Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Личностные мотивы общения со сверстником у детей 3—4 лет.



Выше описана характерная для трехлеток позиция превосход­ства над товарищами, выражаемая в актах управления партнером, как вербальных, так и преимущественно невербальных. Помимо этого, дети открыто высказывают негативную оценку партнеру (Ты плохой мальчик, Не умеешь играть, Я с тобой не дружу и в гости к себе не приглашу). Большинство оценочных суждений, как правило содержащих отрицательную характеристику, адресовано


Таблица 14

Побудительная сила разных мотивов общения со сверстником у детей 3—4 лет (в усл. баллах)

 

  Побудительная сила общения со сверстником, выполняющим функцию  
Виды и варианты мотивов Сумма баллов 1-й и 2-й колонок
    мастера дела, образца ценителя ,. равного
    партнера
Деловые (в игре) 12,4 11,25 13,33 23,65
Познавательные I — при рассматривании картинок          
рассматривании картинок 15,95 27,95
Познавательные II — при рас- рас-        
сказывании и слушании сказок 6,21 11,21
Личностные I — в беседе с вы-        
ражением одобрения партнеру. 9,98 20,98
Личностные П — в беседе о        
предпочтениях партнера 4,78 9,88 14,66
Сумма баллов 49,32 49,13 13,33

партнеру. А себе дают положительные оценки, в которых звучат гордость обладанием предметом, друзьями, своей внешностью, фи­зическими возможностями. Коллективное МЫ дети не оценивают (см. табл. 13). В 3—4 года впервые появляются, правда крайне редко, личностные мотивы, выражающие интерес к другим лю­дям — сверстникам или их родителям.

Моделирование основных мотивов общения в эксперименте позволило нам оценить различия в их побудительной силе и выявить среди них самые действенные. Полученные нами экспериментальные данные отражены в табл. 14.

Мы обнаружили, что на побудительную силу мотива общения в наибольшей мере влияет наличие или отсутствие в ситуации пред­метов. Мотив выражен сильнее, если общение опосредуется пред­метами (игрушками, картинками) и слабее без опоры на них. Мотивы общения, возникающие в игре, обладают максимальной по­будительной силой, следовательно, ведущий мотив — деловой.

Зависимые от личностного аспекта — роли и функции партнера (сверстник-образец, сверстник-ценитель или равноправные участники игры) — все три варианта мотивов меньше различаются по побудительной силе. Все перечисленные мотивы не изолированы, а взаимосвязаны. Однако по проявлениям инициативности в ком­муникативном поведении детей мы можем судить о преобладании мотива получения подтверждения своей позиции, связанного с моти­вом, проистекающим из потребности в активности.