает хорошая взаимосвязь со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе.

В работе социального работника также идет огромная помощь, со стороны полиции, медицинских учреждений и разных социальных служб. Более частые совместные мероприятия и различные собрания, способствуют лучшей воспитательной работе.

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.).

В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь, основанной на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.

 

Возрастная педагогика в работе с "трудными детьми".

 

"Трудный ребенок": младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу.

Отсюда - неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности, знать, "что такое хорошо и что такое плохо". Создавая "ситуацию успеха", вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять "синдром неудачника".

"Трудный ребенок": средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень - особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы воспитателя в работе с подростковым "трудным" детством.

"Трудный ребенок": старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляция и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимо общение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.